Связь композиционного решения резьбы по дереву и декоративного украшения костюма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является заимствование технологии резьбы по дереву для внедрения в декоративную отделку костюма. Для достижения цели были поставлены задачи:
проведение исследования по видам и техникам резьбы как технологии оформления изделий из дерева;
выявление композиционной преемственности различных объектов декоративно-прикладного творчества;
выбор основной техники, применимой в декорировании швейных изделий;
практическая реализация идеи.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………….3
1 Резное изделие как объект прикладного дизайна ……………………………………………...4
2 Отражение эстетики резьбы на формирование техник декоративного украшения костюма .7
3 Резьба как источник вдохновения в дизайне костюма ……………………………………. ….9
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 13
Список используемой литературы ………………………………………………………….........14

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад О. Сливка.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Таким образом  декоративная отделка костюма способна стилистически переработать  композицию, пластику и материал резьбы по дереву. Это возможно благодаря схожести внешних признаков образа фактурного решения ткани и дерева при визуальной оценке поверхностей. Пластические и физико-механические свойства тканей способствуют  созданию в швейных изделиях имитированной поверхности по типу резной, не нарушая технологию пошива и без ущерба для качества модели.

 

   

3 Резьба  как источник вдохновения в  дизайне костюма

Автора заинтересовала возможность соединения эстетики народной резьбы и технологии вырезания по ткани в изделиях этно-стиля.

Возможна ли преемственность композиционно-эстетического  строения народной резьбы и декоративной отделки костюма? Можно ли технологию резьбы применить в технологии отделки? Чтобы ответить на поставленный вопрос рассмотрим строение декоративной отделки резьбы русского деревянного окна и сопоставим с композиционным решением костюма (Рисунок 16) [5].

Сопоставление показывает, что композиционные приёмы размещения декоративной отделки в композиционной структуре деревянного окна и народного костюма схожи. Это даёт основание предположить возможность привнесения принципа композиции  резьбы в композицию костюма без нарушения стилистики и гармонии.

Как добиться визуальной аналогии отделки костюма текстилем с отделкой деревянного изделия в технике резьбы? Очевидно, что соприкосновение нужно искать в технологических приёмах декоративной обработки материалов – ткани и дерева.  Этот вопрос был раскрыт в ходе практической разработки коллекции авторских ансамблей одежды этно-стиля. Можно сказать, что дизайн-проект стал базой творческого эксперимента, в ходе которого последовательно решалось Технологическое и Эстетическое соответствие в моделях.

В начале был определён источник творчества – народная игрушка и ажурная резьба. Помните? Яркие вырезные лошадки, «важные» жизнерадостные расписные матрёшки [6]. Захотелось передать ощущение русского жизнелюбия, «оживить» вещи и наполнить их своими историями и настроением. Эта идея стала основной в разработке формы моделей: игрушка в кокошнике.

Далее были обозначены требования к материалам.

Образ резьбы воздушный, лёгкий, но в то же время и основательный, тяжёлый. Это определило выбор материалов: они должны быть пластичными и  плотными одновременно. Материал не должен осыпаться, так как ажур предполагает чёткие границы при множестве сквозных отверстий. Материал должен создавать плотную чёткую линию, аналогичную краю резного наличника, а наложение цвета создавать иллюзию глубины пространства, как в просвете пазов резьбы. К таким условиям идеально подходит драп. Цвет выбран плотный, сложный, чтобы точнее передать красоту ажура. Пластика и эстетика костюма взята из традиций русской национальной одежды. Декоративная отделка – из лубочных картинок. В целом автору хотелось создать декоративный ансамбль, напоминающий расписную игрушку.

Приёмы технологии изготовления «резьбы» на ткани были заимствованы из традиционного промысла: вырезание и накладывание с последующей фиксацией (Рисунок 17).


   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология реализована в декоративной отделке моделей коллекции. Обращаясь к видам резьбы по дереву, привлекая истоки городецкой росписи и традицию декорирования деревянных игрушек, автор стала «расписывать» ткань будто красками, только на этот раз в руках были лишь ножницы и лоскутки (Рисунок 18).

Созданная творческая коллекция названа  «До первых петухов». В мае 2012 года она была представлена на Всероссийском конкурсе молодых модельеров и дизайнеров одежды «Волжская палитра» на Нижегородской ярмарке, в октябре 2011 года экспонировалась на Всероссийском конкурсе молодых дизайнеров одежды «Экзерсис», а в апреле 2012 года с успехом продемонстрирована на Международном конкурсе молодых дизайнеров одежды «Этно Дар». Коллекция отмечена дипломами I и II степеней в номинации «Фольклор».

Коллекция «До  первых петухов» может иметь коммерческую ценность, если представлять её как  сувенирный или витринный экспонат. Коллекцию можно предлагать в  специализированные торговые центры для  оформления интерьеров, как реквизит для студийных съёмок, оформления праздников или как объект для частных коллекций.

Приём вырезания  орнамента из драпа применим для  разных целей:

  • имитационные декоративные поверхности в предметах бытового назначения: скатерти, салфетки, ламбрекены
  • создание поверхностей-имитаторов кружевного полотна для костюмов театральных постановок
  • создания эффекта ажура и кружева в костюмах специального назначения, например, костюме Снегурочки.

 

Заключение

Народ и искусство  неразрывно связаны между собой. Люди не могу жить, не реализовывая себя в творчестве, будь то живопись, музыка, скульптура, поэзия. Каждый находит для себя свою нишу. Актуальной проблемой, стоящей сегодня перед русским народом, является сохранение национальной культуры. И немаловажно то, что мы не забываем, а наоборот, даём всё новый и новый толчок для того, чтобы русские корни и традиции не умирали, а оживали в наших, уже современных изделиях. Это делает богаче и краше не только человека, но и окружающий мир!

Этно-стиль является проводником во времени между традицией декоративного оформления предметов средового пространства и костюмом. Особое значение в вопросе преемственности традиций отдано технологиям. Технология вырезания ткани может донести специфику резьбы по дереву через эстетику костюмной композиции.

Подтверждением  преемственности композиционных приёмов  декорирования объектов среды и  костюма является коллекция «До  первых петухов», декоративная отделка  которой выполнена по стилистике резьбы по дереву. Как в вырезании  по дереву, так и в вырезании элементов декоративного образца из ткани определены такие точки соприкосновения как типология технологического решения резьбы – вырезание; материалов: мягкое дерево – плотная ткань; пространственность в композиции: просвет резьбы – глубина цвета, достигаемая  наложением тканей.

На примере  созданной коллекции прослеживается взаимопроникновение истоков народного  творчества в дизайн современного костюма. Коллекция «До первых петухов» может  иметь коммерческую ценность.

 

Список  используемой литературы:

  1. Петросян О. А Резьба по дереву. − М.: Издательство «Вече», 2005. − ISBN: 5-9533-0608-3.
  2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М.: Издательство «Высшая школа», 1984.
  3. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. – М.: Издательство «Современное слово», 1998.
  4. Банников Е. А. Резьба по дереву. – М.: Издательство «Современная школа», 2006.
  5. Кислуха Л.В. Народный костюм Русского Севера XIX – н. XX вв. из собрания Государственного музейного объединении «Художественная культура Русского Севера». – М.: Северный паломник, 2006. – 276 с.: ил.
  6. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 212 с.

 



Информация о работе Связь композиционного решения резьбы по дереву и декоративного украшения костюма