Женщина в Древнем египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:06, статья

Краткое описание

Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством, торговлей и заключать сделки наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. Хотя большинство женщин всю жизнь проводили дома, некоторые могли сделать карьеру. Знатные египтянки становились придворными или жрицами, другие - певицами, танцовщицами, музыкантами или акробатами при царском дворе или в храмах. Были также женщины-ткачихи, садовники, профессиональные плакальщицы и даже женщины-врачи.

Вложенные файлы: 1 файл

Женщина в Древнем Египте. Козловой Лидии ДКидБ-1-3.doc

— 875.50 Кб (Скачать файл)

Женщина в Древнем Египте

«Женщины ходят на рынки и торгуют, а мужчины сидят дома за ткацким станком… Женщины носят грузы на плече, а мужчины на голове. Женщина не может занимать должность священнослужителя ни при боге, ни при богине… Сыновья не обязаны обеспечивать своих родителей, если не желают этого сами, а дочери должны это делать, хотят они этого или нет …» 
Геродот

Действительно, нет другого такого народа Древнего мира, где положение женщины было бы настолько необычно и противоречиво.

Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством, торговлей и заключать сделки наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. Хотя большинство женщин всю жизнь проводили дома, некоторые могли сделать карьеру. Знатные египтянки становились придворными или жрицами, другие - певицами, танцовщицами, музыкантами или акробатами при царском дворе или в храмах. Были также женщины-ткачихи, садовники, профессиональные плакальщицы и даже женщины-врачи. Женщины из бедных семей часто нанимались служанками и няньками в богатые дома.  Женщины из высшего общества и среднего класса часто помогали мужьям в их работе. Образованная женщина могла врачевать, быть управляющей, адвокатом в суде и получать за свой труд такую же плату, как и мужчина. За исключением военного времени, женщины абсолютно свободно передвигались, всегда сопровождали мужей в поездках, вместе следили за работами в поле, мастерами и т. д.

Женщина в Древнем Египте была полноправным членом общества. Но, не смотря на это, в школах их не обучали. Считалось, что  женщина - это хозяйка дома и должна вести хозяйство. Девочки оставались дома со своими матерями, учившими их домашнему хозяйству, приготовлению пищи, прядению и ткачеству. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались ли они становиться профессиональными танцовщицами или плакальщицами. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели.

 

Девушки обычно рано выходили замуж (в крестьянских семьях в 12 – 13 лет, в прочих в 14 – 15 лет) и покидали дом родителей и навсегда оставались в доме мужа. Решение о заключении брака принимал отец девушки или при его отсутствии другой старший родственник, например, дядя или брат, мнение девушки при этом обычно учитывалось. Официальной церемонии бракосочетания  не проводилось, древние египтяне подходили к факту создания семьи весьма практично. Они первые придумали узаконить отношения между мужчиной и женщиной брачным договором. Брачные договоры были по сути финансовыми соглашениями, где подробно оговаривались имущественные отношения супругов. Муж выдавал жене средства на ведение домашнего хозяйства и личные нужды, однако супруги могли владеть имуществом и раздельно. Супружеская пара, кроме того, основывала сберегательный фон, для своих детей, в который муж вносил две трети, а жена одну треть средств. Брачный договор так же фиксировал имена мужа и жены, дату составления (чаще всего это был год правящего фараона), профессия мужа, имя составителя договора и имена свидетелей. Документ отдавали на хранение третьему лицу, чаще всего он хранился в местном храме. Если брак оказывался несчастливым, можно было развестись, всего лишь сделав заявление в присутствии свидетелей. Однако это считалось крайней мерой: родственники обоих супругов стремились уладить возникшие конфликты и разногласия и тем самым избежать развода. Женщине после развода возвращалось ее личное имущество и приданое, дети также оставались с ней, кроме того, она имела право вновь выйти замуж.

Хранение девства  не считалось непременным условием для совершения брака, однако состоящие  в браке супруги должны были блюсти верность друг другу – это было нормой. Женская измена грозила смертью, а мужская почти всегда оставалась безнаказанной. Мужчине даже разрешалось иметь в своем доме не только жену, но и несколько наложниц. В семье муж имел полное право бить свою жену (так же, как и брат сестру), но так, чтобы не было серьезных увечий, т. к. это было наказуемо: обвиняемый должен был поклясться при свидетелях, что больше не тронет свою вторую половину. В противном случае он получал сто палочных ударов и лишался права на совместно приобретенное имущество.

В обязанности  женщины в Древнем Египте входило  управлением своим домом и  имуществом супруга, и чем больше внимания она уделяла процветанию своего супруга и благосостоянию его детей, тем выше было ее влияние. Но основной функцией женщины, несомненно, было продолжение рода. Мать считалась в Древнем Египте главным членом семьи, даже во многих погребальных надписях, родословная египтянина велась по матери. А в качестве деда обычно указывался дед по матери.

«Отец требовал от своего сына полного повиновения, но египтяне считали, будто мальчик больше обязан матери, и он должен был не только повиноваться ей, но и любить ее и постоянно доказывать ей свои чувства».

Прежде всего  детей должно было быть много, т.к. детская  смертность была довольно высокой. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни», где регистрировали ребенка, составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт. Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Царицы и другие знатные дамы не обременяли себя: детей воспитывали кормилицы и няньки, а после 5 лет - воины и жрецы.

В Древнем Египте царская  власть передавалась достаточно оригинальным способом: наследование шло по женской  линии – но при этом фараонами  были мужчины. То есть царем становился зять фараона, муж царевны – дочери главной царской жены. Именно поэтому сыновья фараонов вынуждены были жениться на своих сестрах – чтобы унаследовать престол. При этом Царица в глазах древних египтян всегда выступала как дополнение к преобладающему мужскому элементу. Этим объясняется феномен «невидимости» египетских цариц. Хотя история древнеегипетской цивилизации знает множество примеров женщин — Священных правительниц — от Нитокрис, правившей на закате Древнего Царства более чётырёх тысячелетий назад, до Клеопатры, со смертью которой Древний Египет навсегда сошёл с исторической сцены, ни одна из шести Священных правительниц Египта не добивалась абсолютной власти. Единственным прецедентом является правительница Хатшепсут,  взошедшая на трон, как фараон-мужчина.

Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными  губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых  причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.

Египетские  женщины отчаянно стремились соответствовать  этому идеалу, поэтому в их утренний туалет входило большое количество различных процедур. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения «сонная одурь», которое затем получило название белладонны. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног. Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время.

 

Женщины, равно  как и мужчины, следили за своими причёсками, правда, голову они не брили. Простые женщины предпочитали укладывать волосы самостоятельно, одной из наиболее популярных причёсок был всем знакомый «конский хвост». К помощи парикмахеров прибегали лишь изредка, в особых случаях. Знатные же дамы вверяли свои волосы ловким рукам служанок. Нередко они носили парики. В замысловаты причёски вплетались разнообразные украшения, одно из которых, наиболее распространённое, имело форму конуса и сильно благоухало. К сожалению, нам неизвестно, из чего оно изготовлялось. Волосы требовали постоянных забот: седые волосы просто вырывали, а чтобы не седели брови, существовали специальные мази. Пожилые женщины красили волосы жиром черных быков и вороньими яйцами, а для улучшения роста волос использовали жир льва, тигра, носорога. Женщины даже забирали свои остриженные волосы с собой в могилу, надеясь, что они будут служить и в загробной жизни.

Как и мужская, женская  одежда Древнего Египта отличалась лаконичностью  и простотой. Поначалу она состояла из прямого облегающего сарафана, который держался на одной или  двух лямках и назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, грудь оставалась открытой. Нагота, судя по всему, ничуть не смущала египтян. На оставленных ими изображениями нередко можно увидеть  девушек, чья одежда состояла всего лишь из узкого пояска и украшений. Это характерно для рабынь и простолюдинок, которые занимались физическим трудом, а одежда сковывала движения, поэтому нередко обходились и вовсе без нее или же делали длинные разрезы по бокам калазириса. 

В эпоху Среднего Царства  женская одежда Древнего Египта становится плиссированной, нередко плиссировка напоминала пирамиду. Плечи женщин, как и у мужчин, украшает ускх – массивное ожерелье на тканевой основе. В эпоху Нового Царства женский костюм существенно изменился. Прежние одеяния остались уделом простолюдинок, в то время как знатные женщины поверх традиционного калазириса стали надевать накидки, которые красиво и сложно драпировались, оставляя одно плечо обнаженным. Калазирис же превратился в подобие нижнего белья, впрочем, легкие и прозрачные ткани почти его не скрывали. Головные уборы женщины носили редко, исключение составляли лишь жены фараонов, которые могли щеголять в короне, изображающей ястреба, раскрывшего крылья. Аристократки носили венки из цветов и диадемы из драгоценных металлов. Очень широко как среди женщин, так и среди мужчин, были распространены украшения: кольца, браслеты, ожерелья, цепочки, подвески. Только серьги оставались привилегией женщин.

Вот так выглядит собирательный образ женщины  Древнего Египта, соединяющий в себе особенные качества и черты присущие женщине во все эпохи.


Информация о работе Женщина в Древнем египте