Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление особенностей организации концертной деятельности в шоу-бизнесе.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить развитие концертной деятельности и современное состояние шоу-бизнеса в России.
2. Рассмотреть специфику подготовки и проведения концертной программы.
3. Провести анализ концертной деятельности на примере фестиваля «Пикник Афиши», организованного концертным агентством «Мельница».
4. Разработать рекомендации по усовершенствованию организации концертной деятельности на фестивале.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концерт как особая организационно-художественная форма шоу-бизнеса 5
1.1 Современное состояние отечественного шоу-бизнеса 5
1.2 История развития и классификация концертной деятельности 14
1.3 Особенности подготовки и проведения концертной программы 24
Глава 2. Анализ деятельности концертного агентства «Мельница» 33
2.1 Общая характеристика концертного агентства «Мельница» 33
2.2 Анализ концертной программы фестиваля «Пикник Афиши» 35
2.3 Совершенствование организации концертной деятельности 41

Вложенные файлы: 1 файл

Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе.doc

— 677.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

факультет сервиса

 

кафедры Гостиничного и туристического бизнеса

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Управление на предприятии культуры и искусства»

на тему «Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе»

 

Выполнила

студентка группы 57

очной формы обучения

факультета сервиса

Прохорова Т.В.

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Тараскина Г.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2013

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Концерт как особая организационно-художественная форма шоу-бизнеса 5

  1.1 Современное  состояние отечественного шоу-бизнеса 5

  1.2 История развития и классификация концертной деятельности 14

  1.3 Особенности  подготовки и проведения концертной  программы 24

Глава 2. Анализ деятельности концертного агентства «Мельница» 33

  2.1 Общая  характеристика концертного агентства  «Мельница» 33

2.2 Анализ  концертной программы фестиваля  «Пикник Афиши» 35

2.3 Совершенствование  организации концертной деятельности 41

Заключение 45

Список используемой литературы 47

Приложения 50

Введение

 

Шоу-бизнес — это коммерческая деятельность в индустрии развлечений. Непосредственно связанный со сферой культуры и искусства, в силу коммерческих факторов шоу-бизнес имеет свои яркие особенности. Концертная деятельность является наиболее творческим выражением шоу-бизнеса. В современном мире посещение концертов стало одной из самых любимых форм проведения досуга для людей 
Концертный бизнес стремительно набирает обороты, и в связи с этим возникает острая конкурентная борьба между организаторами за зрителей и спонсоров. Увеличивается количество мероприятий, всё чаще после падения «железного занавеса» Россия принимает иностранных артистов, стремительно развивается фестивальное движение и происходит большее вовлечение заинтересованного населения в концертную культуру. Актуальность курсовой работы обусловлена недостаточной научной разработанностью темы. Индустрия шоу-бизнеса растет, а профессиональное образование в этой сфере до сих пор является редкостью. Между тем, концертный бизнес, как и любой другой, нуждается в специалистах.  
Актуальность проблем, связанных с организацией концертной деятельности в рамках отечественной музыкальной индустрии, послужила мотивом выбора темы курсовой работы «Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе». 

Целью данного исследования является выявление особенностей организации концертной деятельности в шоу-бизнесе.  
Задачи курсовой работы:

1. Изучить развитие концертной  деятельности и современное состояние  шоу-бизнеса в России.

2. Рассмотреть специфику  подготовки и проведения концертной  программы.

3. Провести анализ концертной  деятельности на примере фестиваля «Пикник Афиши», организованного концертным агентством «Мельница».

4. Разработать рекомендации  по усовершенствованию организации  концертной деятельности на фестивале. 

Объектом курсовой работы является музыкальный фестиваль «Пикник Афиши» 2013, организованный концертным агентством «Мельница».

Предметом является организация концертной деятельности в шоу-бизнесе.

Разработанность темы исследования обусловлена работами таких российских авторов как Клитин С.С., Корнеева С.А., Пригожин И.И., Переверзев М.П., Троицкий А.К., зарубежных, таких как Д. Пассман и Ф.Котлер и других исследователей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, объект, предмет, структура работы и теоретическая разработанность темы исследования. 
В первой главе рассмотрены современное состояние шоу-бизнеса, история и классификация концертной деятельности, специфика подготовки и проведения концертной программы.

Во второй главе дана общая характеристика концертного агентства «Мельница», проанализирована его концертная деятельность в рамках фестиваля «Пикник Афиши», даны рекомендации по ее усовершенствованию.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.

 

 

Глава 1. Концерт как особая организационно-художественная форма шоу-бизнеса

 

1.1 Современное состояние  отечественного шоу-бизнеса

 

В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание.1 Шоу-бизнес – это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видео-клипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего. Значительной частью шоу-бизнеса является музыкальная индустрия.

Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.

В современном шоу-бизнесе сложилось особое разделение труда, весьма отличное от того, что присуще материальному производству. Важная роль отводится автору или исполнителю, что придает этой индустрии высокую степень персонализации. Однако роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера, а также других участников этого бизнеса настолько велика, что без них культурное явление не состоится.2

Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов ,так называемых «звезд», и на имеджмейкерстве как разновидности предпринимательской деятельности. Главным лицом становится не артист, а продюсер, который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и так далее. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя»3.

Музыкальная индустрия в современном понимании существует чуть более 100 лет – с начала ХХ века, когда записи музыкальных произведений стало возможно продавать на твердых носителях (тогда – дисках из шеллака), а чуть позднее – транслировать в эфире. Однако совершенно неверно предполагать, что до этого музыкальной индустрии не было. Археологические раскопки позволяют предполагать, что профессия музыканта является одной из древнейших. В то же время рабовладельческая и феодальная экономика большого количества музыкантов, не говоря уж о структурированной индустрии, содержать не могла. Очевидно, к XVI-XVII векам речь шла всего лишь о нескольких десятках тысяч профессиональных музыкантов по всему миру и ненамного большем количестве постоянных слушателей – в основном, аристократов и придворных. Появившаяся впоследствии индустрия нотопечатания также была нацелена на сравнительно небольшую, хотя и быстро растущую аудиторию.

В то же время именно тогда были созданы используемые и сейчас основные музыкальные инструменты, темперированный строй и нотная запись. Именно тогда же была создана большая часть музыкальных произведений, которые мы сейчас причисляем к шедеврам классики, а также сформирована до сих пор исправно действующая структура институтов музыкальной жизни и музыкального образования. 4

Первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились ещё в древнем мире. В древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика.

Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Обучение гладиаторов и организацией их «гастролей» занимались владельцы гладиаторских школ (ланисты). Поскольку профессия гладиатора была смертельно опасной, ею заставляли заниматься преимущественно рабов. Однако известно, что среди гладиаторов были «звезды», которые отказывались бросать эту профессию, даже когда им дарили свободу.

В средневековой Европе культ христианского аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых людей смотреть на выступления бродячих жонглеров и скоморохов, но, по крайней мере, заставил считать зрелища постыдной забавой простонародья. Свою лепту в осуждение «бесовских игрищ» внесли как Реформация, так и Контрреформация.

Зрелища были реабилитированы в эпоху нового времени, когда стала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в России легализация «различного рода публичных увеселений и простонародных забав» произошла лишь в 1854, когда дирекция казенных театров получила монопольное право на организацию эстрадных представлений, и только в 1882 были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в концертно-эстрадной деятельности.

Вплоть до начала XX века перед шоуменами стояла проблема – на одно представление невозможно было собрать много людей. Лишь с появлением сперва звукозаписывающих устройств и радио, а затем кино и телевидения шоу-бизнес приобрел подлинные масштабы «зрелища для всего народа».

Особенно стремительно шоу-бизнес стал развиваться в странах западной цивилизации в последней трети ХХ века. Люди, живущие в странах «золотого миллиарда», изъявляют желание и получают возможность удовлетворять свои постоянно возрастающие потребности в досуге. Именно для удовлетворения вкусов массовой публики изыскиваются все новые способы развлечения – таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие технологии.

В нашей стране понятие «шоу-бизнес» появилось сравнительно недавно — в середине 1980-х гг. и заменило существовавшее ранее: «советская эстрада». Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале XX в. и объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. За рубежом, в Западной Европе и Америке, — это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу. После октябрьской революции сформировалось понятие «эстрада» как направление в искусстве. В силу массовой популярности эстрадного искусства радио и телевидение широко использовали его жанры. Многие произведения фиксировались в грамзаписи. Издательская деятельность была представлена журналами («Молодежная эстрада», «Эстрада и цирк»), газетами, книгами о творчестве эстрадных исполнителей. 5

 Отличительной чертой  шоу-бизнеса в СССР являлся  жесткий контроль государства путем учреждения худсоветов и цензуры со стороны Министерства Культуры. Не смотря на тоталитаризм, царивший в СССР в 30-е годы, популярная музыка в этот период развивалась активно, появился ряд известнейших артистов, как например Леонид Утёсов, Вaдим Козин, Любовь Орловa, Клaвдия Шульженко, Изaбеллa Юрьевa и другие.6  При советской власти подавляющее большинство людей слушали записи либо подпольных исполнителей, либо тех немногих официальных, которые могли вызвать такой же интерес. К последним можно отнести тех, кто достаточно часто мелькал на телевидении и радио и при этом хоть как-то выделялся на фоне остальной серой массы: Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Давид Тухманов. С подпольными исполнителями другая история. Реклама им делалась только запуском соответствующих слухов. Если продукт был по-настоящему достойным и находил отклик в сердцах и умах слушателей, возникал эффект снежного кома. Тиражам, которыми расходились записи Высоцкого, Галича, Северного, и популярности которой они пользовались, могут позавидовать самые яркие сегодняшние звезды. И при этом никаких стандартных рекламных ходов. Собственно, тогда и стандартного шоу-бизнеса не было, а был его подпольный аналог.

К 1992 российский шоу-бизнес практически полностью изжил наследие советской эпохи. Действующая с 1964 года монопольная государственная фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке, а официальные структуры Госконцерта уступили место частным. В 1993 был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»7, который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе. В 2006 году закон утратил силу, вместо него была введена в действие часть четвертая гражданского кодекса, регулирующая авторское право.8

Постепенно отмерла цензура и единственным фактором, влияющим на то, как у артиста идут дела, осталась его популярность. «Раскручивали» тогда исключительно в расчете на прибыль от концертов. Были уже достаточно заинтересованная в молодежной культуре пресса и большое количество созданных студий звукозаписи. С их помощью создавались самые успешные проекты того времени, очень разные с художественной точки зрения, но очень похожие по коммерческому эффекту. «Ласковый май» и «Кино», «Мираж» и «Наутилус Пампилиус», «Электроклуб» и «Алиса». Их записи продавали на всех вокзалах, про них писали «Московский Комсомолец» и «Комсомольская правда». В результате эти группы собирали стадионы, приносили огромные дивиденды своим продюсерам и сами неплохо зарабатывали.

Острыми проблемы постсоветского шоу-бизнеса являлись низкий профессионализм исполнителей, абсолютное доминирование продюсера над артистом, чрезмерно высокая роль СМИ. Критики отмечают также, что пришедшие в СМИ крупные «акулы шоу-бизнеса» заботятся в первую очередь о доходах, а не о воспитании хорошего вкуса у слушателей и зрителей. В то же время в постсоветской России есть по настоящему талантливые и заслуженно популярные исполнители, за которыми охотятся записывающие компании.

Информация о работе Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе