Славянская письменность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение письменности на славянском языке, жизнь и деятельность создателей этой письменности занимали в славянской филологии, начиная с трудов Добровского, Копитара, Востокова, центральное место. Речь идет о жизни и деятельности Константина - Философа, Мефодия, их учеников и последователей, о создании славянских алфавитов

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Предпосылки возникновения славянской письменности…… 4
Предыстория славянской письменности………………………... 4
а) Существовала ли славянская письменность в древности
б) Свидетельства наличия письменности на Руси до принятия христианства
Христианизация Руси…………………………………………….. 11
а) Основные причины смены религии в славянских странах.
б) Значительность изменений, которые влекли за собой принятие христианства.
в) Жизнеописания солунских братьев.
Глава 2. Славянская письменность…………………………………… 18
1. Что представляли собой азбуки кириллица и глаголица………. 18
а) Алфавитно-буквенный состав кириллицы и глаголицы.
б) Цифровые значения букв кириллицы и глаголицы.
в) Оригинальность кириллицы.
2. Происхождение формы букв кириллицы и глаголицы………… 23
а) Происхождение формы букв кириллицы.
б) Происхождение формы букв глаголицы.
в) Древнейшие памятники славянского письма.

Вложенные файлы: 1 файл

Языкознание(славянская письменность).doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………..  2

Глава 1. Предпосылки возникновения славянской письменности……  4

  1. Предыстория славянской письменности………………………...  4

       а) Существовала  ли славянская письменность в  древности

       б) Свидетельства  наличия письменности на Руси                                    до принятия христианства

  1. Христианизация Руси……………………………………………..  11

       а) Основные причины  смены религии в славянских  странах.

  б) Значительность  изменений, которые влекли за  собой                  принятие христианства.

       в) Жизнеописания  солунских братьев.

Глава 2. Славянская письменность……………………………………   18

1. Что представляли собой азбуки  кириллица и глаголица……….  18

            а) Алфавитно-буквенный состав кириллицы  и глаголицы.

            б) Цифровые значения букв кириллицы и глаголицы.

            в) Оригинальность кириллицы.

2. Происхождение формы букв кириллицы  и глаголицы…………  23

       а) Происхождение  формы букв кириллицы.

       б) Происхождение  формы букв глаголицы.

       в) Древнейшие памятники славянского письма.

Заключение………………………………………………………………  34

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Возникновение письменности на славянском языке, жизнь и деятельность создателей этой  письменности занимали в славянской филологии, начиная с трудов Добровского, Копитара, Востокова, центральное место. Речь идет о жизни и деятельности Константина - Философа, Мефодия, их учеников и последователей, о создании славянских алфавитов (глаголицы и кириллицы),  о диалектной основе старославянского языка, о первых переводах греческих богослужебных книг на славянский язык, о создании оригинальных произведений. Большое внимание слависты уделяли изданию древних текстов. Уже в начале 19 века русские археографы и палеографы из кружка графа  Румянцева достигли большого совершенства в точном воспроизведении  памятников древней славянской письменности. В это время древние тексты в большом числе были обнаружены в монастырских, церковных и частных книгохранилищах.

  Трудно переоценить величие  подвига Солунских братьев, которые  дали славянам письменность на родном языке, положив начало не только церковной, но и светской литературе. Они первые организовали богослужение на  славянском языке, переведя на этот язык все необходимые в церковном ритуале служебные книги: Апракос, Четвероевангелие, Апостол, Псалтырь,  Требник и другие. Они создали первый славянский письменный язык, который в дальнейшем оказал влияние на формирование литературных языков многих славянских народов. Этот язык принято в науке называть старославянским языком (реже древнецерковнославянским).

   На данную тему существует  огромное количество литературы. Назову, в частности, некоторые работы: В.А. Истрин  “1100 лет славянской  азбуки”,  В.Г. Власов “Славянская  азбука и славянские просветители”, А. Зиновьев “Тайнопись кириллицы” и А. Кисель “Кладезь бездны”.

    Таким образом, целью  нашего исследования является  изучить историю создания славянской  системы письма, выявить, что представляют  собой азбуки кириллица и глаголица  и определить значение письменности  в истории славянских народов.

    Данная работа имеет  теоретическую значимость, так как  с точки зрения лингвистики  представляет научный интерес. В  ней содержатся труды многих  ученых, которые работали в этой  области; представлен глубокий анализ  происхождения формы букв кириллицы и глаголицы и сделаны некоторые выводы по данной теме

Эта работа является перспективной и может перерасти в дипломную. Полученные результаты исследования можно использовать для докладов на коллективных тренингах в рамках учебной дисциплины. Результаты могут быть использованы в научных тезисах и могут  публиковаться для выступлений на студенческих конференциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Предпосылки возникновения славянской письменности

 

 

1. Предыстория возникновения славянской  письменности

Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. Однако это слишком упрощенная классификация. Если под письмом понимать способ фиксации и передачи информации, то надо признать, что между названными категориями располагается целый ряд промежуточных форм, которые сводят на нет значение крайних точек.

При таком подходе не должны казаться нереальными утверждения ряда русских ученых о существовании славянской письменности в весьма глубокой древности. Так, А. А. Формозов полагал, что какая-то письменность, состоящая из условных знаков, оформленных в строки, существовала в степной полосе России уже в середине II тысячелетия до н. э. А. С. Львов и Н. А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из  кипрского слогового письма. «Можно говорить о непрерывной (с доисторической эпохи) письменной традиции на территории Древней Руси», — настаивал П. Я. Черных. Более осторожно высказывался академик С. П. Обнорский, предполагая «какие-то формы письменности» у русов антского периода (VI в. н. э.).

На чем основаны эти заявления? Существует целая группа археологических памятников, содержащих знаки и обрывки текстов древнего не прочитанного еще письма. Это прежде всего памятники русского Причерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) — каменные плиты, надгробья, амфоры, монеты и т. п. Большинство знаков на этих памятниках имеет условную линейно-геометрическую форму, другие представляют собой схематические рисунки.

Большой интерес вызывает так называемая  алекановская надпись — группа из 14 знаков, расположенных в строку, на глиняном сосуде Х—XI вв. Сосуд обнаружен во время раскопок у с. Алеканово под Рязанью. Позже там на обломках посуды было выявлено еще 5 аналогичных знаков. Они, как считает В. А. Городцов, принадлежат местному писцу, славянину. Их нельзя расценивать как клеймо мастера, это — текст, составленный из литер неизвестного письма. Сходные знаки обнаружены на медных бляхах из Тверских курганов XIв. на двух бляхах знаки идут по кругу, образуя две одинаковые надписи. В Северянских курганах у Чернигова найдены изображения (нарезки) на кости, относящиеся к Х в. и, возможно, представляющие собой одну из разновидностей древнего славянского письма.*

Указания на славянскую письменность, существовавшую до Константина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источниках IX—Х вв. Важнейший из них — сказание Черноризца Храбра «О письменах», касающееся ряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается, что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счета использовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, что следы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднее время, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства, продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами, правда, неточно («без устроения»), так как латинское и греческое письмена не могли передать многих славянских звуков. Показательно, что инициативу освоения античных алфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страны христианским миссионерам.

______________________

* «Черты и резы»

 

Почти все остальные сообщения о древнеславянском письме относятся к восточным славянам. О каком-то восточнославянском письме сообщается в VIII главе Паннонского «Жития Константина Философа». Согласно этому «Житию» Константин нашел в Крыму, в Херсонесе, Евангелие и Псалтырь, написанные «русьскыми письмены». Затем Константин встретил человека, говорившего по-русски, вступил с ним в беседу и быстро изучил этот язык.                         

В одной из русских рукописей XV в.*  это событие описывается еще более определенно: «А грамота русская явилася, богом дана, в Корсуни русину, от нее же научился философ Константин и оттуду сложив и написав книгы русским языком». Именно о славянских книгах, существовавших до создания азбуки Константином, рассказывается и в «Житии» его брата Мефодия: «Тут явил Бог философу славянские книги и тотчас устроив письмена и беседу составив, поехал в Моравию».

Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет» документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале Х в. имела письменность. При этом следует иметь в виду, что в этой летописи, составленной в конце XI в., запись событий начинается с 852 г. Надо полагать, что летописец не мог точно и верно восстановить минувшие события за два века по памяти и на основе устных преданий. Он, скорее всего, использовал более ранние исторические записи, а это значит, что начало русского летописания должно быть отнесено к середине IX в.

По мнению академика Б. А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятся к 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Осколда, вероломно убитого варягом Олегом в 882 г. В отрывках этих летописаний нет никакого следа христианства и явно ощущается антиваряжская настроенность автора.

___________________

* «В толковой Палее»

 

 

Вторично языческая летопись обнаруживается в описании княжения Игоря и Ольги. Здесь прославляется мудрость и волшебная сила волхвов, которые предрекли смерть Олегу от своего коня — что можно сопоставить с клятвой при заключении договора 944 г. между Киевской Русью и Византией, где говорится, что нарушители клятвы «посечени будут мечи своими, от стрел и от иного оружья своего».

Рассказ о мести княгини Ольга древлянам, убившим Игоря, принадлежит русскому летописцу-язычнику. В тексте летописи нет ни слова осуждения кровавых дел княгини, убившей два древлянских посольства и приказавшей изрубить на тризне тысячи древлян.

Раздел летописи, посвященный эпохе Святослава (959—972 гг.), также лишен каких бы то ни было признаков христианской книжности. Естественно полагать, что у князя-язычника был и летописец-язычник. Охватывая перечисленные отрывки одним взглядом, можно заключить, что летописное дело Киевской Руси уже имело систематический характер в княжение Игоря Старого (912—945 гг.).*

Ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства являются тексты договоров русских князей с Византией Х в. Так, в договоре князя  Олега с греками (911 г.) есть указание на письменные завещания у русских. Если кто-то из русских купцов или княжеских послов умирал в Византии, его имущество должно было возвращаться на Русь и передаваться родственникам — «кому будет писал наследити именье его». В русском языке есть два слова для обозначения «завещать» (наследство) — «отказать» и «отписать». Первоначально слово «отказать» выражало устное завещание, а «отписать» — письменное, позже их значения уравнялись.

 

 

_______________________

* Рыбаков Б. А.  Язычество Древней Руси. – М., 1987. – С. 772-773

 

 

Договор 911 г. отразил высокое развитие собственнических отношений в верхах русского общества: в руках одного лица сосредоточивались значительные богатства, что порождало споры о наследстве. Но этот договор показывает, что письменность стала бытовым явлением феодального класса.

В договоре князя Игоря с греками (944 г.) зафиксировано установление новой разновидности письменные документов, предназначавшихся для русско-византийских дипломатических отношений. Раньше русские, прибывая в Константинополь, в качестве удостоверения личности предъявляли золотые и серебряные «печати». Древнерусская печать была носителем родового знака и на определенном уровне развития общества вполне исполняла функцию документа. Теперь устанавливался новый порядок: все русские должны приносить «грамоту» от князя.  Являются памятниками русской письменности Х в; и сами русские договоры с Византией, так как перевод их с греческого на русский был, как это установлено, современен самим договорам. Особенно интересно имеющееся в договоре 911 г. указание, что Русь и Византия и в более давние времена (т. е. еще в IX в.) решали спорные вопросы «не только словесно, но и письменно».

Не вызывает сомнения, что знаки и группы знаков на археологических памятниках, с одной стороны, и тексты, отмеченные позднейшими наблюдателями, с другой — разные явления. Но это не значит, что эти разнородные материалы противоречат друг другу. Размышляя об эволюции славянского письма, Л. В. Черепнин предположил, что оно прошло путь, общий всем народам, от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому) письму»* — т. е. на первых шагах

____________________

* Черепнин Л. В.  Русская палеография. – М., 1956. – С. 82-83.

 

ему были свойственны и пиктографические, и идеографические (символические) знаки. В. А. Истрин выразил сомнение в том, чтобы один народ мог пройти все эти стадии самостоятельно, без заимствований у соседей, так как при этом история письма должна бы растянуться на века и даже тысячелетия. Недавние исследования Б. А. Рыбакова снимают это возражение: ясные следы протослявянской культуры просматриваются с конца III тысячелетия до н. э., праславянской — середины   II тысячелетия до н. э.

Итак, безусловным историческим фактом является то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели и одновременно пользовались тремя видами письма. Во-первых, существовали различные местные разновидности самобытного пиктографического и счетного (цифрового) письма. Во-вторых, славянские «черты и резы» уже приобрели буквенно-звуковое значение, возможно, сохранив частично свою первоначальную форму; из истории письма известно, что аналогичный путь прошло германское и скандинавское руническое - письмо. Впрочем, согласно одной из гипотез (ее защищал, в частности, И. И. Срезневский) древнеславянское письмо тоже было руническим. Гипотеза не получила поддержки: славянские руны на идолах из Прильвица и на плитах из Микоржина (Познань) признаны поддельными. Однако общий вывод о непричастности славянского письма к руническому,* возможно, преждевременен: Новгородская археологическая экспедиция МГУ в 1987 г. обнаружила деревянную чашу, датируемую 940 г., на которой имеется надпись, выполненная знаками трех алфавитов, в том числе сходным с руническим. И, наконец, третьим видом письма, которым пользовались славяне до официального принятия христианства, было письмо посредством греческих и латинских букв. Начало использования славянами греческого

Информация о работе Славянская письменность