Рыцарская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:04, реферат

Краткое описание

Рыцарская культура средневекового Запада начала формироваться в
X—XIII веках. Основной идеей этой культуры стал образ рыцаря как защитника:
сначала — просто защитника слабых и беспомощных от вполне реального
внешнего врага, а затем — как защитника христианского мира в целом. Враги,
угрожавшие христианскому миру, в изобилии находились во все века — от
арабов на юго-востоке континента и на Ближнем Востоке до венгров на востоке
владений христианского мира рубежа тысячелетий.

Содержание

1. Введение………………………...……………….……..…………………….……3
2. Общая характеристика Средневековой эпохи….….……………………………4
3. Социальное устройство……… .………………...…………………………… …8
1. История слова………………………………………………………….….8
2. Как определить рыцаря……………………………………………….…..8
3. «Конные воины»……………………………………………………….…11
4. «Мой дом – моя крепость».. ………………………………………….…13
5. Что давала служба…………………………………………………….….15
6. Место в обществе………………………………………………………...17
4. Рыцарская литература……………………………….… …………… …………20
1. Рыцарская куртуазная поэзия……………………………… …………..20
2. Рыцарский куртуазный роман……………………………… ………….25
3. Миннезанг………………………………………………… ……………..28
5. Заключение………………………………………………………………………33
6. Библиографический список…………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

рыцарская культура 1.docx

— 54.60 Кб (Скачать файл)

Дьявол, мирское и  небесное,  церковь  и  миряне)  воины  выпадают  из  этой

стройной и не лишенной внутренней логики системы. Как раз  такое  деление  и

помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.

       Рыцарская  культура  средневекового  Запада  начала  формироваться  в

X—XIII веках. Основной идеей  этой культуры стал образ рыцаря  как  защитника:

сначала  —  просто  защитника  слабых  и  беспомощных  от  вполне  реального

внешнего врага, а затем  — как защитника христианского  мира в  целом.  Враги,

угрожавшие христианскому  миру, в  изобилии  находились  во  все  века  —  от

арабов на юго-востоке  континента и на Ближнем Востоке  до венгров на  востоке

владений христианского  мира рубежа тысячелетий.  Пожалуй,  можно  с  большой

долей уверенности утверждать: рыцарство стало рыцарством в  полной мере  лишь

тогда, когда осознало себя духовным братством, связанным невидимыми узами  и

обязанностью защищать братьев  по вере.

       Эта концепция  превосходно подкреплялась и  с юридической точки зрения

— в том смысле, что  рыцарь должен  был  обладать  наследственным  правом  на

ношение оружия, а следовательно, и навыками обращения с оружием. Как  раз  в

ту эпоху, в X—XI веках, понятие  рыцаря,  ставшее  почетным  и  кое-где  даже

вытеснившее традиционные титулы  дворянства, включает в себя не только  тех,

кто  действительно  с  оружием  в  руках  охранял  границы  государства  или

графства, но также и тех, кто скитался по всей  Западной  Европе  в  поисках

службы у богатого сеньора  или при каком-нибудь войске. Образ  жизни рыцаря  —

это образ жизни человека, полностью  посвятившего  себя  воинскому  делу.  К

концу XI — началу XII века среди  рыцарей было сравнительно немного  тех,  кто

сам  работал  на  собственном  поле:  рыцари  либо  разорялись  и  пускались

скитаться, либо богатели, приобретали  крупные феоды, получали  за  службу  в

войске сеньора бенефиции  и перепоручали хозяйственные дела  своим  зависимым

людям. Воинское ремесло отнимало у  воинов  все  больше  и  больше  времени.

Престиж конного воина  возрастал по  мере  того,  как  кавалерия  становилась

главной ударной силой  любой армии, а значение пехоты  постепенно  снижалось.

В армиях некоторых западноевропейских государств того времени  конные  воины

даже получали денежное жалованье, что подчеркивало их особое положение.

       Обедневший  рыцарь, не нашедший себе места  при войске, мог  наняться,

к примеру, охранять купеческий караван. И поскольку он и  здесь  выступал  в

роли защитника других людей, никто не  мог  оспорить  его  право  называться

рыцарем. Точно так же, на  основе  немногочисленных  формальных  требований,

рыцарями  смело  называли  себя  участники  многочисленных  полуразбойничьих

групп, скитавшихся по дорогам  христианского мира.

 

 

       3.3. «Конные  воины».

       Почти  каждый знатный  человек   в  эпоху  Раннего  Средневековья   был

военным.  В  эпоху  смут  и  междоусобиц,  окончания  которой  в  Европе  не

предвиделось, военные услуги были главным, чего требовал  сеньор  от  своего

вассала, давая  тому  феод  «на  прокормление».  Во  всей  Западной  Европе,

государства которой возникли из Франкской империи, основу войска  составляла

тяжелая конница, созданная  еще франкскими королями.

       Рыцарь  должен был явиться  на  службу  к  своему  сеньору  полностью

экипированным и на собственном  боевом  коне.  Основу  рыцарского  вооружения

составляло  холодное  оружие.  В  первую  очередь,  это  был  меч   —   знак

принадлежности его обладателя к военной знати. Длинный железный меч вошел  в

обиход европейского рыцарства  как наследие древних германцев, в  свое  время

убедительно доказавших превосходство  длинного  колюще-рубящего  оружия  над

короткими  бронзовыми  гладями  римлян.  Меч  вручался   рыцарю   в   момент

посвящения, в  ходе  особой  торжественной  церемонии.  Кроме  меча,  рыцарь

должен был владеть  навыками обращения с копьем, палицей  и  боевой  секирой.

Секиры и палицы, впрочем, довольно быстро вышли из  употребления  (возможно,

из-за их «неблагородства»).

       Тяжелая  конница средневековой армии  называется  «тяжелой»  с   полным

основанием. Примерно к X—XI векам  по всей Европе  распространилась  железная

броня,  вытеснившая  кожаные  латы.  Тело  рыцаря  прикрывала  кольчуга  или

металлический панцирь с  изогнутыми  пластинами,  позволявшими  направить  в

сторону удар вражеского копья. Большой деревянный щит  с  набитыми  на  него

металлическими плашками также был неотъемлемой  частью  рыцарской  амуниции.

На щите, как правило, изображались знаки или  гербы,  призванные  обозначить

имя рыцаря, его принадлежность к определенному  знатному  семейству.  Иногда

вассал помещал на щите  герб  своего  сеньора.  С  течением  времени  рыцари

полностью оделись в металлическую  броню: голову защищал  шлем  с  решетчатым

забралом,  на  руках  были  кольчужные  перчатки,  на  ногах  —   чулки   из

металлических колец, позволяющих  сгибать колени.

       Подобная  экипировка  требовала   недюжинной   физической   силы   и

выносливости. Ведь во время  боя  требовалось  не  только  таскать  на  себе

тяжелые доспехи, но и сражаться  с противником.  Рыцарь  обязан  был  владеть

навыками и конного  боя, и пешей схватки.  Поэтому  юноши  из  знатных  семей

начинали  обучаться  военному  делу  с  самого  детства.   Основу   обучения

составляли физическая подготовка и основные навыки обращения с  оружием.  По

достижении юношеского возраста  отпрыск  знатного  семейства  отправлялся  в

услужение к кому-нибудь из рыцарей в  качестве  оруженосца  и  приобщался  к

тайнам воинского искусства. Юношу-оруженосца, который хорошо  зарекомендовал

себя в течение нескольких лет службы, посвящали в рыцари. Ему  вручали  меч,

с которым он не должен был  отныне расставаться.

       Главным  достоянием рыцаря был конь. Хорошо  обученный боевой конь сам

по себе представлял грозную  силу. Рыцарские жеребцы подвергались, как  и  их

хозяева, огромным физическим нагрузкам. Чтобы защитить коня  во  время  боя,

была создана броня  и для животного. В разных  странах  в  разное  время  это

была либо сравнительно дешевая  кольчужная сетка, покрывавшая спину  и  грудь

коня,  либо  массивная  броня  из  металлических  пластин,  закрывавшая   от

возможных ударов практически  все  тело  животного.  Рыцарские  кони  ушли  в

небытие  вместе  с  рыцарским  войском,  и  нам  сегодня   остается   только

предполагать, что  это  были  мощные  животные,  предки  современных  коней-

тяжеловозов.

       Хороший  конь ценился еще и потому, что его  дрессировали  специально

для боя. Он был приучен  забивать  копытами  пеших  воинов,  а  также  ранить

длинными шипами на металлических  удилах, действовавшими  не  хуже  кинжалов.

Рыцарь в полном вооружении на коне был  практически  неодолимым  противником

для пешего легковооруженного  воина, и рыцарская конница обычно  с  легкостью

подавляла  сопротивление  крестьянского   войска   во   времена   постоянных

восстаний и междоусобных войн.

 

       3.4.  «Мой  дом — моя крепость».

       Военное  ремесло рыцаря накладывало отпечаток  на всю его жизнь. Уже с

конца IX века по всей Европе знатные люди начали строить хорошо  укрепленные

дома-замки.  Первые  рыцарские  замки   были,   как   правило,   деревянными

двухэтажными  постройками.  Но  по  мере  того,  как  на   окраинах   Европы

становилось все беспокойнее (с юга наступали сарацины, с  севера —  норманны,

на  востоке  возобновились  вторжения  мадьяр),  да  и  внутренние   раздоры

набирали силу, замки стали  возводить из камня и всячески укреплять.

       Место  для строительства замка выбиралось  с учетом рельефа  местности

— на высоком берегу  или  на  холме,  чтобы  увеличить  обзор  и  затруднить

нападающим подступ к  стенам. Главным строением оставалась башня в  несколько

этажей — донжон, где  жил  хозяин  замка  со  своей  семьей.  Вокруг  донжона

располагались  хозяйственные  и  жилые  пристройки.  Двор   замка   обносили

толстыми  каменными  стенами,  иногда  в  два-три  ряда.  Важным   элементом

оборонительной системы  замка был глубокий ров с водой  вокруг наружных стен.

       Хорошо  укрепленный замок вполне мог  противостоять  серьезной   осаде.

Рвы с водой затрудняли использование осадных машин, и  в большинстве  случаев

врагам владельца замка  оставалось избрать тактику осады. В этом  случае  все

зависело от предусмотрительности хозяина дома. Если в замке было  достаточно

припасов и питьевой  воды,  то  обитатели  могли  выдерживать  осаду  долгое

время. Нередко в подземелье донжона устраивали подземный ход,  открывавшийся

в  укромном  месте  в  отдалении  от  замка.  Через  этот  ход  рыцарь  имел

возможность  либо  отправить  гонца  с  просьбой  о  помощи,  либо  спастись

бегством, если замок брали  приступом.

       Постепенно  большинство крестьян округи  стали селиться возле  замков,

чтобы во время войны найти  там  прибежище.  Над  западноевропейским  миром,

только-только вышедшим из кризиса  Темных  веков,  вновь  нависла  угроза.  В

эпоху    обострения    феодальной    раздробленности    в    Европе    жизнь

сосредотачивалась в основном близ замков, возвышавшихся то там, то здесь  во

владениях крупных  и  мелких  феодалов,  да  в  городах,  где  было  собрано

свободное ремесленное население. Большая часть  земель  начала  приходить  в

запустение, что и вызвало  позже очередной масштабный  кризис  средневекового

общества.

       Новые  замки и укрепленные дома-крепости  появлялись по всей Европе  на

протяжении трехсот лет. В начале Раннего  Средневековья  замок  играл  очень

важную  общественную  роль  —  он  был   главной   гарантией   относительной

стабильности для жителей  округи. С нормализацией общественной жизни  начался

и экономический рост, оказавшийся  со временем губительным для массы  мелкого

рыцарства.  К  началу  XIII  века  большинству   мелких   рыцарей   пришлось

распродавать   свои   земли:   расходы   на   поддержание   образа    жизни,

приличествующего  знатному  положению,  резко  возросли  после   того,   как

возобновились торговые отношения  с  Востоком  —  поставщиком  дорогостоящих

предметов роскоши, вин, тканей и  драгоценностей.  Эти  земли  скупали  либо

богатые сеньоры, либо церковь, никогда  не  испытывавшая  нужды  в  деньгах,

либо  разбогатевшие  горожане  —   торговцы   и   ремесленники.   Разрушение

феодализма началось, по существу, с  разорения  низшей  категории  феодалов.

Вассальные узы рвались. Постепенно и на  более  высоких  уровнях  феодальных

отношений вассалы переставали  платить  сеньорам  ежегодную  ренту.  В  этих

условиях начали возвышаться  города. Так  начиналось  Высокое  Средневековье,

период стремительного промышленного  роста, время подъема светской культуры.

 

       3.5.  Что  давала служба.

       Романтический  ореол рыцаря, окончательно  сложившийся   уже  в  Новое

время, впервые появился  еще  в  Средние  века.  Возвышение  рыцарства  было

связано в первую очередь  с важностью воинов для общества.

       В неспокойное  время Темных  веков  и   Раннего  Средневековья,  когда

война была самым обыденным  явлением,  «деревенским  жителям»  требовался  в

первую очередь не священник,  чтобы  спасти  их  душу  (как  это  бывало  во

времена Великого переселения  народов), а солдат, способный защитить  поля  и

дома.  Современные   исследователи   подмечают   одну   весьма   характерную

особенность: в тех  краях,  где  центральная  власть  (короля  или  герцога)

прочно  удерживала  свои  позиции,  рыцарство   не   развилось   в   могучую

политическую силу. Там  же, где вся надежда  у  людей  была  именно  на  силу

оружия, там, где складывались независимые кастелянства  и  строились  замки,

объединявшие под своей  крышей сильную  дружину,  рыцари  стали  едва  ли  не

более важными фигурами, чем  королевские вассалы,  которым  принадлежали  эти

земли.

       Самый  яркий в этом отношении пример  — французское графство  Маконне,

где независимые  кастелянства просуществовали вплоть до последней  трети  XII

века. Графская власть  не  имела  в  Маконне  абсолютно  никакого  значения.

Крупные феодалы-кастеляны  созывали  в  свои  замки  конных  воинов,  которые

получали не только бенефиции  за  службу,  но  также  кров  и  стол  в  замке

сеньора. Эти рыцари, прозванные «замковыми», считали  военную  службу  своей

главной и почетной обязанностью.

       Рыцари  и министериалы, занимавшиеся  административной  деятельностью

на различных  уровнях  общества,  были  людьми  благородного  круга,  и  это

облагораживало сами их занятия. Хозяйственные дела вели за богатого  феодала

находившиеся у него в  услужении несвободные  люди.  Нередко  случалось,  что

несвободный, по поручению  сеньора, ведал  и  вопросами  военного  характера.

Информация о работе Рыцарская культура