Советская культура: специфика и основные этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы: изучение советской культуры, ее специфики и основные этапы развития. Поэтому цель контрольной работы определяет задачи, выполняемые при написании:
1. Выделить этапы развития советской культуры, установив их причины;
2. Выявить специфику в развитии советской культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Причины и этапы возникновения специфической советской культуры..…….4
2 Развитие науки в стране советов………………………………………………...7
3 Литература, как лакмус преобразований………………………………..…….10
4 Живопись в СССР……………………………………………………………….14
5 Тоталитарные тенденции в архитектуре………………………………............16
6 Музыка, театр, кинематограф в СССР………………………………………...17
7 Культура русского зарубежья, как часть отечественной культуры XXв……20
Заключение………………………………………………………………………...22
Библиографический список………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по культурологии3.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Пожалуй, самые решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. В 1920г. В.Э.Мейерхольд, выступая за революционное преобразование театра, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей и политической активизации театра и возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором и зрители должны были участвовать в спектакле. Однако поиск талантливого режиссера не увенчался успехом. Он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства. В 1939г. В.Э.Мейерхольд был репрессирован.

В 1918г. в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы.

Революция способствовала созданию советского режиссерского театра, в котором именно режиссеру не только необходимо было иметь изобретательную фантазию постановщика, но и творческую волю, способную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художническую активность. Всеми этими качествами обладал Е.Б.Вахтангов – создатель одноименного театра – одного из самых известных театров мира. Именно он воспитал целую плеяду талантливейших советских режиссеров и актеров, среди которых особо выделялись Ю.Завадский и Р.Симонов.

Совместно с развитием театрального искусства развивался и кинематограф. В 1925г. на экраны вышли историко-революционные фильмы С.М.Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец Потемкин», ставший шедевром советского и мирового киноискусства. В 30-е гг. патриотическая тема была им воплощена в фильме «Александр Невский». С возникновением звукового кино открылись огромные возможности обращения к сложным вопросам и глубокого их разрешения, к экранизации произведений классической литературы, а также к раскрытию таланта актеров. Значительным событием в культурной жизни советского общества был выход на экран страны кинокомедий Г.Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».

Годы Великой Отечественной войны отразились как в кинематографе, так и в театральной жизни ярким огнем патриотики. В эти годы вышли такие фильмы, как «Разгром немецких войск под Москвой» Л.Варламов и И.Копалин, около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны, создавались такие художественные фильмы, как «Секретарь райкома» И.Пырьев, «Нашествие» А.Роом, «Радуга» М.Донской, «Она защищает Родину» Ф.Эрмлер. Гораздо позднее в кинематографии зазвучат имена С.Ростоцкого, С.Герасимова, С.Бондарчука, Э.Рязанова, Н.Михалкова, Г.Данелия и др. Именно они создадут ту богатейшую тематику отечественного кинематографа, которую мы унаследовали от советского периода (это и военно-патриотические, исторические фильмы, экранизации классических произведений в литературе, лирические, драматические фильмы).

Затем в 60-80-е гг. были созданы балетные спектакли, которые отличались глубоким воспроизведением образов героического и комедийного, лирического и драматического. Это «Легенда о любви» А.Меликова, «Спартак» А.Хачатуряна. Молодые балетмейстеры Ю.Григорович, О.Виноградов, В.Васильев, развивая лучшие достижения предыдущих периодов, содержание и новые средства выражения, создали своеобразные неповторимые балетные спектакли.

Огромную популярность приобрели артисты Е.Максимова, И.Колпакова, Н.Бессмертнова, В.Васильева, М.Лиепа, М.Сабирова, Н.Павлова. Владея современной техникой, высоким профессионализмом, они утверждали славу русского хореографического искусства.

 

 

 

 

 

7 Культура русского зарубежья, как часть отечественной культуры XXв.

Особое место занимает русская зарубежная культура XXв. По разным причинам часть русской художественной и научной интеллигенции оказалась в эмиграции. Одни покинули родину сразу после Октябрьской революции 1917г. (писатели И.А.Бунин, А.И.Куприн, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус); другие – чуть позже (М.И.Цветаева, К.Д.Бальмонт). В 1922г. большая группа интеллигенции была обвинена в антисоветской деятельности и выслана за пределы советского государства (Н.А.Бердяев, П.Л.Сорокин, С.И.Булгаков, С.Л.Франк и др.).

За рубежом талант многих российских писателей раскрывался с новой силой. И.А.Буниным был написан автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», вышли его сборник рассказов «Темные аллеи» и сборник стихов. В 1933г. «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер», ему была присуждена Нобелевская премия. Литературу русского зарубежья прославили также такие писатели, как В.В.Набоков и И.С.Шмелев.

До 1923г. центром русской литературной эмиграции может считаться Берлин, где издавался еженедельник «Накануне». Писатели, сотрудничавшие в нем, не теряли надежды восстановить связи с Родиной. Затем культурным центром стал Париж. Писатели- эмигранты не только начинали издание «Русской библиотеки», где печатали свои произведения, но и создали «Союзы русских писателей» в ряде западноевропейских стран.

Эмигрировали художники А.Н.Бенуа, М.З.Шагал, М.В.Добужинский, В.В.Кандинский, М.Ф.Ларионов, З.Е.Серебрякова, К.А.Сомов, не возвратился из своей усадьбы «Пенаты» в Куоккале (Финляндия) И.Е.Репин.

Трагично сложилась судьба ряда музыкантов и певцов. Последние годы жизни провели на чужбине композиторы А.К.Глазунов и А.Т.Гречанинов. Пятнадцать лет – с 1918 по 1933г. жил за рубежом композитор, пианист и дирижер С.С.Прокофьев. Один из величайших пианистов мира – композитор С.В.Рахманинов также не принял советской власти. Ф.И.Шаляпин, выехав в 1922г. на гастроли за границу, не вернулся в СССР. Остаток жизни он провел в Париже.

В 1976г., обвиняемый в создании «антипатриотических» произведений, вынужден был покинуть СССР скульптор Э.И.Неизвестный.

В годы «застоя» вынуждены были покинуть Советский Союз А.И.Солженицын, В.П.Аксенов, В.Н.Войнович, чьи книги стали известны отечественному читателю только в период перестройки.

Культура русского зарубежья, безусловно, является неотъемлемой частью отечественной культуры XXв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, культура советского периода – это сложное, противоречивое явление, обладающее внутренним единством. Октябрь 1917г. выдвинул задачу осуществления культурной революции, включающую задачи создания нового типа культуры, социалистической по содержанию; приобщения миллионов людей к азам культуры; освоения мировой культуры, пропустив ее через цензуру. Это были реальные и демократические задачи, во многом выполненные Советским государством. В кратчайшие сроки были ликвидированы неграмотность, создана система образования, которой можно гордиться. Широкие народные массы приобщились к достижениям мировой культуры. Успехи советских ученых обеспечили многим отраслям науки передовые позиции. Художественная культура создала блестящие образцы литературы и искусства, признанные во всем мире.

Культуре советского общества присущи своеобразные черты, к которым можно отнести следующие: господство в культуре официальной идеологии марксизма-ленинизма; тотальный контроль государства над культурными учреждениями, творческими союзами; госбюджетное, остаточное содержание культуры.

В настоящее время культура находится в кризисе. На состояние культуры негативно воздействует не только формирующийся рынок. Российская культура испытывает все возрастающее влияние массовой западной культуры, разрушается нравственная чистота и самобытность культуры. Задача вернуть потерянные позиции в мировой культуре России сложна, однако пока разрешима.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.      Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368с. ISBN 5-7695-1372-1

2.      Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 559с.; илл. ISBN 5-238-00155-х

3.      Культурология: учебник/под редакцией Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2008. – 566с. ISBN 978-5-9692-0217-7

4.      Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 600с.; илл. Цв. - /Серия «Cogito ergo sum». ISBN 978-5-238-01377-0

5.      Культурология. Составитель и ответственный редактор Радугин А.А.: Москва «Центр», 1996. – 400с. ISBN 5-88860-011-3

6.      Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кравцова, и др.; Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224с. ISBN 5-85178-016-9

1

 



Информация о работе Советская культура: специфика и основные этапы развития