Религия Японии и ее место в жизни современных японцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:10, научная работа

Краткое описание

В рамках своей экзаменационной работы я , основываясь на фактах, полученных в Интернете и многих книгах, проследила развитие и распространение таких религий как Буддизм и Синтоизм в Японии и узнала, какое место эти верования занимают в жизни японцев. Я наблюдала быт и обычаи японского народа, его этику и эстетику. Быт и обычаи поистине крепки, как клыки мамонта, - тысячелетний быт и обычаи, и сознание, пришедшее уже в бытие. И то, что в Японии все грамотны, и то, как организована японская воля . И этот тысячелетний быт, создавший свою особую мораль, не оказался препятствием для западноевропейской конструкции, заводов, маши и пушек.
Я бы хотела, чтобы на примере японцев многие задумались над тем, какое место в их жизни занимает вера в Бога, ведь мы так редко об этом думаем ввиду нашей постоянной занятости и решения будничных проблем.

Содержание

I. Вступление 3
II. 1.Религия от истоков до наших дней 4
2.Японская мифология 5
3.Роль и виды религий в японском обществе 5
а. Синтоизм: - суть 6
- мифология 7
- формы синтоизма 9
- обряды и ритуалы 12
- роль в современном мире 13
б. Буддизм: - суть 13
- мифология 14
- перечень школ японского буддизма 16
- современное состояние буддизма 17
4.Противостояние или союз? 18
III. Заключение 21
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Научная работа на тему.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 


План:

I.     Вступление                                                                                             3

II. 1.Религия от истоков до наших дней                                                      4

     2.Японская  мифология                                                                             5

     3.Роль и виды религий в японском обществе                                        5

        а. Синтоизм:   - суть                                                                              6

                           - мифология                                                                   7

                           - формы синтоизма                                                        9

                                      - обряды и ритуалы                                                      12 

                           - роль в современном мире                                          13

        б. Буддизм:     - суть                                                                             13

                           - мифология                                                                   14

                                       - перечень школ японского буддизма                         16  

                          - современное состояние буддизма                             17

    4.Противостояние или союз?                                                                   18

III. Заключение                                                                                              21

      Список используемой литературы                                                       22

 

Вступление

Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый  парадоксальный из народов. Вместе с  их внешним окружением они столь живописны, театральны и артистичны, что временами кажется, будто весь их мир – как бы сцена, на которой они играют. Наверное, именно поэтому страна, в которой они живут, полна больших противоречий и контрастов, подлинных и мнимых, как в материальной сфере, так и в духовной.

С каждым годом технический прогресс все более охватывает будничный  мир японцев. Каждая новинка в  мире робототехники возникает именно в этой стране. Мне стало интересно, во что верит такая развитая нация, и не утратила ли она веру в  Бога или сверхъестественные существа.

В рамках своей экзаменационной  работы я , основываясь на фактах, полученных в Интернете и многих книгах, проследила развитие и распространение таких религий как Буддизм и Синтоизм в Японии и узнала, какое место эти верования занимают в жизни японцев. Я наблюдала быт и обычаи японского народа, его этику и эстетику. Быт и обычаи поистине крепки, как клыки мамонта, - тысячелетний быт и обычаи, и сознание, пришедшее уже в бытие. И то, что в Японии все грамотны, и то, как организована японская воля . И этот тысячелетний быт, создавший свою особую мораль, не оказался препятствием для западноевропейской конструкции, заводов, маши и пушек.

Я бы хотела, чтобы на примере японцев  многие задумались над тем, какое  место в их жизни занимает вера в Бога, ведь мы так редко об этом думаем ввиду нашей постоянной занятости и решения будничных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Религия от истоков до наших дней

На раннем этапе развития японского  общества был широко распространён  тотемизм. Из древних японских религиозных верований сформировались представления синто — основной религии Японии. Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов)»). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками (или микото) и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах. Важной особенностью синтоизма является культ предков.

С этими представлениями связан также культ императора — считалось, что императорская семья происходила от богов-создателей японского архипелага. Древние мифы и легенды синтоизма о создании японских островов богами и передаче власти над страной потомкам богов (Дзимму и Ниниги) сохранились в сводах «Кодзики» и «Нихонги».

Позже, из Индии через Корею и  Китай, в страну проникает буддизм, 552 год считается официальной  датой признания новой религии. Буддизм оказал большое влияние  на образование, литературу и искусство  Японии, хотя сам значительно трансформировался и сильно отличается от индийского и китайского буддизма При императоре Сёму (правил в 724—749) буддизм был признан государственной религией.

В середине XVI века в Японию пришло христианство, поддержаное Ода Нобунагой  и запрещённое впоследствии сёгунатом Токугава. Запрет на христианство был снят после реставрации Мэйдзи.

В современной Японии доля населения, одновременно исповедующего две  религии — буддизм и синтоизм, составляет 84 %, около 0,7 % населения  страны исповедует христианство.

Как утверждает «Религиозный ежегодник», издаваемый Агентством по делам культуры, японцы чувствуют себя немного буддистами, немного синтоистами. Данные, представляемые различными религиозными организациями, дают такую картину. В стране насчитывается 120 млн. синтоистов и около 90 млн. буддистов. Добавьте к этому христиан и представителей других конфессий, получится общая сумма в 220 млн. человек, что вдвое превышает население всей страны. Это противоречие легко объяснимо. Японцы обращаются к синтоизму, чтобы отметить праздники и другие радостные моменты в их жизни. А за неблагоприятными событиями, такими как похороны и поминовения, «присматривают» буддийские священнослужители. Для японцев непонятен монотеизм, характерный для европейцев. Они не принимают формулы «один бог для одного человека». [4,стр.15].

Японская мифология

Японская мифология - совокупность древнеяпонской (синтоистской), буддийской и возникшей на их основе (с включением элементов даосизма) поздней народной мифологических систем. Древнеяпонская мифология запечатлена в многочисленных памятниках, таких, как «Кодзики» («Записи о делах древности», 712г.), «Нихонги» (или «Нихонсёки», «Анналы Японии», 720 г.), этногеографические описания японских провинций, т. н. фудоки («Записи о землях и обычаях», 8 в.), древнейшие молитвословия норито, «Когосюи» («Собрание древних слов», нач. 9 в.) и «Кюдзихонги» («Главные записи о делах старины», нач. 12 в.). Наибольшее количество мифов, целые циклы их вошли в «Кодзики» и «Нихонги». Эти своды и составили официальную мифологию синто, частично адаптировав, а частично оттеснив на периферию и в низшую мифологию местные шаманистские культы. Материалы первых свитков в обоих сводах позволяют выделить в них три основных мифологических цикла: в первом, космологическом цикле действие происходит на равнине высокого неба - такама-но хара, где обитают небесные боги, и в царстве мёртвых ёми-но куни.

Во втором цикле действие происходит на земле Идзумо (Идзумо - древнее  название местности, ныне расположенной  в восточной части префектуры Симане в центральной Японии). Третий цикл рассказывает о событиях, происходящих в местности Химука (нынешняя префектура Миядзаки, остров Кюсю). Героями мифов в этих свитках выступают боги - ками (иначе именуемые микото), одни из которых действуют и говорят подобно людям, другие же олицетворяют абстрактные, умозрительные представления. Высшую категорию ками представляют собой небесные ками, среди которых, в свою очередь, выделяются «особые небесные» ками, ниже их стоят земные ками, обычно привязанные к определённой местности; и ещё ниже - ками-духи, проявлением существования которых служат предметы и явления природы. [6,стр.685]

Роль и виды религий в японском обществе

При всем единстве и однородности, о чем так часто говорят, Япония – страна больших противоречий и  контрастов, подлинных и мнимых, как в материальной сфере, так и в духовной. Поэтому складывается впечатление, что как отдельная личность, так и общество в целом живут в невероятном напряжении. Общая динамика и мобильность сегодняшней жизни производит сильное впечатление на тех, кто попадает в Японию. В зависимости от темперамента одних она пленяет, других утомляет и в соответствии и миропониманием вызывает либо восхищение, либо озадаченность, становясь страной грез или страной кошмаров. [1,стр.272]

В Японии проповедуют такие религии как: Синтоизм, Буддизм, Христианство и Конфуцианство. Обычно под конфуцианством понимают религиозно-философскую систему, возникшую в Китае 2500 лет назад. Однако во времена победного распространения этой системы по различным странам Азии, в том числе и в Японии, в китайском языке не было отдельного слова для обозначения понятия “религия”: употребляемый в таких случаях иероглиф цзяо (по-японски ке) в переводе обозначал и религию, и учение. Именно в таком понимании конфуцианство восприняли и японцы. [10].

Благодаря своеобразному соседству  синтоизма, буддизма и конфуцианства, когда ни одно из мировоззрений не превалировало над другими, не исключало их абсолютно и окончательно, в сознании японцев глубоко укоренилась идея терпимости. В их духовной жизни всегда оставалось место для диалога. Каждая система верований или взглядов рассматривалась как путь — путь к вершинам мудрости, духовного совершенства, внутреннего озарения. Человек был вправе испробовать любой из таких путей. В отличие от Запада Япония почти не знала преследований еретиков, подавления каких-то плодотворных идей из-за того, что они противоречили неким священным книгам или их последующему толкованию.

Фоско Мараини (Италия), Япония: черты  преемственности. 1971[3, стр.28]

Синтоизм

Синтоизм - это древнейшая японская религия. Ее название происходит от слова "синто" - "путь богов". Основа синто — в обожествлении природных  сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени  одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.

 

 

 

 Основные виды ками - это: 

  • Духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя и т.д.);
  • Силы и способности, заключенные в людях и природе (скажем, ками роста или репродукции);

В Японии поклоняются бесчисленному количеству ками. Ками (яп. 神?, «бог», «богиня», «божество») — сверхъестественные сущности; понятие включает как богов-творцов, так и безымянных духов.

Ками в широком смысле — живое  начало, присущее всему в природе, особая энергия. В таком значении всё, что нас окружает — ками. В текстах утверждается существование «восьми мириад» ками.

В каждой деревне и местности  есть местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения между ками и  обычными людьми нет - есть множество  мифов и легенд о браках людей и ками. Смерть осмысляется как переход в мир ками. Ребенок считается воплощением ками-предка (удзигами), поэтому в Японии с большим уважением относятся к маленьким детям.

Ками делятся на Фуку-но-ками ("добрые духи") и Магацу-ками ("злые духи"). Задача синтоиста - призвать побольше добрых духов и помириться со злыми. В принципе, добрые духи могут становиться злыми, если к ним обращаться недолжным образом. Поэтому по всей Японии во множестве храмов и часовен прихожане и священники приносят ками жертвы и молятся о помощи и поддержке. Вообще, все происходящее в мире в синтоизме объясняется индивидуальной волей ками, а не какими-либо законами или Судьбой.

Древние японцы считали, что японские острова и люди, населявшие их, были созданы ками, что нашло своё отражение в синтоистской мифологии.[11]

Мифология синто

В синтоистской мифологии нет единого  творца - зачинателя мироздания, демиурга. Всё начинается не с хаоса, а с  самопроизвольного установления самого первоначального и элементарного  порядка, одновременного появлению богов-ками. Первых ками трое: Амэ-но Минакануси, Такамимусуби и Камимусуби. В отличие от последующих поколений богов, являющихся парами, они не имеют пола и каких-либо внешних признаков. За этой троицей появляются ещё четыре ками-одиночки. Они уже менее абстрактны и связаны с теми или иными природными объектами. Двое из них (ср. Амэ-нотокогами) были рождены в лоне земли, которую можно отождествить с Японией. Следом рождаются бог, навечно утвердившийся на земле, и бог обильных облаков над равнинами - последние боги-одиночки. Бог всплывающей грязи и его младшая сестра богиня осаждающегося песка открывают список богов, являющихся парами. Завершение космогонического процесса приходится на долю пятой пары этих богов Идзанаги и Идзанами. После своего рождения Идзанами и Идзанаги получили от высоких богов в подарок драгоценное копьё Амэ-но нубоко, с помощью которого они стали месить морскую воду и создали первый в мире остров Оногородзима (яп. «-дзима» — остров), сгустив его из морской соли. На этом острове они построили небесный столб Амэ-но михасира и обойдя вокруг него, совершили брачный обряд, от которого их потомство оказалось неудачным: первое дитя родилось без рук и без ног, второе — пенный остров Авасима. Огорченные супруги обратились к богам за советом и узнали, что причина кроется в неправильном совершении ими брачного обряда: первой брачные слова произнесла богиня Идзанами, женщина. Супруги повторили обряд, но теперь первым говорил Идзанаги.  Обряд повторили, но на этот раз первым заговорил Идзанаги. От нового брака на свет появились острова Авадзи, Иё (Сикоку), Оги, Цукуси (Кюсю), Ики, Цусима, Садо, Ямато (Хонсю), составляющие Оясима — Японию, в которую на тот момент ещё не входил Хоккайдо и ряд южных островов. Помимо этого были рождены ещё шесть островов, а также множество богов (35 богов). Последним на свет появился Кагуцути, огненный бог, рождение которого опалило лоно Идзанами, после чего та удалилась в Ёми-но куни, страну мёртвых.[1]

Информация о работе Религия Японии и ее место в жизни современных японцев