Современные лики культуры. Посмодерн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:23, реферат

Краткое описание

Цель этого реферата составить краткое представление о том, что такое «Постмодерн» как культурное течение, выделить отличительные признаки постмодернистской философии, особенности постмодернистской эстетики, а также некоторые принципы постмодернизма.
Основной задачей данного реферата является определение роли постмодернизма в современном искусстве, на примере поп-арта, концептуализма и других художественных течений. В частности, более узкой задачей является определение влияния постмодернистской философии и постмодернистских традиций на литературу XX века. А именно, краткое описание особенностей поэтики литературного постмодернизма, ее основных принципов, а так же некоторых наиболее ярких примеров произведений в концепции постмодернизма.

Содержание

Введение. Цели и задачи реферата………………………………………………………….… 3
1. Что такое постмодерн? Общие понятия………………………………………………….. 4-5
1.1. Отличительные признаки философии постмодернизма……..……………...… 5-7
1.2. Рождение постмодерна…………………………………………..………..…….. 7-8
1.3. Особенности постмодернистской эстетики……………..…………………..... 9-12
1.4. Некоторое обобщение принципов постмодернизма…..……………………. 12-13
2. Постмодернизм в искусстве………………………………………………………..…... 13-15
2.1. Поп-арт и концептуализм………………………………………………..…… 15-16
2.2. Постмодернизм в литературе………………………………………………… 17-21
2.2.2. Особенности поэтики литературного постмодернизма………….. 21-23
Заключение…………………………………………………………………………………….. 24
Список использованных источников………………………………………………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

Постмодерн.docx

— 60.12 Кб (Скачать файл)
  • деканонизация всех канонов и всех официальных условностей, ироническая переоценка ценностей;
  • размытость жестких бинарных оппозиций; пристрастие к технике бриколлажа, или цитатного совмещения несовместимого;
  • отказ от традиционного «я», стирание личности, подчеркивание множественности «я»;
  • гибридизация, мутантное изменение жанров, порождающее новые формы;
  • карнавализация как признание имманентности смеха, «веселой относительности» предметов, как участие в диком беспорядке жизни;
  • метаязыковая игра, игра в текст, игра с текстом, игра с читателем, игра со сверхтекстом, театрализация текста;
  • игровое освоение Хаоса;
  • интертекстуальность, опора на всю историю человеческой культуры и ее переосмысление;
  • плюрализм культурных языков, моделей, стилей, используемых как равноправные;
  • выявление плюралистического типа мышления с его раскрепощающим характером,
  • ориентирующего на принятие жизненного богатства и разнообразия;
  • дву- или многоуровневая организация текста, рассчитанная на элитарного и массового читателя одновременно, использование жанровых кодов как массовой, так и элитарной литературы, научного исследования и т.п.; сочетание развлекательности и сверхэрудированности;
  • открытость, многозначность знакового кода, его поливариантность, дающая ощущение «мерцания» значения;
  • ориентация на множественность интерпретаций текста;
  • явления авторской маски, «смерти автора»: речь идет, разумеется, не о физической смерти, а об изменении сознания и функции автора текста. Речь идет о разрушении монологического автора, о том, что его позиция становится весьма относительной, она растворяется в многоуровневом диалоге различных точек зрения;
  • принцип читательского сотворчества, создание нового типа читателя;
  • универсализирующий принцип изображения;
  • множественность смыслов и точек зрения;
  • использование приема «двойного кодирования»;
  • принципиальная асистематичность, незавершенность, открытость конструкции;
  • использование принципа ризомы. Ризома – это термин, обозначающий структуру культурного объекта. Постмодернисты различают традиционную «культуру дерева» и новую «культуру ризомы». Понятие ризомы взято из обихода ботаники и означает тип корневища. В применении к культурному объекту ризомой называют такую структуру, которая не имеет традиционных бинарных оппозиций, т.е. верха и низа, начала и конца, центра и периферии, внешнего и внутреннего. При этом такая структура имеет свойство постоянно находиться в состоянии динамического изменения.

Эти особенности  постмодернистской парадигмы обусловили поливалентную поэтику постмодернизма, для которой характерно:

  • появление новых, гибридных литературных форм (Это стало возможным как благодаря соединению языка художественной литературы с различными языками научного знания, что привело к созданию произведений на грани литературы и философии, литературы и литературоведения, литературы и истории и т.п., так и с помощью актуализации жанров эссе, мемуаров, житий, апокрифов, летописей, комментариев, трактатов и т.п., скрещивающихся с ведущими литературными жанрами и между собой, а так же мутации высокой и массовой литературы.);
  • цитатно-пародийное дву- и многоязычие, пастишизация;
  • фрагментарность, коллаж, монтаж, использование готового и расчлененного литературного текста;
  • ризомантика;
  • растворение голоса автора в используемых дискурсах;
  • игра с «мерцающими» культурными знаками и кодами;
  • травестийное снижение классических образов, иронизирование и пародирование;
  • использование культурфилософской постструктуралистской символики «мир – текст – книга – словарь – энциклопедия – библиотека – лабиринт» и ее вариантов;
  • дву- и многоуровневая организация «двуадресного» текста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Особенность постмодернизма в том, что он итожит накопления всех культурных эпох, подвергая  в то же время их ценности деканонизации. Постмодернизм – “синтез возврата к прошлому и движения вперед”. В этом заявляет о себе не только инстинкт самосохранения культуры в технизированном, омассовленном мире, — проступает и большее: осознание «важности гуманитарного “противовеса”  технократизму, рационализму; потребность противостоять натиску массовой культуры; наконец, необходимость воскресить всю культурную память человечества, подвергая прошлое переосмыслению, дабы с помощью культуры удержать людей от насилия над себе подобными и уничтожения жизни на Земле, помочь народам лучше понять друг друга. Впрочем, кое-кто утверждает, что постмодернизм уже закончился, и мы живем в новой культурной эпохе, но в чем ее суть, пока сформулировать невозможно.  
 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Виртуальный художественно-исторический музей Small Bay: www. smallbay.ru
  2. Ильин Илья Петрович. Постмодернизм. Словарь терминов. Москва: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) – INTRADA. 2001 – 384 c.
  3. Коваленко А.Г. Литература и постмодернизм: Учеб. пособие. – М.:Изд-во РУДН, 2004 – 142 с.
  4. Куликов Г.П. Культурология. Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальтевост. Ун-та, 2004. – 178 с.
  5. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. – Университетская книга, 1997. 640 с.
  6. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ .и дополн. – Мн.:Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. – 1280 с.
  7. Онлайн Энциклопедия «Кругосвет», Гуманитарные науки: Философия, Постмодернизм: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/POSTMODERNIZM.html
  8. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов / Н.В. Киреева. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 216с.
  9. Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. — 1040 с. — (Мир энциклопедий)
  10. Скоропанова И.С. Русская  постмодернистская литература.- М., 1996
  11. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. – [Изд. 3-е, испр. и доп.]. – М.: Аграф, 2009. – 544 с.

Информация о работе Современные лики культуры. Посмодерн