Икона в системе православной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Искусство иконописи имеет очень древние корни. Оно пришло на Русь вместе с христианством и прочно вошло в жизнь православных людей. Первые иконы (от греч. «образ», «изображение») появились еще до зарождения древнерусской культуры. Иконописные изображения, как в древнейшие времена, так и в современном мире играют очень важную роль для верующих людей. Но существуют древние образа, мастерство исполнения и роль которых настолько велики, что они стали достоянием не только верующих людей, но и всего народа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения иконы в системе
православной культуры
1.1Феномен иконы в православной культуре……………….8
1.2Социокультурные функции иконы ……………………...12
Глава II. Символика как базовый элемент православной иконы
2.1. Содержательный аспект понятия «символ»…………...15
2.2. Визуальные символы православной культуры……….18
2.3. Символика в иконографическом каноне……………....24
Заключение…………………………………………. . ……………...32
Библиографический список………….……………………… …….….34 Приложение ……………………………………………… . ………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая классен (3).doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Рязанский  государственный университет имени  С.А.Есенина»

 

Факультет русской  филологии и национальной культуры

 

Кафедра культурологи

 

Икона в системе православной культуры

 

Курсовая работа

 

 

 

Выполнила студентка  IV курса

отделения культурологии

А.В. Классен

Научный руководитель

Плаксина О.С.

 

 

                                                 Рязань 2013 г.

 

                                          Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты изучения иконы в системе

               православной культуры

  1.1Феномен иконы в православной культуре……………….8

  1.2Социокультурные функции иконы ……………………...12

Глава II. Символика как базовый элемент православной иконы

2.1. Содержательный аспект понятия «символ»…………...15

2.2. Визуальные символы православной культуры……….18

2.3. Символика в иконографическом каноне……………....24

Заключение………………………………………….  . ……………...32

Библиографический список………….……………………… …….….34 Приложение ………………………………………………   . ………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                Введение

Актуальность. Искусство иконописи имеет очень древние корни. Оно пришло на Русь вместе с христианством и прочно вошло в жизнь православных людей. Первые иконы (от греч. «образ», «изображение») появились еще до зарождения древнерусской культуры. Иконописные изображения, как в древнейшие времена, так и в современном мире играют очень важную роль  для верующих людей. Но существуют древние образа, мастерство исполнения и роль которых настолько велики, что они стали достоянием не только верующих людей, но и всего народа. [9, с. 13]

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без икон невозможно представить интерьер православного храма. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. Отправляясь в путь, православный христианин также берет с собой по обычаю небольшой походный иконостас или складень. Так на Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело - его сопровождал иконописный образ. Вся история России прошла под знаком иконы, многие прославленные и чудотворные иконы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в ее судьбе. Сама Россия, восприняв некогда крещение от греков, вошла в великую традицию восточно-христианского мира, который по праву гордится богатством и разнообразием иконописных школ Византии, Балкан, Христианского Востока. И в этот великолепный венец Русь вплела свою золотую нить.

[19, с. 63]

Великое наследие иконы нередко становится предметом  превозношения православных над  другими христианскими традициями, чей исторический опыт не сохранил в чистоте или отверг икону как элемент культовой практики. Однако зачастую современный православный человек свою апологию иконы не простирает дальше слепой защиты традиции и расплывчатых рассуждений о красоте божественного мира, тем самым оказываясь несостоятельным наследником принадлежащего ему богатства. К тому же низкого художественного качества иконная продукция, заполонившая наши храмы, мало напоминает то, что называется иконой в святоотеческой традиции. Все это свидетельствует о глубоком забвении иконы и ее подлинной ценности. Речь идет не столько об эстетических принципах, они, как известно, изменялись в течение веков и зависели от региональных и национальных традиций, сколько о смысле иконы, поскольку образ является одним из ключевых понятий православного мировоззрения. Ведь не случайно победа иконопочитателей над иконоборцами, окончательно утвержденная в 843 году, вошла в историю как праздник Торжества Православия. Концепция иконопочитания стала своего рода апогеем догматического творчества святых отцов. Этим была поставлена точка в догматических спорах, сотрясавших Церковь с IV по IX век. [19, с. 64]

Икона как духовный феномен все сильнее привлекает к себе внимание, причем не только в  православном и католическом мире, но и в протестантском. В последнее время все большее число христиан оценивают икону как общехристианское духовное наследие. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку. [11]

         Таким образом, процесс изучения значение иконы в системе

православной  культуры,  призван ввести в сложный и многозначный мир

 иконы, раскрыть  ее значение как духовного  явления, глубоко укоренного в 

христианском, библейском мировоззрении, показать неразрывную  связь с 

догматическим и богословским творчеством, литургической жизнью Церкви.

Степень разработанности проблемы.

Изучением данной проблемы занимается большое количество ученых. Основную часть данной работы составила символика православной иконы Георгиева О.В.. Также к  числу специалистов в этой области относятся Голубцов А.П., Барова Н.А., Раушенбах Б.В. и многие другие.

 

Так например Гордиенко  А.Н. уделяет большое внимание раскрытию  символов православия и иконы  как произведению искусства.  Георгиева  О.В.  и Барова Н.А. занималась исследованиями символики православной иконы.

 

 

Объектом исследования в работе являются символ иконы в провославной культуре.

Предмет научного анализа – икона как символ провославной культуры.

Цель  работы  - изучить значение иконы в системе православной      культуры.

Задачи курсовой работы:

                                

  • расскрыть понятия «символ»;
  • рассмотреть визуальные символы иконы в религиозной культуре;
  • представить религиозное значение иконы;
  • проанализировать светское знасчение иконы:
  • показать современное значение иконы.

Методические  основы курсовой работы. Изучение материала строится на основе применения метода дисциплинарного анализа, а также сравнительно-исторического и искусствоведческого подходов. Существенное значение имели исследования историко-культурного направления, рассматривающие икону в системе христианской православной культуры. Икона занимает поистине уникальное место, и, тем не менее, икона никогда не рассматривалась только как произведение искусства. Икона - прежде всего вероучительный текст, призванный помочь постижению истины. В этом смысле, по выражению о. Павла Флоренского, икона либо больше, либо меньше, чем произведение искусства. Вероучительную функцию иконы подчеркивали святые отцы, относя иконописание к области богословия. "Что слово повествования предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения", - отмечал св. Василий Великий. Отстаивая необходимость иконопочитания, особенно для новоначальных в Церкви, папа Григорий называл церковные изображения "Библией для неграмотных", ибо то, что умеющий читать извлекает из книги, неумеющий усваивает через видимые образы. Иоанн Дамаскин, крупнейший православный апологет иконопочитания, утверждал, что невидимое и труднопостигаемое передаются в иконе посредством зримого и доступного, "ради слабости понимания нашего". Такое отношение к иконе стало основанием для решений "второго" VII Вселенского Собора, утвердившего победу иконопочитателей. Этот Собор, обосновывая необходимость иконопочитания, предписывал создание иконы богословам, оставляя художникам воплощать замысел в материале. Собор ничего не говорит ни о художественных критериях изображений, ни о выразительных средствах, ни о предпочтении того или иного материала и т.д., давая художнику в этом свободу выбора. Иконописный канон складывался постепенно, в течение веков, вырастая из богословского понимания образа, поэтому канон не мыслился как внешние рамки, ограничивающие свободу иконописца, а скорее - как стержень, благодаря которому существует икона как художественное произведение. Однако православная традиция видит в иконе текст, но не схему, поэтому художественная сторона иконы так же важна, как и идеологическая. Икона - это сложный организм, где богословская идея выражена определенными художественными средствами, основа которых - личный мистический опыт и художественный талант иконописца. Нередко богослов и художник соединялись в одном лице, как это было, скажем, в случае Андрея Рублева или Феофана Грека. На вершинах своего расцвета икона совмещала строгое богословие и высокое художество, что и позволило Евг. Трубецкому назвать икону "умозрением в красках". [16, с. 56]

Материалы курсового исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов «Истории искусства», «Мировой художественной культуры». Существенную помощь работа окажет при написании учебно-методических рекомендаций по изучению духовного краеведения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения иконы в системе православной культуры

      1. Феномен иконы в православной культуре

        Икона – это священный образ, в котором находит свое отражение телесное и духовное, человеческое и божественное, видимое и невидимое. Икона дает нам возможность приобщиться к опыту Церкви, прежде всего к опыту святых отцов, помогает понять ту Весть, что несет миру Православие, воспринять тот взгляд на мир, который присущ христианскому миросозерцанию в целом. [9, с. 16]

Если картину  называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает то, что привычно для человека в его повседневности, а являет нам Царство будущего века. Икона изначально стала писаться с точки зрения вечности, изображая мир иной, новое небо и новую землю, где уже совершена победа Христа – победа добра над злом, жизни над смертью. Поэтому для иконы не подходит реалистический, вернее – натуралистический способ передачи, язык иконы – символы и знаки, в которых прозревается образ грядущего Царства. [10] 

Смотри приложение 1

Илл.1. Христос Вседержитель. Икона VI в. Первая сохранившаяся икона (образ написанный красками на доске) Иисуса Христа выполнена в реалистической манере.

Илл.2. Андрей Рублев. Христос Вседержитель. Центральная часть Звенигородского чина. XIV в.

Илл.3. Богоматерь Толгская. Русская икона XIII в.

Икона - особый символ. Возводя дух верующего  в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Это сакральный, или литургический, символ, наделенный силой, энергией, святостью изображенного на иконе персонажа или священного события. Благодатная сила иконы, согласно иконопочитателям, обусловлена самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда опять тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем иконы (отсюда, напротив, - условность и символизм образа). [16, с. 56]

Не один только потусторонний мир Божественной славы нашел себе место в иконописи. В ней верующие люди находят живое, действенное соприкосновение двух миров, двух планов существования. С одной стороны - потусторонний вечный покой, с другой стороны, греховное, хаотическое, но стремящееся к успокоению в Боге существование - мир ищущий, но еще не нашедший Бога. [16, с. 57]

Так, еще Нил  Синайский писал, что иконы находятся в храмах «с целью наставления в вере тех, кто не знает и не может читать священное писание». Ту же самую мысль - и почти в тех же выражениях - находим у папы Григория Великого: обращаясь к епископу Массилии, он замечает, что неграмотные люди, смотря на иконы, «могли бы прочесть то, чего они не могут прочесть в рукописях». [10]

Почитание икон в Церкви - как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с  тех пор свет его не истощался  никогда. Он горел и горит и  не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным светом, то почти невидимо, то разгорается и превращается в нестерпимый свет.

Вот отчего Церковь в  защите и утверждении почитания  икон неизменно опирается на догмат воплощения Христова, на полноту вочеловечения Бога Слова, и иконой, освящающей всякое святое изображение, полагает Нерукотворный образ Христа, отпечатленный Самим Господом на убрусе.

Итак, образ, чудесно запечатленный Самим Спасителем на убрусе, стал свидетельством неложности вочеловечения Христова - живой иконой истины Боговоплощения, изображением самого догмата воплощения Божия. И всякая икона находится во внутренней зависимости от Нерукотворного Образа, как вода реки имеет своим началом родник, который рождает эту реку. Нерукотворный образ становится краеугольным, ключевым в ряде других икон, и именно поэтому Церковь избрала этот краеугольный камень как знамя своего торжества. Она, как икона, венчает церковное исповедание Христа воплотившегося, и вслед за ним и всякая икона говорит и свидетельствует о том же. [17, с. 50]

 Икона - молитва,  изобразительно выраженная. Икона  безымянна, хотя нам известны  имена мастеров икон, как Андрей  Рублев, Феофан Грек, Дионисий и  другие. Иконе, как обряду, мы подчиняемся.  Координация уступает место субординации. В обряде растворяется самость человека. [14, с. 6]

Конец XIX — начало XX века называют временем «открытия  иконы», что связано с расчисткой и реставрацией древних икон XII-XV веков. Тогда, после трёх столетий, называемых закатом русского иконописания, когда традиционная каноничная иконопись вытеснялась академической религиозной живописью, икона вновь засветилась своим подлинным ликом. Но время «открытия» иконы совпадает со временем страшных катаклизмов в России: всё связанное с религией, а значит и церковное искусство, принимается новой властью, в лучшем случае, как культурное наследие и только поэтому и подлежит сохранению и изучению.

Именно с того времени икона занимает заметное место в музеях и открывается как одно из величайших сокровищ мирового искусства.

Информация о работе Икона в системе православной культуры