Советская культура: специфика и основные этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы: изучение советской культуры, ее специфики и основные этапы развития. Поэтому цель контрольной работы определяет задачи, выполняемые при написании:
1. Выделить этапы развития советской культуры, установив их причины;
2. Выявить специфику в развитии советской культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Причины и этапы возникновения специфической советской культуры..…….4
2 Развитие науки в стране советов………………………………………………...7
3 Литература, как лакмус преобразований………………………………..…….10
4 Живопись в СССР……………………………………………………………….14
5 Тоталитарные тенденции в архитектуре………………………………............16
6 Музыка, театр, кинематограф в СССР………………………………………...17
7 Культура русского зарубежья, как часть отечественной культуры XXв……20
Заключение………………………………………………………………………...22
Библиографический список………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по культурологии3.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)


                                         Кировский  филиал

      Федерального государственного образовательного учреждения

                       Высшего профессионального образования

       «Пермский государственный институт искусства и культуры»

 

 

 

 

 

                       КОНТРОЛЬНАЯ       РАБОТА

                                         по  Культурологи

                                         на           тему

    Советская культура: специфика и основные этапы развития.

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                                    Выполнил студент

                                                                                    группы: МКС 1

                                                                                    Бортников Сергей

                                                                                    Михайлович

                                                                                    Преподаватель: Кондрашина

                                                                                    Наталья Леонидовна

                                                                                    Работа поступила в учебную

                                                                                    часть:

                                                                                    --------------------------------------

                                                                                         Дата,  подпись методиста

                                                                                                   Отметка преподавателя:

                                                                                    _________________________

                                                                                                            Зачтено, не зачтено

                                                                                                   _____________________________

                                                                                                               Дата, подпись

                                                                                   

 

 

                                                   Киров  2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Причины и этапы возникновения специфической советской культуры..…….4

2 Развитие науки в стране советов………………………………………………...7

3 Литература, как лакмус преобразований………………………………..…….10

4 Живопись в СССР……………………………………………………………….14

5 Тоталитарные тенденции в архитектуре………………………………............16

6 Музыка, театр, кинематограф в СССР………………………………………...17

7 Культура русского зарубежья, как часть отечественной культуры XXв……20

Заключение………………………………………………………………………...22

Библиографический список………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей.

Однако именно в XX веке в России была создана тоталитарная социокультурная мифология, для которой характерно следование определенным догмам, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, примитивизм художественных оценок и физическое уничтожение цвета российской научной и художественной интеллигенции. Именно поэтому культура советского периода, никогда не была монолитной, по сути, она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом.

Чтобы достоверно оценить культуру советского периода, необходимо рассмотреть все культурные звенья (образование, науки, литературу, живопись и др.) не как стационарные и постоянные единицы, а как унаследованный постоянно совершенствующийся и развивающийся живой организм с учетом всех политических и социальных условий.

Цель данной контрольной работы: изучение советской культуры, ее специфики и основные этапы развития. Поэтому цель контрольной работы определяет задачи, выполняемые при написании:

1.      Выделить этапы развития советской культуры, установив их причины;

2.      Выявить специфику в развитии советской культуры.

Изучение данного периода в культуре российского государства необходимо чтобы не повторять ошибки, допущенные ранее и никогда не забывать те великие достижения и произведения, которые были созданы в этот период и потрясли весь мир.

В данной контрольной работе используется аналитический метод изучения.

 

 

1 Причины и этапы возникновения специфической советской культуры

Первая мировая война обострила все внутренние противоречия в воюющих государствах. В ряде стран произошли революции. Россия оказалась самым слабым звеном «в цепи империализма». Сначала государство потрясла Февральская революция в 1917 году, в результате которой было свергнуто самодержавие, а затем, из-за полного бездействия Временного правительства, Октябрьская. Пришедшие к власти большевики заявили, что страна отныне будет развиваться по социалистическому пути. Но далеко не всеми в России был воспринят новый миропорядок. Началась Гражданская война (1918-1920) – вооруженное противостояние нового, советского государства и сторонников старого режима. Идеологическое противостояние коснулось миллионов граждан нашего государства. Очень болезненно эти проблемы переживались и представителями художественной и научной интеллигенции. Не все смогли и захотели принять и признать советскую власть. 1917г. привел к расколу в русской культуре, началась эмиграция.

Строительство социалистического государства предполагало формирование новой ментальности у советских граждан. Для решения этой важнейшей задачи требовалось в первую очередь превратить Россию в страну всеобщей грамотности. Возникли общества «Долой неграмотность!» (ОДН, обучило грамоте 5млн. человек) и Ликбез (40 млн. человек). Совнарком уже в 1919г. принял постановление, основное положение которого превратилось в лозунг: «Грамотный! Обучи неграмотного!». Количество грамотных в дореволюционной России в 1897г. составляло 28,4%, а в СССР в 1926г. уже 56,6%, в 1939г. – 87,4%, в 1970г. – 99,7%. Была создана широкая сеть просветительских учреждений: избы-читальни, школы грамоты и т.п. Преподавание велось более чем на 70 языках. На селе государство с конца 1920 – х годов стало создавать школы колхозной молодежи, дававшие возможность учащимся получить знания не только по общеобразовательным предметам, но и по агрономии, ветеринарии. В городах кроме школ, открывались ремесленные училища, техникумы, готовившие профессиональных рабочих. Согласно решениям XIV(1925) и XV(1927) съездов ВКП(б), было введено обязательное всеобщее начальное образование. С 1930-х гг. неуклонно (сначала в городах) стало вводиться обязательное всеобщее семилетнее образование. Расширялась сеть вузов. Уже в годы второй пятилетки (1933-1937) были отменены ограничения при приеме в вузы, связанные с социальным происхождением. Запрещались досрочные выпуски, бригадные формы обучения. В 1937г. вводиться единая аттестация научных кадров, устанавливается система защиты кандидатских и докторских диссертаций.

Советской властью под охрану государства были взяты наиболее ценные памятники русской культуры: музеи, художественные галереи, дворцы и усадьбы, парки, театры, библиотеки и др. Был запрещен вывоз за границу культурных ценностей.

Война с фашистской Германией нанесла отечественной культуре огромный ущерб. Официальная статистика гласила, что в годы войны было разрушено 1710 городов и 70 тыс. сел, уничтожено и разграблено 427 музеев, 43 тыс. библиотек, не говоря о человеческих потерях, которые для СССР исчисляются в 27 млн. погибших. Фашистами были разграблены и осквернены дома-музеи А.С.Пушкина в Михайловском, Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, П.И. Чайковского в Клину… От бомбежек и артобстрелов пострадало не поддающееся исчислению количество шедевров и памятников архитектуры. Многие из них были утеряны безвозвратно.

В послевоенные годы советский народ нашел в себе силы совершить трудовой подвиг. Им не только было в кратчайшие сроки (к 1948г.) восстановлено народное хозяйство, но и были предприняты все надлежащие меры к строительству и возобновлению работы очагов культуры и образования. С 1949г. стал осуществляться переход к всеобщему семилетнему образованию, так как этот процесс был прерван войной. С начала 60-х гг. начинается переход к обязательному всеобщему среднему образованию молодежи. В 1950-х гг. в СССР было студентов больше, чем во всех западноевропейских странах, вместе  взятых. Количество только инженеров в этот период увеличилось по сравнению с довоенным в 7 раз. Безусловно, огромными достижениями советской власти были реальное претворение в жизнь системы обязательного всеобщего среднего образования и общедоступность высшего, при бесплатности обучения в школе любой ступени, включая аспирантуру и докторантуру. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Развитие науки в стране советов

Развитие науки в СССР носило столь впечатляющий характер, что позволило осуществить цивилизованный рывок и вывести советское государство на передовой уровень. Советскую власть признали и продолжали работать в Советской России К.А.Тимирязев, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский и многие другие ученые. Крупный вклад в генетику и селекцию внес Н.Н. Вавилов (1887-1943). Он был основоположником современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений. Биологией и селекцией занимался И.В. Мичурин. Он вывел более 300 сортов плодово-ягодных культур. И.В. Курчатов (1902-1960) – выдающийся советский физик был организатором и руководителем работ по атомной науке и технике в СССР. Под его руководством были созданы первый в нашей стране циклотрон, а затем первый в Европе ядерный реактор, первая в СССР атомная бомба и первая в мире термоядерная бомба, первая атомная электростанция. В.И.Вернадским (1863-1945) – ученым-энциклопедистом были написаны труды по философии естествознания и развито представление о ноосфере. Ученый считал, что вокруг Земли существует пространство, которое является одной из характеристик биосферы. В учении о ноосфере были заложены и основы экологической науки. Существенный вклад в развитие геологии и нефтехимии внес И.М. Губкин, разработав основы теории о происхождении нефти, условиях формирования ее залежей. Основателем советской научной школы физической оптики был С.И.Вавилов. Институтом физических проблем руководил П.Л.Капица. Н.Д. Зеленский и А.Е.Фаворский создавали научные школы и проводили основополагающие исследования по химии. Теоретические труды А.Е.Фаворского стали основой для создания важнейших производств, в том числе синтетического каучука. Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулевым, А.В. Вишневским разрабатывались новые методы лечения, в частности нейрохирургия, и создавались новые лекарственные препараты. Выдвинулись талантливые историки, такие, как Б.Д.Греков, И.А.Орбели, Е.В.Тарле, А.М. Панкратова. Фундаментальные открытия Н.Н.Семенова, П.А. Черенкова, И.Е. Тамма, Л.Д. Ландау, И.М.Франка, Н.Г.Басова, А.М. Прохорова были удостоены Нобелевских премий.

Параллельно с достижениями мирового уровня, открытием сотен научно-исследовательских институтов наблюдались и негативные тенденции. Упор на русские национальные традиции принял в послевоенные годы уродливые формы. Развернулась кампания против «низкопоклонства перед Западом». Вначале основным объектом ее стала творческая интеллигенция: в литературе – юморист М.М. Зощенко и поэтесса А.А.Ахматова, в кинематографии – режиссеры С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, А.П. Довженко, в музыке – Д.Д. Шостакович, В.И. Мурадели, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян. Компания началась принятием Постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (1946), за которым последовал ряд аналогичных документов по различным областям искусства, вплоть до постановления «Об опере В.Мурадели «Великая дружба»» в 1948г.

Для наведения дисциплины среди ученых создавались «суды чести», которые призваны были осудить тех, кто поддерживал научные связи с западными коллегами. Сессия Академии сельскохозяйственных наук в августе 1948г. обрушила удар на советских генетиков, обвинив их в заимствовании «антинаучных» методов «буржуазных ученых» Т.Х.Моргана и Г.И.Менделя. В противовес им был поднят на щит шарлатан Т.Д.Лысенко. Юбилейная сессия АН СССР, созданная в связи с 225-летием Академии в 1949г., была всецело посвящена «доказательствам» исторического приоритета русских ученых над западными в самых различных областях науки и техники.

С начала 1949г. развернулась компания против «космополизма». Объектом ее стала в основном еврейская интеллигенция. Своего апогея кампания достигла в 1952г. и первых месяцах 1953г. Были репрессированы ведущие деятели распущенного еще в 1948г. Еврейского антифашистского комитета, инсценировано дело «врачей-убийц». Перед самой смертью И.В.Сталина велись приготовления к массовой депортации евреев из крупных городов.

История Российской империи стала трактоваться как прогрессивный процесс объединения народов под эгидой России. Поэтому Шамиль, боровшийся с царизмом на Кавказе в первой половине XIXв., был объявлен «английским шпионом». Острой критике был подвергнут национальный эпос мусульманских народов (азербайджанский «Деде Куркут», казахский «Шота Батыр», узбекский «Альпамыш», киргизский «Манас») и запрещен за «клерикальную и антинародную направленность».

В начале послевоенного периода был развернут ряд научных дискуссий по философии, экономике, языкознанию. Первоначально они имели научный характер, но затем выродились в осуждение «буржуазной идеологии» и расправы с лицами, ставшими по тем или иным причинам неугодными И.В.Сталину. Хотя там где «охота за ведьмами» грозила затронуть интересы науки, обслуживающей военно-промышленный комплекс, она, как правило, приостанавливалась. Так, было наложено вето на планировавшийся разгром в сфере физиков-ядерщиков. Однако осуждение кибернетики как «служанки и продажной девки империализма» и «оккультной науки» задержало развитие этой науки в нашей стране на десятилетия.

Информация о работе Советская культура: специфика и основные этапы развития