Судьба религии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение одного из древнейших социальных институтов – института религии, выявление влияния, оказываемого на культуру, а также определение его роли в современном обществе.
В соответствии данной целью основными задачами работы являются:
- выявление взаимосвязи понятий «религия» и «культура»;
- рассмотрение основных мировых религий и их культурных памятников;
- определения влияние религии на современное Российское и мировое сообщество.

Содержание

Введение
1. Место религии в системе культуры
1.1. Религия и культура
1.2. Возникновение и эволюция религий. Мировые религии.
1.3. Религиозные памятники культуры
2. Религия как социальный институт
2.1. Понятие и основные виды социальных институтов
2.2. Религия – древнейший социальный институт
2.3. Основные формы религиозной организации
3. Судьба религии в современном мире
3.1. Тенденции современной религии
3.2. Численность последователей современных религий
3.3 Религия в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

моя Культура и религия.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

    Содержание

    Введение

    1. Место религии в системе культуры

         1.1. Религия и культура

         1.2. Возникновение  и эволюция религий. Мировые  религии.

         1.3. Религиозные памятники  культуры

    2. Религия как социальный институт

         2.1. Понятие и основные  виды социальных институтов

         2.2. Религия – древнейший  социальный институт

         2.3. Основные формы религиозной организации

    3. Судьба религии в современном  мире

         3.1. Тенденции современной  религии

         3.2. Численность последователей  современных религий

         3.3 Религия в России

    Заключение

    Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение 

    Вопрос  взаимосвязи религии и культуры является одним из важнейших в  плане выявления сущности, значения, развития этих двух явлений и сфер общественной жизни. В культурологической мысли сложились различные концепции, рассматривающие проблему соотношения культуры и религии.

    Многие  мыслители связь этих понятий  выводили из сходства самих слов культ и культура, указывая на то, что когда-то они были нераздельны. Культура возникла из культа, и дело не только в происхождении слова, но и (что особенно подчеркивается в религиозных концепциях культуры) в глубинной связи культуры и религиозного культа. В истории человечества нет ни одного общества, где не было бы той или иной формы религиозных верований. Культ (от лат. «cultus» — «почитание») как система различных сакральных действий, выражающих религиозное поклонение божеству или божествам, является основным элементом религии. Религиозная деятельность в свою очередь характеризует собственно человеческое бытие, в этом смысле понятия «культ» и «культура», безусловно, близки.

    Целью данной работы является рассмотрение одного из древнейших социальных институтов – института религии, выявление влияния, оказываемого на культуру, а также определение его роли в современном обществе.

    В соответствии данной целью основными задачами работы являются:

    -   выявление взаимосвязи понятий «религия» и «культура»;

    - рассмотрение основных мировых  религий и их культурных памятников;

    - определения влияние религии на современное Российское и мировое сообщество.

    В современной отечественной литературе немало публикаций посвящено проблеме соотношения религии и культуры. Общественный интерес к этой теме не случаен: именно с культурой многие связывают возрождение России, а  возрождение культуры – с религией. 

        1. Место религии в системе культуры 

1.1. Религия и культура 

    Религия (от лат. religio — благочестие, святыня) представляет собой мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование бога.

    Проблема  соотношения культуры и религии  всегда вызывала большой интерес у мыслителей разных научных школ и мировоззренческих ориентации. О ней писали самые авторитетные зарубежные и русские авторы: И.А. Бердяев, Б.А. Рыбаков, Э.Б. Тайлор, Дж.Д. Фрезер и др. Различные аспекты проблемы культуры и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский.

    Единого мнения о соотношении культуры и  религии у ученых нет. Можно выделить два основных подхода, диаметрально противоположных и, следовательно, взаимно исключающих друг друга.

    Первая  культурологическая концепция - богословская, или религиозная. Практически все ее представители объявляли религию основой культуры. Эту точку зрения со всей полнотой выразил известный английский этнограф Дж. Фрезер. Он считал, что «вся культура – из храма». С точки зрения религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления религии приводили Августин Блаженный, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и другие.

    Такому  подходу противостоит другой - атеистический, вообще исключающий религии из понятия культуры, считающий их явлениями противостоящими друг другу. Истоки таких взглядов восходят к «просветительской концепции» (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламерти, Фейербах и другие). Согласно ей религия противостоит духовному процессу. Фейербах полагал, что религия возникает «лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности» и, следовательно, поэтому заключает в себе элементы, существенно противодействующие образованию.1 

       1.2. Возникновение и эволюция религий. Мировые религии. 

    Религия в своем развитии прошла длинный и сложный путь формирования.  На первоначальных стадиях развития человеческого общества утвердились религиозные верования, в которых запечатлевалось осознание людьми зависимости от природных сил. Так как уровень развития был еще низким, человек не отделял себя от природы и переносил на нее отношения, складывавшиеся в первобытной общине. Не понимая сути многих природных явлении, будучи перед ними бессильным, человек испытал чувство страха перед этими явлениями — таинственными силами, пытаясь найти способы воздействия на них.

    Среди ранних форм религии выделяются 3 основные формы:

    1) анимизм – вера в одухотворение  сил живой и неживой природы,  приписывание им разума, дееспособности, сверхъестественного могущества.

    2) тотемизм – вера в сверхъестественную связь, существующую между отдельными группами людей (племя, род) и отдельными видами животных.

    3) фетишизм – вера в сверхъестественные  способности предметов, их возможности  повлиять на события (поклонение идолам, ношение талисманов).

    Объектом  религиозных отношений, признаваемым святыней, сначала был какой-либо существующий предмет, животное, наделяемое сверхчувствительными свойствами.

    Поскольку человеку хотелось, чтобы предмет  поклонения оказывал нужные ему действия, то получила развитие магия. Появились колдовские обряды, заклинания.

    По  мере развития общества возникли политеизм - религия с многочисленным пантеоном богов и народностно-национальные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.).

    Религии мирового уровня, т.е. наиболее распространенные — буддизм, христианство, ислам — сформировались вместе с феодальным обществом. 

Мировые религии 

    Во всемирно-историческом процессе различные религии играют различную роль. Наиболее заметную, как указывалось, выполняют те из них, которые принято называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам. Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а трансформировались в соответствии с ходом истории. Происхождение мировых религий не отличается от происхождения религий вообще. Они стали мировыми не сразу, а лишь в ходе исторического процесса.

    Буддизм возник в Индии в VI—V вв. до н. э. в условиях господства рабовладельческих отношений. Для раннего буддизма характерно стремление указать выход из тяжелого положения людей признании их духовного равенства, якобы дающего возможность добиваться спасения всем, независимо от их социального положения. Сложившись вначале как одна из философских школ Северной Индии, буддизм затем широко распространился по всей Индии, а позже в странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Он проявил большую пластичность, вобрав в себя религиозные верования и культуры разных стран.

    Христианство (от греч. christos — помазанник), зародившись первоначально в Восточном Средиземноморье в еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу, но решительно порвало с этой материнской основой, вступив с ней в противоречие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило необычайную силу экспансии. В I в. н. э. оно распространилось среди рабов-вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны Земного шара.

    Этому в большой степени способствовал  отказ христианства от этнических, социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства — искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд, небесное воздаяние, установление царствия небесного.

    Христианство  имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм, который, в свою очередь, включает течения — лютеранство, кальвинизм, англиканство.2

    Ислам возник в Аравии в VII в. н. э. в иных социальных условиях. В отличие от буддизма и христианства он возник не стихийно, а в результате целенаправленных действий феодальной арабской знати, заинтересованной в объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой экспансии. Ислам широко распространился среди многих стран Азии и Африки.

    Историческая  судьба всех трех мировых религий  при всей неодинаковости исторической среды имеет нечто общее. Зародившись первоначально в одной определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий в дальнейшем растеклась широко по разным странам, попадая в различные условия, гибко приспосабливаясь и одновременно воздействуя на них. Уже одно это обстоятельство говорит о многом с точки зрения взаимодействия данных религий и культур различных народов.3 
 

    1.3. Религиозные памятники культуры 

    Изучение  истории религии основано во многом на изучении религиозных памятников, являющихся убедительными примерами связи религии и культуры. Под религиозными памятниками подразумеваются, прежде всего, культовые памятники: памятники религиозного искусства (живописи, музыки), религиозной литературы, религиозной архитектуры, создатели которых собственно и преследовали культовые цели.

    Многие религиозные памятники одновременно являются достижениями мировой культуры. В их создании участвовали гениальные архитекторы, художники, мастера фресковой живописи, иконописцы, композиторы. Тем самым религия оказала огромное влияние на развитие всех видов искусства, следовательно, культуры вообще.

    Литературно-письменные религиозные памятники. История культуры сохранила немало литературно-письменных религиозных памятников, среди которых важнейшие Веды, Библия, Коран.

    Веды  (дословно с санскрита — священное знание) — древнейший памятник индийской религиозной литературы, складывавшейся на протяжении многих веков (конец II — нач. I тыс. до н. э.). Веды состоят из четырех сборников: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

    На  их основе сложилась ведическая религиозная традиция, многие образы и философские концепции которой вошли впоследствии в такие религиозно-философские системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм.

    Коран (араб, аль-кур'ан — чтение, декламация) — арабо-мусульманской и мировой культуры. Согласно преданию составление и редактирование Корана начато под наблюдением первых арабских халифов с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. В нем 114 сур (глав) разного объема, от 286, аят (откровений, стихов) во второй суре и до 36 аят в последних сурах.

    Коран, по убеждению мусульман, прямая речь Бога к людям, в которой он наставляет их в истинной вере, предупреждает  грешников о вечных мучениях, а богобоязненным обещает вечное блаженство. Коран содержит основы мусульманского богословия и права. В богослужении пользуются только арабским текстом Корана, так как при переводе на другие языки искажается смысл откровений.

    Важнейший памятник христианской литературы —  Библия, созданная в I тыс. до н. э. Книга под названием «Библия» имеет подзаголовок «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», который показывает, что это не единая книга, а собрание книг: их насчитывается 77 (вместе с неканоническими книгами Ветхого Завета).

    Ветхий  Завет — первая часть Библии, рассматриваемая иудаизмом и христианством, как Священное Писание, — содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Кроме того, в Ветхом Завете имеется еще 11 книг, которые не признаны каноническими.

Информация о работе Судьба религии в современном мире