Связь композиционного решения резьбы по дереву и декоративного украшения костюма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является заимствование технологии резьбы по дереву для внедрения в декоративную отделку костюма. Для достижения цели были поставлены задачи:
проведение исследования по видам и техникам резьбы как технологии оформления изделий из дерева;
выявление композиционной преемственности различных объектов декоративно-прикладного творчества;
выбор основной техники, применимой в декорировании швейных изделий;
практическая реализация идеи.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………….3
1 Резное изделие как объект прикладного дизайна ……………………………………………...4
2 Отражение эстетики резьбы на формирование техник декоративного украшения костюма .7
3 Резьба как источник вдохновения в дизайне костюма ……………………………………. ….9
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 13
Список используемой литературы ………………………………………………………….........14

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад О. Сливка.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

X ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»

 

 

 

 

 

 

 

Секция: КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Тема:

Связь композиционного решения резьбы по дереву и декоративного украшения костюма

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: О.В.Сливка, спец. 070602 «Дизайн», 4 курс

 

Научный руководитель: Н.А.Еремина

 

 

Место выполнения работы: ГБОУ СПО НКТД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

                                                              Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………….3 1 Резное изделие как объект прикладного дизайна ……………………………………………...4

2 Отражение эстетики резьбы на формирование техник декоративного украшения костюма .7

3 Резьба как источник  вдохновения в дизайне костюма  ……………………………………. ….9

Заключение  ……………………………………………………………………………………….. 13

Список используемой литературы ………………………………………………………….........14

 

 

Введение

Современный мир  живет в эпоху глобальных перемен, масштабы которых растут день ото  дня. Это – результат научно-технического прогресса прошедшего века, охватившего  все пять континентов. На сегодняшний день социологами и политологами отмечено явление глобализации культур. Это значит, что стираются культурные границы, и взаимовлияние традиций становится все более активным.

Унификация культур становится все более глобальной проблемой, таящей в себе серьезные угрозы. Мир, в котором нам предстоит жить, становится не таким ярким и все в меньшей степени окрашивается колоритом местной культурной традиции. Многие обычаи, церемонии, ритуалы, формы поведения, которые в прошлом составляли признаки этнических особенностей различных народностей, постепенно исчезают по мере того, как основная часть общества усваивает новые стандартные формы жизни.

Исторически сложившиеся  культурные традиции и предметы, сопровождающие их, представляют собой главный источник, из которого личность черпает смыслы, выстраивающие иерархию жизненных ценностей. Человеку, утратившему свои культурные корни, грозит психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих его стремления и цели.

Между тем, именно от состояния культурного наследия и входящих в это понятие культурных ценностей, составляющих национальное богатство государства, зависит духовное здоровье нации и будущее народов России на рубеже нового тысячелетия. Актуальной проблемой, стоящей сегодня перед народами России, является сохранение национальной культуры.

Целью данной работы является заимствование технологии резьбы по дереву для внедрения в декоративную отделку костюма.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • проведение исследования по видам и техникам резьбы как технологии оформления изделий из дерева;
  • выявление композиционной преемственности различных объектов декоративно-прикладного творчества;
  • выбор основной техники, применимой в декорировании швейных изделий;
  • практическая реализация идеи.

Предмет исследования – возможность трансляции композиционной структуры ажурной резьбы в основу композиционного строения декоративной отделки моделей. Объектом исследования стала резьба по дереву как разновидность декоративной технологии оформления изделий из дерева. 

    В процессе выполнения работы автором изучены приёмы резьбы и возможности использования принципа её строения при создании костюма как объекта декоративно-прикладного творчества.

 

 

 

 

 

1 Резное изделие  как объект прикладного дизайна

Ремесленное творчество, развивающее художественный вкус и  умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу жизнь  и приносит истинное удовольствие от выполнения работы. Незаслуженно забытые  изделия ручного труда в России вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Ручная декоративная работа в народном быту применялась всюду: украшения дома резьбой, убранство жилища домоткаными ковриками, отделка одежды вышивкой. Таким образом, реализовывалось сознательное творческое начало, присущее человеку.

Остановимся подробнее на резьбе [1], [2], [3], [4].

Она использовалась в домовом  декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики. В технике резьбы изготавливались игрушки для детей – фигурки различных животных, музыкальные инструменты – дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры. Резьба применялась при изготовлении ковшей, ложек и другой посуды.

По мере накопления опыта  ремесленного творчества совершенствовались орудия труда и усложнялась техника  резьбы. Со временем резьба по дереву стала  настоящим искусством. Сегодня традиции русской резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.

В русском ремесленном  творчестве к началу 20 века различалось  несколько видов резьбы по дереву. Самые распространённые:

  • ажурная – территория Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири (Рисунок 1);
  • плоско-выемчатая – Архангельской, Олонецкой, Костромской губерний), плоско-рельефная  и объёмно-рельефная или просто объёмная (на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири (Рисунок 2);

  • плоскорельефная резьба (Рисунок 3).

Рассмотрим  подробнее основные различия видов  резьбы.

Такой вид резьбы, как ажурная (Рисунок 1), включает в себя два подвида – это прорезная и пропильная резьба по дереву. Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород − липы, березы, осины; в архитектуре − лиственницы и сосны.

Плоско-выемчатая резьба − плоский фон, углубленные элементы резьбы (элементы резьбы ниже самого фона). Подвидами плоско-выемчатой резьбы являются:

  1. контурная резьба, элементом которой является канавка (Рисунок 4). Канавки-желобки создают рисунок на плоском фоне. Четкий, несколько сухой, орнамент контурной резьбы отдаленно напоминает гравировку. Несмотря на кажущуюся простоту, контурная резьба требует высокого мастерства, так как огрехи исправить труднее,

 чем в  других видах резьбы. Для чистоты  рисунка, без сколов и зарезов,  резьба осуществляется единым  маховым приемом.

  1. скобчатая (ногтевидная) резьба, основным элементом которой является скобка, внешне похожая на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная, − полукруглая насечка на плоском фоне (Рисунок 5).

Множество таких скобок разных размеров и направлений и

создаёт рисунок  или его отдельные элементы.

  1. геометрическая (трёхгранная, трёхгранно-выемчатая) резьба, имеющая два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка) (Рисунок 6).

Многократное использование  пирамид и колышком на разных расстояниях  и под разными углами даёт великое  множество геометрических фигур. Ткацкие  станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл.

  1. черно-лаковая резьба, фоном которой служит плоская поверхность, покрытая чёрным лаком или краской (Рисунок 7).

Как в контурной  резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок.

Различная глубина  канавок и их разный профиль дают

 интересную  игру светотени и контрастачёрного фона и светлых прорезанных канавок.

  1. красно-лаковая резьба. Всё так же как и при черно-лаковой, но поверхность изделия покрывается не черным лаком или краской, а красным лаком (Рисунок 8).

Плоскорельефная резьба по дереву – это резьба, где изображение выпукло по отношению к фону и обработано в пределах глубины фона. Такая резьба привлекательна своей декоративностью, выразительностью, богатством композиции.

Подвиды плоско-рельефной  резьбы:

  1. плоско-рельефная резьба с подушечным фоном (Рисунок 9) – можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок  заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.

 

  1. плоско-рельефная резьба с выбранным фоном − та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже (Рисунок 10). Контуры рисунка заоваливаются также.

Народное творчество − динамичная, развивающаяся система.

Резьба − не исключение. Так, 20 век породил и сформировал два новых оригинальных промысла – абрамцево-кудринская резьба и резьба «Татьянка» (Рисунок 11).

Возникновение промысла абрамцево-кудринской резьбы тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл. Официально изделия промысла были «признаны» лишь в 30-гг 20 века после представления их на специальных и международных выставках. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом – вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоско-рельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.

Техника резьбы «Татьянка» была создана и запатентована в 90-х годах 20 века. И хотя в «Татьянке» угадывается манера кудринской резьбы, безусловно, современные мастера открыли новое в технологии: характерной особенностью является отсутствие фона как такового − один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент.

2 Отражение эстетики резьбы на формировании техник декоративного украшения костюма

Декоративно-прикладное творчество развивается в пространстве, отличающемся взаимопроникновением одних видовых признаков техники ремёсел в другие, внутренней «подпиткой», дающей новые технологии ручного труда. Зачастую декоративная отделка рождается в процессе творческого осмысления образов природной и образцов предметной среды и дальнейшей стилизации декоративных форм в рисунки и сюжеты, а приёмов создания предмета – в иные технологические решения, отличные от устоявшихся. Нужно понимать, что качественные и технологические признаки промысла при этом должны сохраняться, т.к. только наработанные годами подходы к созданию композиционной, технологической и структурной формы объекта позволяют реализовать преемственность в новых образцах, развивая, но не разрушая традицию.

Ошибочно думать, что декоративное ручное творчество применимо лишь для музейных образцов. Современные художники выбирают источником вдохновения опыт мастеров ремесленников, и уже становится несущественным «специализация» народного промысла, так как традиции преломляются иногда очень неожиданно в образцах современного искусства. Так, постепенно со временем  технология резьбы по дереву была художественно осмыслена и преобразована в новые технологии декоративной работы – вырезание по ткани.

Современный стиль  «этно» базируется на стилизации приёмов  декоративно-прикладного творчества, распространённых в народной самобытной предметной среде и костюме. Чаще всего изделия в стиле «этно» транслируют реплики  народного художественно-прикладного творчества.

 Мы можем прочесть традиции прикладного искусства в различных технологиях декоративной отделки тканей:

  • Выжигание по ткани

(гильоширование). Основу прорезного ажурного выжигания  составляет вырезание горячей  иглой сквозных отверстий различной   конфигурации, формы и размера.  Для этой работы используют такие ткани как атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шёлк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т.д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими. Выжигание по ткани напоминает технику ажурной резьбы (Рисунок 12).

  • Ришелье − это узор из ткани, около которого вырезан фон. Ришелье напоминает технику резьбы «Татьянка» (Рисунок 13).

  • Способ ажурной орнаментации тканей металлическими пробивками. Напоминает геометрическую технику резьбы (Рисунок 14).
  • Лазерная резка тканей, шевронов, узоров. Напоминает технику плоскорельефной резьбы (Рисунок 15).

Информация о работе Связь композиционного решения резьбы по дереву и декоративного украшения костюма