Религия в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Все религии основываются на вере в существование сверхприродного мира и души человека. Человек всегда, во все времена его существования был религиозным. Практически во всех европейских языках латинское слово religio не переводится, и в русском языке оно также существует в его первоначальной, латинской форме. Но оказывается, что и сами древние римляне не знали истоков этого слова. У поздних латинских авторов даже возникали споры и недоумения относительно происхождения слова religio

Содержание

1. Определение, происхождение, сущность религии
2. Типология религий
3. Место религии в культуре: основные подходы
4. Христианская культура
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 63.52 Кб (Скачать файл)

Религия в системе  культуры

 

Содержание

  • 1. Определение, происхождение, сущность религии
  • 2. Типология религий
  • 3. Место религии в культуре: основные подходы
  • 4. Христианская культура
  • Список использованных источников
  •  
  • 1. Определение, происхождение, сущность религии
  • Все религии основываются на вере в существование сверхприродного мира и души человека. Человек всегда, во все времена его существования был религиозным. Практически во всех европейских языках латинское слово religio не переводится, и в русском языке оно также существует в его первоначальной, латинской форме. Но оказывается, что и сами древние римляне не знали истоков этого слова. У поздних латинских авторов даже возникали споры и недоумения относительно происхождения слова religio.

В Древнем Риме существовали четыре версии относительно происхождения  слова religio:

1) Марк Туллий Цицерон (106-43 г.до Р.Х.) предположил, что слово religio происходит от слова relegeo «перечитывать, тщательно обдумывать, откладывать в сторону». Таким образом, по мнению Цицерона, «те, которые над всем, что относится к почитанию богов, усердно размышляли и как бы перечитывали (relegerent), были названы религиозными (religiosi). Но все-таки в понимании сущности религии Цицерон разделяет распространенное в Риме понимание, согласно которому религия «состоит в благочестивом поклонении богам. Для римлянина была важна прежде всего культовая сторона религии.

2) Согласно христианскому апологету  Лактанцию (250-325), слово religio происходит от глагола religare «связывать, соединять». Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека. Это определение используется чаще. Так, русский философ Иван Ильин (1882-1954) пишет: «Религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом».

3) Блаж. Августин (ок.354-430) предложил  считать слово religio происходящим от слова reeligere «воссоединять», т. е. воссоединять утраченную связь человека и Бога. «Его-то (т. е. Бога. - Т.Ц.) ища, и, лучше, вновь отыскивая, отчего, кажется, получила название и религия, мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться», - писал мыслитель.

4) Римский писатель Сервий Сульпиций (ок.3 до Р.Х.-69 от Р.Х.), предположил, что слово religio происходит от глагола relinquere «обходить молчанием». Религиозные люди стараются не опускать до бытового, житейского уровня все священное, все, что относится к Богу, и обходят это священным молчанием.

В XIX в. некоторые филологи предположили: если значение слова religio не было известно самим римлянам, значит, к тому времени это слово исчезло из употребления, и его корни нужно искать в древнем латинском языке. Так было открыто слово ligere «благочестиво относиться к чему-то, испытывать чувство почтения и уважения», и тогда religere будет означать возврат к благочестию, т. е. постоянное (частица re-) выражение этого чувства.

Определение религии

Религия (в широком смысле) - совокупность основанных на непосредственном опыте  представлений о иной реальности (отличной от обыденной, чувственно воспринимаемой - о Боге, Небе, богах, духах, энергиях, истинном бытии, истинном Я и проч.), а также совокупность способов установления с этой реальностью правильных, с точки зрения данной религии, взаимоотношений, значимых для человека как при жизни, так и (за редким исключением) после смерти.

Религия (в узком смысле) - есть совокупность способов воссоединения человека с  Высшим благом - источником вечной жизни.

Религия - система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение (определение П. Флоренского).

Компоненты религии:

- Вера в личного Бога или  богов. Любые религиозные чувства предполагают отношения человека с Богом как с личностью, с которой можно разговаривать, которую можно бояться, которую должно почитать, но это должна быть всегда личность, или несколько личностей, или множество личностей, как в язычестве.

- Вера в существование сверхчувственного  мира. Бог (или боги) должен быть  сверхчувственным, Бог не может  быть просто материальным идолом. Даже идолы, которым поклонялись  язычники, были не просто материальными  предметами, а местами обитания  богов.

- В любой религии существует  понятие нравственности как подчинения  божественной воле. Подчинение богам  нравственно, неподчинение - безнравственно. Нравственность понимается именно  так, и поэтому нравственность  возникает из религии.

- Вера в загробное воздаяние  за праведную жизнь или, наоборот, за жизнь греховную - также  элемент любой религии.

- Поэтому в любой религии  всегда присутствует и вера  в бессмертие души.

- В любой религии отношение  к Богу или богам отличается  от отношения к миру и людям:  Бога следует почитать. Богопочитание - это не просто набор некоторых действий, но глубокое внутреннее религиозное чувство - благочестие. Человек осознает необходимость богослужения, религиозного культа, который является внешним выражением внутреннего богопочитания - благочестия.

- Необходимость религиозной организации  людей, объединенных верой в  одного Бога (или богов), признается  всеми религиями. Истинно религиозный  человек не может замыкаться  в своем одиночестве, его религиозное  чувство требует единения с  другими людьми.

Таким образом, религия - это довольно сложное явление, основанное на вере в существование божественного  сверхъестественного мира, включающего  в себя и некоторое знание об этом мире (догматы, вероучение), и эмоциональное  отношение к нему (любовь, страх  и т.п.), и нравственные заповеди, и культ, и церковную организацию.

Происхождение религии

Практически все религии, имеющие  развитую догматику или мифологию, утверждают, что человек первоначально  был либо сотворен Богом, либо находился  в каких-либо более тесных отношениях, чем сейчас, и поэтому религиозное  состояние человека и этими религиями  также признается за вечное человеку. Между тем, существуют различные атеистические учения о происхождении религии.

Просветительская теория

Большинство современных атеистов придерживаются просветительской теории происхождения религии, считающей, что причиной возникновения религии  являются невежество, страх и обман. Наиболее отчетливо эту концепцию  высказали французские просветители-материалисты: Д.Дидро, П.Гольбах, П.Гельвеций. Невежество и страх первых людей создают предпосылки для возникновения религии, окончательно же создают религии некоторые люди, «обманщики» - жрецы в союзе с правителями.

Одной из первых (Секст Эмпирик  во II веке) возникает теория, полагающая, что религия возникает вследствие обмана одних людей другими, воспользовавшимися безграмотностью народа в своих  корыстных интересах.

В. Лега приводит критику этой концепции, справедливо называя ее наивной, поскольку непонятно, каким образом можно внушить людям существование некоего существа, которого никто никогда не видел и не ощущал. Невозможно себе даже представить, как практически осуществлялся этот обман народа. Можно допустить, что нашелся где-то один человек, которому пришла в голову идея о всеведущем Существе, можно даже допустить, что он уговорил (или обманул) нескольких своих приближенных, но представить, что он смог внушить это всем своим гражданам, просто невозможно. Это должна быть настолько мощная и разветвленная сеть интриг, что ее даже трудно себе представить. Ведь, согласно этой концепции, такие хитроумные правители появляются не в одной стране и чуть ли не одновременно в различных странах (Египет, Греция, Рим). Никаких средств массовой информации тогда еще не было. И как эти жрецы и правители смогли объяснить людям, что существует некое всемогущее Существо, которого нужно одновременно бояться и любить и которого никто никогда не видел. Чтобы поверить этим жрецам, человек должен понять, что такое бог. Если в душе человека нет идеи Бога, никакого обмана не получится. Следовательно, получается порочный круг: внушить людям идею Бога можно лишь в том случае, если у них уже есть идея Бога.

Одним из первых появляется мнение, что  причиной религии является страх  перед явлениями природы (Петроний, Эпикур, Тит Лукреций Кар). Но что означает страх перед природой? Как правило, те условия существования, в которых люди живут с самого рождения, они воспринимают как вполне естественные и поэтому совсем нестрашные. Напротив, если человека привезти в непривычные условия, то тогда ему будет страшно. Если бы современный человек оказался в тех условиях, в которых жил древний человек, то ему действительно было бы страшно - без современного оружия, транспорта, средств связи и т.п. Но ведь дикарь ничего не знает об этих достижениях цивилизации и поэтому чувствует себя вполне «комфортно» в своем лесу. Страх есть всегда. Современный человек боится ничуть не меньше, чем человек древний. Но жить в мире и бояться постоянно невозможно. Поэтому человек к этому миру привыкает, приспосабливается, а не придумывает себе Бога. Конечно, страх всегда был одной из причин, приводившей людей к вере. «Начало премудрости - бояться Бога» (Прем. 1, 15). Редко какой человек в минуты опасности, угрожающей его жизни, не вспомнит о Боге и не призовет Его на помощь. Но здесь речь идет о возвращении к вере в Бога, а не об изобретении Его. Тем более что нецерковный человек, когда опасность минует, забудет о своем обращении к Богу. Поэтому суть религии не только и не столько в страхе, сколько в любви к Богу, в почитании Его, в испытании чувства священного, чего не может породить банальный страх. И даже в самых примитивных религиях боги внушают людям не только страх, но и благоговение, и благодарность, и другие возвышенные чувства. Все самое лучшее, что есть у человека, - науки, ремесла, нравственные нормы, произведения искусства, - всегда приписывается богам как источнику их происхождения. Страх не может сам по себе породить веру в существо, которое является невидимым. Человек всегда боится конкретной ситуации, боится того, что он может себе представить: боится землетрясения, боится хищников, боится кого-то конкретного. С исчезновением причины для страха исчезает и страх.

Почему люди боятся многих явлений  природы? Потому, пишут просветители, что они не знают законов природы  и не умеют противостоять им. Поэтому  к страху и обману просветители добавляют  невежество как третью причину возникновения  религии. Человек не знает, какова причина  засухи, почему шторм на море образуется. И придумывает богов, якобы стоящих  за этими явлениями и являющихся их причиной. Поэтому, полагали другие просветители, если людям дать знание, истинное знание о мире, то тогда  религия исчезнет.

Во-первых, этот аргумент может высказать  только человек современный, знающий  физику, генетику, кибернетику, который  относится к предкам свысока: они ничего не знали. Но если смотреть исторически, то очевидно, что человек  обычно относится к своей эпохе  как к вершине всего исторического  развития, а к людям предыдущих эпох как к отсталым существам. Люди всегда самодовольны. А вторая ошибка этой теории состоит в том, что  она представляет всех людей как  ученых, которые всю жизнь ищут истину. Но большинство людей не думают о причинах наводнений и почему светит солнце - они просто живут, работают, как обычно, пытаясь выжить в этом сложном мире. Люди, которые пытаются познать мир, мучаются над «проклятыми вопросами» всегда оказываются в меньшинстве, их не понимают, презирают, их гонят, к ним не прислушиваются. Важную роль в этой концепции играет понятие «обожествление»: люди обожествляют явления природы. Но само слово «обожествлять» предполагает знание о Боге. Обожествляя кого-либо (что-либо), мы наделяем чертами Бога некоторое явление или человека. Но как мы можем наделить что-либо чертами Бога, не имея знания о Нем? Получается замкнутый круг. Никакое явление невозможно представить себе богом, не зная, что Бог существует. Просветительская теория происхождения религии очень популярна и в наши дни. Это неудивительно, поскольку сторонник такой теории, считая, что в основе религии лежит страх, невежественность и обман, тем самым считает и всех верующих людей глупыми, трусливыми и доверчивыми, а себя, соответственно, умным, смелым и критичным. Очевидно, что в этом есть своя психологическая притягательность. Наконец, нельзя забывать, что среди религиозных людей было много великих ученых (Ньютон, Фарадей, Планк и мн. др.), которых не заподозришь в невежестве, много мужественных воинов (Александр Невский, А.Суворов и др.), которых не обвинишь в трусости.

Теория Фейербаха

В начале XIX века появляется немецкого  философа Л. Фейербаха (1804-1872), который  утверждал, что человек придумывает  Бога, обожествляя не внешние предметы и явления, а факт внутренней духовной жизни человека - прежде всего его  разума. Причины возникновения религии  следует искать в самой природе, сущности человека. Человек наблюдает  в себе некоторые свойства - он обладает разумом, свободой воли, чувствами и  т.п. Он не понимает природу своих  свойств и поэтому объективирует  их, наделяет статусом самостоятельного существования. Из свойств человеческой природы немецкий философ далее  выводит все свойства природы  божественной. Еще современники Фейербаха  Маркс и Энгельс называли теорию коллеги не историчной: как возникает  человеческое сознание, откуда оно  берется? Как будто человек свалился откуда-то с неба со всем готовым  многообразием его внутреннего  мира и порождает религию. Далее, если мы можем себе представить, что  поскольку существует Бог или  у нас существует знание о Боге, мы можем сделать вывод о способностях нашей души, но по наличию способностей нашей души сделать вывод о  Боге, - это уже не укладывается ни в какие рамки. Если даже предположить, что человеческий разум бесконечен и имеет ту же самую природу, что  и Бог, то все же будет безумием наделить его теми же чертами и  молиться ему, - в психиатрии это  называется шизофренией, раздвоением  личности.

Марксистская теория

Религия, по Марксу, есть не плод навязанного  извне обмана, а самообман. «Религия -- это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она -- дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Народ сам для себя придумывает этот опиум, потому что человек не только не может объяснить различные явления мира, а прежде всего он забит, задавлен общественными отношениями. А, следовательно, борьба с религией может вестись только как борьба с социальной несправедливостью, с тяжелыми условиями жизни, что достижимо только путем ликвидации классового общества и построения общества коммунистического.

Но и марксистская теория не выдерживает  критики. Во-первых, археологические  находки показывают, что и в  первобытнообщинном строе, в котором  не было деления общества на классы, религия уже была. Во-вторых, революция, которая привела к исчезновению классов - в Советском Союзе, в  Китае или в каком-либо другом государстве - не привела к отмиранию  религии. Наоборот, в нашей стране отмечался даже некоторый подъем религиозных настроений, в то время  как в «классовом» обществе - в  современных Франции, Великобритании и др. цивилизованных странах - религиозность  населения идет на убыль.

Информация о работе Религия в системе культуры