Советская культура: специфика и основные этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:53, реферат

Краткое описание

Культура России всего ХХ в. - Неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ в. две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. . В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика. Сложность анализа Культуры России в новейшее ВРЕМЯ состоит ЕЩЕ И в Том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Содержание

Введение
1. Культура советского периода: сложность и противоречивость.
2. Специфика русской культуры советского периода.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат мой.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Советская культура: специфика  и основные этапы развития.

План

Введение  
1. Культура советского периода: сложность и противоречивость. 
2. Специфика русской культуры советского периода. 
Заключение   
Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура России всего  ХХ в. - Неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?  
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ в. две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. . В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика. Сложность анализа Культуры России в новейшее ВРЕМЯ состоит ЕЩЕ И в Том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.  
Россия в ХХ в. выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 г. радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 г. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ в. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода. Культура любого государства - это не только показатель духовного развития и самосознания людей, но и мощный инструмент идеологического воздействия. Любые значительные изменения в политической жизни непременно находят свое отражение в культуре. Чем богаче и насыщеннее общественная жизнь, тем быстрее и органичнее развивается культура. Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей, 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в России советского периода. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

1.Культура советского периода: сложность и противоречивость. 

Советский период - это сложное  и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции  сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории  культуры СССР - явления, еще не раскрывшего  в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность  и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства. 
XX в. дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX в. в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. 
Культура советского периода - сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода - это и "официально" признанная культура, и культура, находившаяся как бы "в тени", это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать. 
Общее, особенное и единичное в советской культуре. 
 
Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее: 
1) общее в культуре СССР характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами; 
2) особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность), которые находят отражение в развитии альтернативных культур (культура зарубежья, инакомыслие, диссидентство и др.) и народного творчества (художественная самодеятельность, народные промыслы и др.), советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций (разрушение храмов, насаждение атеизма, уничтожение самобытных деревенских устоев и др.) или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой (создание новой общности "советский народ", насильственные переселения и др.); 
3) единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, основу которой составляла советская культура, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфика русской культуры  советского периода.

Русская послереволюционная культура – один из сложнейших, крайне неоднозначных, трагичных, но вместе с  тем в какой-то степени оптимистичный  период. С одной стороны – гибель множества людей, разделение русской  культуры на культуру зарубежья и  непосредственно советскую, разрушение и уничтожение многих культурных памятников прошлого. С другой –  грандиозная просветительная программа, блестяще реализованная, во многом успешно  осуществлённые программы электрификации и индустриализации, интенсивное  градостроительство и превращение  СССР в индустриальную супердержаву; активная материальная правительственная  поддержка многих начинаний и  явлений в области культуры. Плюсы  и минусу теснейшим образом соседствуют. Однозначно негативным является неоправданность  и жестокость минусов, которых вполне можно было избежать.

Хорошо известно, что культура нового государства должна была служить  народу, прежде всего пролетариату как самому активному и многочисленному  классу. Отношение В.И. Ленина к “пролетарской  культуре” не было неизменным, но доминантой оставалось убеждение в высокой  культурно-исторической миссии пролетариата. Однако сами идеи Пролеткульта – культурно-просветительная  и литературно-художественная организация  пролетарской самодеятельности в разных областях искусства, существовавшая в 20-30-е годы резко отрицательно относившаяся к наследию прошлого, он не разделял. В программной речи В.И. Ленина на III Всероссийском съезде комсомола (2 октября 1920 г.) подчеркивалось, что  усвоение молодежью культуры, науки, всех знаний, которые выработало человечество, имеет огромное историческое значение. В середине 20-х годов движение пролеткульта пришло в упадок, а  в 1932 г. прекратило своё существование.

Для попытки объективно оценить  картину развития отечественной  культуры в указанный период рассмотрим как позитивные, так и негативные факты с тем, чтобы избежать одностороннего подхода к историко-культурным явлениям. Так называемая “культурная революция” в Советском государстве не могла  обойти, как минимум, двух взаимосвязанных  вопросов: отношение к культурному  наследию (во-первых), отношение к  интеллигенции (во-вторых).

Уже сам состав первого  советского правительства был, казалось бы, определенной гарантией взвешенного, разумного отношения новой власти к тем двум вопросам, которые оговорены выше. Высокообразованными людьми были не только Ленин, но и Н. К. Крупская, Г.В. Чичерин, А.М. Коллонтай, А. В. Луначарский. Известно восторженное отношение Луначарского к русской культуре, ее замечательным традициям, выдающимся представителям русской культуры. Есть немало фактов, свидетельствующих об усилиях Луначарского по сохранению отечественного культурного наследия, по оказанию конкретной помощи деятелям культуры.

Вопросы отношения к культурному  наследию, к отечественной интеллигенции  были составной частью общей программы  “культурной революции”, предусматривавшей  решение трех (как минимум) важнейших  взаимосвязанных задач:

• ликвидацию неграмотности в масштабах всей страны (что было глобальной задачей в гигантской стране, где более 70 % населения к октябрю 1917г. было неграмотно);

• постепенное, последовательное приобщение народа к тому духовному богатству, которое выработало человечество;

• создание новой советской интеллигенции из трудящихся, способной отстаивать и развивать достижения социализма на культурном фронте, искренне разделяющей идеи Октябрьской революции.

Конституция законодательно закрепляла обязанность государства  “предоставить рабочим и беднейшим  крестьянам полное, всестороннее и  бесплатное образование”. В партийной  программе предусматривалось “развитие  самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этих целей аппарата и средств государственной  власти”, а также оговаривались  меры по широкой демократизации культурной жизни и обеспечению широкого доступа трудящихся к образованию  и сокровищам искусства. Уже в 1917 г. перешли в собственность и  распоряжение народа Эрмитаж, Русский  музей, Третьяковская галерея, Оружейная  палата, Бахрушинский театральный музей и т.д. Были национализированы и переданы музеям частные коллекции Щукина, Мамонтовых, Морозовых. Для осуществления программы были предприняты конкретные шаги, в частности были изданы декреты о регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины (октябрь 1918 г.). Меры по сохранению культурных ценностей явно предпринимались, но между тем масса фактов свидетельствует о том, что революционные потрясения нанесли существенный ущерб отечественной культуре:

• началось массовое переименование улиц, площадей, переулков, а в дальнейшем и многих городов, имевших богатейшую историю;

• повсеместно разрушались памятники, которые (по мнению большевиков) символизировали власть старого режима;

• началось массовое разграбление дворянских усадеб, уничтожение уникальных библиотек, шедевров зодчества, скульптуры, живописи;

• несмотря на так называемые “охранные грамоты” у их владельцев конфисковывали редкие коллекции, уникальные произведения искусства, предметы старины;

• повсеместно разрушались православные храмы, уничтожались монастыри, снимались колокола и переплавлялись на металл; так, например, в 1917 г. в Москве насчитывалось 846 действующих храмов, из них за годы советской власти 426 храмов были разрушены, 340 закрыты.

• вместе с разрушаемыми обителями упразднялись и старинные кладбища (так, только в Москве были полностью уничтожены Лазаревское кладбище, основанное в 1748 г.; кладбища Данилова, Скорбященского, Андрониковского, Алексеевского монастырей;

• 1 (14) февраля 1919 г. Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии святых мощей, в разгар этой печально известной кампании были вскрыты мощи самого почитаемого святого на Руси преподобного Сергия Радонежского;

• иконы сжигались тысячами; в газетах появлялись сообщения о том, что то в одной, то в другой деревне сжигали целыми телегами иконы и богослужебные книги; при разгроме монастырей гибли и рукописные книги, археографические памятники, представлявшие исключительную культурную ценность; драгоценная церковная утварь переплавлялась на лом и т.д.

В 1921-1922 гг. церковные сокровища  вместе с ценностями Гохрана и  ценностями Госмузей-фонда шли в уплату за хлеб, закупленный для голодной и разрушенной страны. Потом изъятие церковного достояния станет нормой.

Но одновременно с этими  примерами варварства можно привести и положительные факты: только в  период с 1918 по 1923 гг. возникло 250 новых  музеев. Началась реставрация некоторых  исторических памятников. В 1918–1919 гг. было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, а к 1924г. – 227. Нельзя не признать, что были достигнуты величайшие достижения в образовательной области (к 1930 г. грамотность населения возросла с 33% в 1916 г. до 62,6% в 1931 г.); было введено всеобщее начальное обучение на всей территории СССР; усилиями энтузиастов, талантливых педагогов, психологов А.С. Макаренко, П.П. Блонского, А.К. Гастева, Н.К. Крупской и других было положено начало советской системе образования, приоритетные позиции и достижения которой по сей день признаются в большинстве цивилизованных стран мира.

В тесной связи с вопросом об отношении новой власти к культурному  наследию изначально находился вопрос об отношении к интеллигенции. Часть  интеллигенции задолго до Октябрьской  революции прочно стала на позиции  рабочего класса, что, впрочем, не помешает в дальнейшем Сталину систематически уничтожать именно их. Представители  интеллигенции принимали активное участие в Октябрьской революции, искренне веря в её праведность. Другой отряд отечественной интеллигенции  составляли те, кто, не являясь членами  большевистской партии и не участвуя в революционной деятельности, тем  не менее, поддержали советскую власть. Здесь мы видим: крупнейших ученых (К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и др.), литераторов (А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак и др.), деятелей театра (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд), юриста и общественного деятеля А.Ф. Кони, знаменитого архитектора Ф.О. Шехтеля, богатейшего промышленника и коллекционера А.А. Бахрушина и т.д. Для них вопрос о возможности жить вне Родины решался однозначно. Все они продолжали активно работать, укрепляя славу русской науки и культуры.

Информация о работе Советская культура: специфика и основные этапы развития