Рыцарская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:04, реферат

Краткое описание

Рыцарская культура средневекового Запада начала формироваться в
X—XIII веках. Основной идеей этой культуры стал образ рыцаря как защитника:
сначала — просто защитника слабых и беспомощных от вполне реального
внешнего врага, а затем — как защитника христианского мира в целом. Враги,
угрожавшие христианскому миру, в изобилии находились во все века — от
арабов на юго-востоке континента и на Ближнем Востоке до венгров на востоке
владений христианского мира рубежа тысячелетий.

Содержание

1. Введение………………………...……………….……..…………………….……3
2. Общая характеристика Средневековой эпохи….….……………………………4
3. Социальное устройство……… .………………...…………………………… …8
1. История слова………………………………………………………….….8
2. Как определить рыцаря……………………………………………….…..8
3. «Конные воины»……………………………………………………….…11
4. «Мой дом – моя крепость».. ………………………………………….…13
5. Что давала служба…………………………………………………….….15
6. Место в обществе………………………………………………………...17
4. Рыцарская литература……………………………….… …………… …………20
1. Рыцарская куртуазная поэзия……………………………… …………..20
2. Рыцарский куртуазный роман……………………………… ………….25
3. Миннезанг………………………………………………… ……………..28
5. Заключение………………………………………………………………………33
6. Библиографический список…………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

рыцарская культура 1.docx

— 54.60 Кб (Скачать файл)

импровизируемых  во  время  мировых  весенних  плясок,  которые  известны  с

древнейших  времен  у  самых   разных   народов   и,   несомненно,   издавна

существовали у немцев, как они существуют у них и  до сих пор под  различными

названиями  (например,  так   называемые   Schnaderhupfel,   «частушки»,   в

Баварских Альпах, в  Тироле  и  др.).  Литературное  влияние  провансальской

поэзии  помогло  лишь  переоформить  в  соответствии  с  новыми   сословными

идеалами  феодального  общества  те   ростки   народной   поэзии   любовного

содержания, которые лежат  в основе рыцарского миннезанга.

       Куртуазное  направление немецкой лирики, зарождающееся  на Рейне также

в  1170-х  годах,  стоит  под   непосредственным   влиянием   провансальских

трубадуров. Но лишь в редких случаях  это  влияние  имеет  характер  прямого

заимствования или перевода, обычно оно ограничивается  общими  особенностями

формы и традиционными  для куртуазной лирики  идеями  и  мотивами.  По  своей

внешней  форме  песни  нового  стиля  представляют   большие   многострофные

стихотворения. Строфа имеет  сложное  строение,  рифмы,  всегда  точные,  по

примеру романской метрики  вводится принцип счета слогов с  постоянным  числом

неударных  между  ударениями.  Эти  метрические  новшества   и   усложнения,

достигающие у более поздних  миннезингеров большой  формальной  виртуозности,

были,  очевидно,  связаны  с  новыми,  более  сложными  формами  музыкальной

композиции, занесенными  также из Прованса.

       По своим  идеям и темам лирика  провансальского   направления  всецело

определяется  доктриной  куртуазной  любви  как  рыцарского  служения  даме.

Повествовательный сюжет, драматическая  ситуация, вводное  описание  природы,

все «объективные» элементы народного  стиля  исчезают  почти  совершенно  во

всепоглощающем лирическом переживании. В  бесконечном  ряде  вариаций  поэты

развивают своеобразную диалектику «высокой любви»: томление по  недосягаемой

возлюбленной и боязнь исполнения мечты, страдания неосуществленного  чувства

и радость страдания.  Красота  дамы  противопоставляется  ее  жестокосердию:

поэт обвиняет свои глаза, которые виновны в его несчастье. Но в муках  любви

он испытывает радость  и ни за что не откажется от них,  потому  что  радости

без страдания не бывает. Фридрих фон Хузен даже  восхваляет  «сплетников»  и

«соглядатаев», на которых  обычно жалуются средневековые поэты:  лишь  бы  на

самом деле нашли они повод  для своей зависти.

       В песнях  Генриха фон Морунгена,  наиболее  блестящего  представителя

лирики  провансальского  стиля,   традиционная   тема   «восхваления»   дамы

приобретает черты индивидуального  художественного  мастерства,  опирающегося

на литературные источники  — на знакомство с латинской поэзией,  классической

и  средневековой.  Если  Кюренберг  и  поэты  его  группы  пользовались  для

возлюбленной постоянными  эпитетами  «прекрасная»  и  «добрая»,  то  Морунген

пространно  описывает  ее  красоту:  «розовые  губы»,  «богатые   радостью»,

«светлые», «играющие» глаза, «белые лилии и алые розы» на ее  лице,  «тонкий

стан». Она — «венец всех  женщин»,  «нежный,  радостный  май»,  «безоблачный

солнечный  свет».  Не  менее  подробно   перечисляет   Морунген   куртуазные

добродетели  своей  дамы:  она  «благородная»,  «воспитанная»,   «гордая   и

радостная», «чистая и  мудрая», «нежная и веселая», «правдивая  без  обмана»,

«ее чистота и добродетель  подобны  солнцу,  которое  озаряет  мрачные  тучи,

когда  его  сияние  так  светло».  Эта   изысканность   поэтического   стиля

свидетельствует о дальнейшей аристократизации миннезанга.

       Рядом  с рыцарской любовной песнью  развивается м Общая  характеристика

Средневековой   эпохи   оральное   изречение,   так   называемый   шпрух   —

дидактический  жанр,  также  имеющий  народные  корни  и  сохранившийся   по

преимуществу в репертуаре странствующих  певцов-профессионалов  нерыцарского

происхождения.  Собрание  таких  однострофных   «шпрухов»,   относящихся   к

1160—1170 гг., сохранилось под  именем Сперфогеля. В состав его   стихотворных

изречений, почерпнутых из народной дидактики, входят басни о  животных  и  о

людях, моральные поучения на бытовые темы, религиозные  стихи,  сложенные  к

праздникам и заключающие  увещание ходить в церковь и  любить  ближних.  Поэт

охотно  говорит  моральными   сентенциями   и   пословицами,   и   все   его

мировоззрение  покоится  на  фольклорных   представлениях,   которые   резко

отличают его стиль  от дидактической поэзии  ученых-клириков.  Биографические

мотивы, заключенные в  этих  изречениях,  позволяют  восстановить  социальный

облик бездомного бродячего  певца, живущего милостью знатных покровителей.

                                      Заключение

       Проанализировав  тему рыцарской культуры, мы понимаем  как сложна была

ее  структура.  Рыцарство  составляла  в  эпоху   Средневековья   достаточно

обширную прослойку общественного  слоя, а также занимала достаточно  значимое

место сословной иерархии. Рыцарство  также  играет  важную  роль  в  истории

человечества, кто из нас  не знаком с историей Крестовых походов?

       Военное  ремесло накладывало отпечаток  на всю жизнь  рыцаря.  Уже   с

конца IX века  по всей Европе строились  хорошо  укрепленные  дома-замки,  в

наши дни многие из них  являются архитектурными памятниками.

       Под влиянием  рыцарской  культуры,  сформировалось  несколько  новых

направлений   западноевропейской   литературы,   -   появляется   куртуазная

литература. Куртуазная культура  и  куртуазная  литература  составляли  одно

целое. Историки отмечают, что  в XIV-XV веках  такие  важные  элементы  жизни

феодалов, как  рыцарские  ордена,  турниры,  ориентируются  на  литературные

образы, превращаются в искусную и изощренную игру.

       Дать  четкое определение  средневековому  рыцарству  довольно  сложно.

Рыцарство – феномен средневековья, один  из  наиболее  ярких  признаков  той

эпохи,  было слишком многоплановым  явлением, чтобы  сводить  его  к  обложке

или к статуе в музее.

 

                          Библиографический список

   1. Виппер Р. Ю.  История средних веков. - С.- П.: ООО  «СМИО Пресс», 2000.-

      384 с.

   2. Готика: Архитектура.  Скульптура. Живопись /  Под  ред.  Р.  Томана.  -

      Konemann, 1998.-501с.

   3. Емохонова Л.Г.  Мировая художественная культура: Учеб. Пособие.  -  М.:

      Издательский  центр «Академия», 2001.-544 с.

   4. История и культурология:  Учеб. Пособие / Под ред. Н. В.  Шишовой. - М.:

      Издательская  корпорация «Логос», 1999.-368 с.

   5. История западноевропейской  литературы.  Средние  века  и  Возрождение:

      Учеб. для  филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский и  др.

      - М.: Высшая  школа, Издательский центр «Академия», 1999.- 462 с.

   6. Кёнингсбергер Г.  Средневековая Европа.  400-1500  годы.  -  М.:  «Весь

      мир», 2001.- 371 с.

   7. Культурология: Учеб. пособие / Отв. редактор  А.  А.  Радугин.  –  М.:

      Центр, 2000.-304 с.

   8. Мартынов В. Ф.  Мировая художественная культура: Учеб. пособие – Мн.  –

      НТООО «Тетра  Системс», 1997.-320 с.

   9. Пигалев А. Н.  Культурология: Учеб. пособие. –  Волгоград:  Издательство

      Волгоградского  государственного университета, 1998.-420 с.

  10.  Порьяз А. Мировая  культура: Средневековье. – М.:  ОЛМА-ПРЕСС,  2001.-

      479 с.


Информация о работе Рыцарская культура