Судьба религии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение одного из древнейших социальных институтов – института религии, выявление влияния, оказываемого на культуру, а также определение его роли в современном обществе.
В соответствии данной целью основными задачами работы являются:
- выявление взаимосвязи понятий «религия» и «культура»;
- рассмотрение основных мировых религий и их культурных памятников;
- определения влияние религии на современное Российское и мировое сообщество.

Содержание

Введение
1. Место религии в системе культуры
1.1. Религия и культура
1.2. Возникновение и эволюция религий. Мировые религии.
1.3. Религиозные памятники культуры
2. Религия как социальный институт
2.1. Понятие и основные виды социальных институтов
2.2. Религия – древнейший социальный институт
2.3. Основные формы религиозной организации
3. Судьба религии в современном мире
3.1. Тенденции современной религии
3.2. Численность последователей современных религий
3.3 Религия в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

моя Культура и религия.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

    Новый Завет — это часть Библии, почитаемая в качестве священного писания христианами. Включает 27 книг: Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов, 21 Послание апостолов, Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис.

    Библия, как впрочем, и другие религиозные памятники, по-разному оценивается людьми с разной мировоззренческой ориентацией: одни считают их священными, другие полагают, что это замечательные культурно-исторические памятники, созданные людьми в определенных исторических условиях. В любом случае следует признать, что они сложны, многослойны, многоаспектны, в них содержится огромнейший познавательный материал.4

    Религия и архитектура. На всем протяжении исторического развития человечества   создано    огромное   количество разнообразных типов сооружении, являющихся архитектурным наследием различных эпох и народов.

    В феодальном обществе церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя, поэтому в эпоху Средневековья огромное значение имели культовые здания: церкви, соборы, аббатства — в Западной Европе, мечети, минареты — в странах мусульманского Востока.

    Выдающимися памятниками церковной готической архитектуры являются созданные в XII—XIV вв. соборы Нотр-Дам и Сен-Шапель в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, церковь аббатства Сен-Дени и др. Готический стиль в эту эпоху был ведущим не только во Франции, но и в других странах. Так, в Германии это соборы в Кёльне, Ульме, в Англии — собор в Линкольне, в Италии — собор в Милане.

    Одно  из ведущих мест в мировом архитектурном  наследии культовых памятников занимает русская архитектура. На протяжении многих столетий русским народом был создан ряд самостоятельных архитектурных школ и стилей.

    Религия и музыка. Религия оказала огромное влияние на развитие церковь и музыки. Религиозные сюжеты послужили основой для создания многих произведений светской музыки (оперной, симфонической). Главным центром музыкального профессионализма вплоть до XVII в., т.е. до начала Нового времени, была церковь.

    Большой вклад в создание церковной музыки внесли композиторы венской классической школы. Особенно значительны мессы И. Гайдна, «Реквием» В А. Моцарта, «Торжественная месса» Л. Бетховена, мессы Ф. Шуберта, Р. Шумана, Т. Берлиоза. Огромен вклад в музыкальное церковное (культовое) искусство И. С. Баха для которого ведущим жанром в вокально-инструментальном творчестве была духовная кантата. Он создал 5 годовых циклов кантат, различающихся по принадлежности к церковному календарю, по роли хорала, по текстовым источникам. Вершинные творения Баха—мессы («Страсти по Матфею», «Отрастит Иоанну», «Высокая месса n-moll» и др.)

    Религия и живопись. Огромный вклад в религиозную культуру внесли художники эпохи Возрождения, ибо сюжетами их произведений были библейские темы. Творчество итальянских художников пронизано верой в творческие силы человека, его высокое предназначение. Художники обращаются к проблемам гражданской ответственности, высоких нравственных норм, гармоничного развития человека.

    Леонардо  да Винчи, Рафаэль, Микеланджело создали  величайшие произведения, в которых через религиозную тему раскрыли вечные человеческие вопросы — любви и ненависти, преданности и предательства, самоотверженности и корыстолюбия. Это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, отражающая реакцию 12 апостолов Христа на его слова «Истинно говорю вам, один из вас предаст меня», «Сикстинская мадонна» Рафаэля, где передан трагизм молодой матери, отдающей сына-бога во искупление грехов человеческих. Это «Сотворение мира» и «Страшный суд» (Сикстинская капелла в Ватиканском дворце) Микеланджело, в которых воплощены торжество и трагизм человеческого рода.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2. Религия как социальный институт 

2.1. Понятие и  основные виды социальных институтов 

    Фундаментом общества, на котором возвышается  само его здание, являются социальные институты. Социальный институт это относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.

    Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или  институциональной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

    1) институты семьи и брака, являющиеся  институтами первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство человеческого рода, демографический рост населения;

    2) политические институты, государство,  обеспечивающие управление в  различных сферах общества, безопасность  и социальный порядок;

    3) экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества;

    4) институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность  между поколениями людей в  передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения,  подготовке кадров;

    5) институты религии, способствующие  решению разного рода духовных  проблем. 

    2.2. Религия – древнейший социальный институт 

    Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо, прежде всего, отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом.

    С точки зрения социологов, религией называется особая система верований  и ритуалов, с помощью которых  определенная группа людей объясняет  и реагирует на то, что находит  сверхъестественным и священным.

    Как всякий социальный институт религия  существует для выполнения определенных функций, в частности для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей.

    Главными  же атрибутивными признаками религии  являются:

    1. Обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида).

    2. Религии присуще наличие священных  предметов, явлений, обладающих  какой-то сверхъестественной силой,  живого существа, возможности которого  не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь. Список сакрального (священного) можно продолжить до бесконечности.

    3. Религия как всякий социальный  институт имеет свои особые  культурные символы, которые в  предельно концентрированной форме  создают представление о религии.  Распятие, полумесяц, звезда Давида  — символы определенных религий.  Православный храм — святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса — верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа.

    4. Религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни.

    5. Религия имеет особую совокупность  действий, или ритуалов. Ритуалы  — это одобренные образцы поведения  по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека — от рождения до смерти — как бы направляется церковью.

    6. Большинство религий предписывает  верующим систему заповедей, или  норм, регулирующих поведение. Эти  нормы определяют, как верующему  следует себя вести. Так, в  христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи, т.е. религия, формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения.6 

    2.3. Основные формы религиозной организации. 

    Насчитывается несколько основных типов религиозных  организаций: церковь, секта, деноминация (или вероучение) и культ.

    Церковь имеет довольно тесные связи с  широкими слоями общества и действует внутри него.

    Основной  формой современной религиозной организации выступает церковь, представляющая собой такое объединение верующих, в котором они придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, например, православная или католическая церковь).

    В церковной организации выделяют две основные социальные группы:

    1)        клир - служители церкви, священники;

    2) миряне - рядовые члены церкви. Однако не все религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение.

    Для понимания сущности церковной организации  большое значение имеет уяснение различий между церковью и сектой, описанное М. Вебером и получившее затем более подробную трактовку в трудах другого немецкого социолога, Э. Трельча.

    Церковь, претендуя на универсальность, ищет поддержку у государства и власть имущих, ею руководят профессионалы, церковным ритуалам присущ определенный формализм. Участие верующих в церковных делах строго регламентировано и сведено к пассивному слушанию проповедей.

    Секта, противопоставляя себя обществу, отвергает  господствующие ценности. Члены секты  часто не участвуют в общественной жизни.

    Существует  и третья форма религиозной организации  — деноминация, которая представляет собой некое промежуточное звено между церковью и сектой. Так, к протестантским деноминациям относятся баптисты, пресвитериане, члены епископальной церкви, методисты, конгрегационалисты и многие другие.

    Четвертая форма религиозной организации  — культ. Это крайняя форма секты. Как правило, он отрывается от господствующей церкви в результате разногласий по поводу специфических религиозных ритуалов, но сторонники культа придерживаются крайних воззрений и призывают к радикальным изменениям личности и общества.7 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3. Судьба религии в современном мире

         3.1. Тенденции современной религии 

    Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три  блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.

    Современное государство обычно отделено от церкви. Большинство государств можно считать  светскими, их руководители больше заняты удовлетворением материальных потребностей граждан, не забывая при этом о собственных, чем заботой о духовном здоровье населения. Однако даже в тех странах, где исторически сложилась тесная взаимосвязь между религией и государством, например, где церковь запрещает продажу противозачаточных средств, существует ряд частных организаций, которые делают их доступными. Современное предпринимательство подрывает влияние церкви, ориентируя людей на такие антирелигиозные ценности, как потребительство и стремление к роскошной жизни. Такие великие церковные праздники, как Рождество и Пасха, превратились для большинства граждан просто в «дни отдыха».

Информация о работе Судьба религии в современном мире