Выставочная деятельность, развивающаяся в условиях формирования информационного общества, интенсификации международных связей и глобал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:10, диссертация

Краткое описание

Целью диссертационной работы является изучение выставки - как специфической организации, создающей в соответствии со своей миссией специальные социальные, экономические и инновационные представления о развитии науки, технологий, производства товаров и услуг.
В соответствии с целью диссертационной работы были поставлены следующие задачи: определить свойства выставки как специфической организации и важного социального и экономического проекта; проанализировать эволюцию выставочной деятельности в России, Германии и в мире в целом; рассмотреть тенденции и особенности её развития в информационном обществе; выявить тенденции, взаимосвязь и проблемы развития двух сравнительно новых отраслей - выставочной индустрии и ИКТ отрасли; провести классификацию выставок и их функций; рассмотреть менеджмент выставочной деятельности и выявить факторы, определяющие специфику спроса на выставочные услуги; рассмотреть выставку как средство маркетинга и раскрыть деятельность выставки как один из наиболее эффективных способов продвижения новых технологий, высокотехнологичной продукции и услуг на мировые наукоемкие рынки; показать социальный, экономический, социо-культурный и научный эффект выставочной деятельности; обосновать востребованность подготовки специалистов для выставочной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность диссертационного исследования.docx

— 32.90 Кб (Скачать файл)

Научно-практическая значимость работы заключается в использовании  основных результатов, полученных выводов  и рекомендаций по организации современной  выставочной деятельности; раскрыт  опыт, полученный автором при работе в Международном союзе приборостроителей  и специалистов по информационным и  телекоммуникационным технологиям (МСП ИТТ) и в московском представительстве крупнейшего немецкого выставочного общества Deutsche Messe AG. Результаты работ могут быть использованы также при разработке выставочных проектов и методологии выставочной деятельности; разработке учебных программ и пособий по курсам социологии организаций и управления выставочной деятельностью, подготовке учебных планов и программ для обучения и переподготовки специалистов выставочного бизнеса.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования были использованы автором при подготовке и организации  коллективных российских экспозиций Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации(до 2004 г.) на крупнейших международных выставках по информационным технологиям в Германии - CeBIT 1998-2001;

HANNOVER MESSE 2000-2001; IFA 1999, 2001; в Испании  - SIMO 19982001; в Италии - SMAU 2000-2001. Участие  автора в подготовке выставок  сводилось к следующему: разработка  концепции выставочных проектов  и определение структуры потенциальных  экспонентов; разработка мероприятий  деловой, конкурсной и презентационной  программ российских экспозиций; подготовка рекламы и разработка  фирменного стиля экспозиций  Минпромнауки России; определение  стратегических партнеров и спонсоров;  подготовка заявок и договоров  на аренду и застройку экспозиционных  площадей; подготовка рекламной  документации; проведение переговоров  на выставке; участие в подготовке  аналитических отчетов для Минпромнауки  России.

В 2002-2004 годах, в качестве руководителя московского бюро немецкого представительства  выставочного общества Deutsche Messe AG, автор  принимала участие в организации  всех российских экспозиций на международных  выставках, проводимых на территории выставочного комплекса Deutsche Messe AG, включая CeBIT, HANNOVER MESSE, LIGNA plus, DOMOTEX, BIOTECHNICA и других. Эта  работа включала организацию в России рекламных и PR кампаний отдельных  выставок (подготовку рекламных публикаций и статей в прессе, организацию  пресс-конференций, презентаций, приемов, переговоров), составление клиентских баз данных, работу с отдельными фирмами-экспонентами, организаторами коллективных экспозиций, потенциальными участниками и посетителями, подготовку аналитических и финансовых отчетов.

Структура диссертации. Диссертационная  работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографического списка использованной литературы.

Заключение диссертации по теме "Социология управления", Попова, Анастасия Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современном мире постоянно происходит стремительный рост объемов информации, необходимой для дальнейшего  развития человеческой цивилизации. Будущее  в значительной степени зависит  от успешного развития информационного  общества.

В современных условиях, характеризующихся  формированием единого информационного  пространства, развитие общества напрямую зависит от развития информационных технологий и телекоммуникаций. Информация и знания, соответственно, информационные и телекоммуникационные технологии, становятся важнейшей производительной силой - стратегическим ресурсом нового информационного общества. Сегодня ИКТ - это катализатор и движущий фактор, который определяет темпы развития экономик ведущих государств мира.

Доступность информационных ресурсов для общества, бизнеса, миллионов  граждан нашей планеты - это показатель уровня экономического развития страны, ее открытости, цивилизованности, культуры. Таким образом, порождение, производство, использование и генерация новых  идей и знаний, которые в состоянии  использовать общество, или информационная инновация, становится мерилом уровня общественного развития во всех областях человеческой деятельности, включая  экономику, науку, культуру.

Процесс информирования населения, взаимодействия организаций, предпринимателей и менеджеров принимает новые виртуальные  формы. Многие сделки совершаются уже  без непосредственного контакта продавцов и покупателей, заказчиков и исполнителей. Связь участников бизнес процессов осуществляется в  реальном режиме времени, существенно  ускоряются процедуры продвижения  товаров и услуг на рынок.

В век глобализации и интенсификации международных связей возрастает значение выставочной деятельности. Развиваясь вместе с обществом, выставка претерпевает значительные изменения, как по форме, так и по содержанию, трансформирует свои общественные задачи и функции, и становится механизмом ретрансляции в общество объективных инновационных  процессов.

Основной задачей данного диссертационного исследования было стремление представить  выставку как организацию.

Аргументировано доказывается, что  выставка обладает всеми свойствами организации и является важным социальным экономическим проектом, дается новое  определение выставки как организации. Именно такой подход к профессиональному  исследованию и практическому проведению выставок является научной новизной представленной работы.

В диссертации показано, что выставка как организация - это: коммерческая структура - экономическая система; система, требующая современного комплексного менеджмента и высокого технического оснащения; маркетинговая структура; технологическая среда; социально-политическая организация; социо-культурный феномен; креативная (творческая) среда.

При этом автор показывает, что  выставки - это современные развивающиеся  временные организации с собственной  инфраструктурой, собственными ресурсами, направленными на достижение конкретных целей, выполняющие важную экономическую, социальную и культурную миссию. Своеобразие  выставок/ярмарок как организаций  особого типа состоит в том, что  на них продаются не только материальные продукты, а, в основном, информация о продукции, ее достоинствах, преимуществах  и особенностях, представляются наиболее перспективные направления хозяйственной  деятельности.

В диссертации проведен анализ истории  выставочной деятельности и трансформации  выставок как организаций в России, Германии и в мире в целом, показаны перспективы развития выставок в  формирующемся информационном обществе. Гибкая структура выставки как организации  позволяет ей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, к нарастающим  тенденциям интенсификации международных  связей и глобализации экономики.

В диссертации отмечается, что выставка, являясь многоплановым социальным явлением, выполняет целый ряд  специфических общественно-значимых функций: гносеологическую, дидактическую, компенсаторную, рекреационную, инновационную, коммуникативную.

Торговые ярмарки и выставки весьма неоднородны и разнообразны. В диссертации приведена классификация  выставок по различным признакам: по месту их проведения, по направлению  работы, по виду предложения, по спросу, выявлена необходимость комплексного изучения деятельности выставок как  организаций.

В диссертации доказана необходимость  разработки и анализа комплексного выставочного менеджмента, который  должен учитывать интересы и координировать действия 4-х категорий субъектов  выставочной деятельности; в выставочный  язык введены некоторые термины  из бытовой среды (инвестор, соорганизатор, спонсор, посредник, проект, интегральный маркетинговый план, promotion mix, структура  продвижения и др.).

В диссертационном исследовании выставки рассмотрены как один из наиболее эффективных инструментов маркетинговой  политики предприятия и самый  эффективный способ продвижения  перспективных технологий, товаров  и услуг на рынок. При этом показано, что маркетинговые исследования, проведенные на выставках, позволяют  достичь углубленного понимания  рыночной ситуации, определить новые  тенденции и новые рынки, сосредоточить  внимание специалистов на изучении наиболее перспективных сегментов рынка.

В работе показано, что каждая выставка как организация требует определенной социальной, бытовой, информационной, коммуникационной инфраструктуры, которая  тесно взаимодействует с внешней  средой.

В диссертационном исследовании достаточно подробно рассмотрены вопросы эволюции выставочной деятельности в условиях технического развития и глобальной технологической конкуренции. В работе доказано, что для малых инновационных предприятий выставки являются наиболее доступным инструментом маркетинга, с помощью которого эти предприятия могут более адекватно позиционировать себя в бизнесе, осуществлять выпуск и продвижение наиболее востребованной продукции и услуг.

В диссертации проанализированы тенденции  развития высокотехнологичных отраслей, и, в частности, отрасли информационных технологий и телекоммуникаций, наиболее сильно влияющей на развитие информационного  общества и раскрыты способы представления  на выставках высокотехнологичной  продукции. В исследовании впервые  выявлены взаимосвязи и показано взаимовлияние двух сравнительно новых  и активно развивающихся в  России отраслей -ИКТ и, выставочной  индустрии.

Автор исследования подчеркивает, что  по результатам участия отечественных  фирм-экспонентов с их разработками в области информационных технологий и программного обеспечения на крупнейших международных выставках можно  сделать вывод, что отечественные  разработки вполне конкурентоспособны на мировом рынке и, имея необходимую  поддержку государства, могут эффективно конкурировать со многими западными  фирмами.

В диссертации показан социальный, экономический, социокультурный и  научный эффект выставочной деятельности.

Автор делает акцент на том, что социально-экономический  эффект продвижения высокотехнологичной  продукции и услуг на международный  рынок посредством выставок является одним из существенных факторов, влияющих на развитие технической и инновационной  политики в различных отраслях народного  хозяйства.

В диссертации показано, что выставочная  деятельность является важным аспектом экономической жизни общества и  выступает не только эффективным  средством маркетинга, но и средством  интернациональной коммуникации в  масштабах мирового информационного  пространства.

Социально-политическое значение международной  выставочно-ярмарочной деятельности рассматривается  как один из инструментов проведения определенной региональной и государственной  политики.

В диссертационном исследовании показаны основные составляющие социальной эффективности  выставочной деятельности: развитие инфраструктуры и смежных отраслей - туристического, ресторанного, рекреационного бизнеса, служб городского хозяйства.

Таким образом, активизация выставочно-ярмарочной деятельности является существенным фактором дальнейшего социально-экономического развития территорий, и способствует подъему многих жизненно важных отраслей экономики.

Проведенный анализ статистических данных показывает, что в России постоянно  растут объемы выставочной деятельности: общее число проводимых и доля международных выставок. Так же, как и в мировом выставочном  бизнесе, отмечается устойчивый рост специализированных выставок - более 80% от общего числа, активно  развивается выставочная инфраструктура.

В сравнении с мировой выставочной  индустрией, Россия пока уступает другим странам. В большинстве стран  мира выставочно-ярмарочная деятельность является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики; способствует интенсификации международных  связей; играет важную роль в стимулировании социо-культурного, социально-политического  и социально-экономического развития, способствует повышению благосостояния граждан своей страны. Необходимы стратегические подходы к развитию национальных приоритетов с усилением  роли выставочно-ярмарочной деятельности по перспективным направлениям развития экономики России. Для дальнейшего  устойчивого развития этой отрасли  в России, вывода выставочно-ярмарочной деятельности на более высокий уровень  необходим комплекс мер юридического, организационного, финансового и  административного характера. Нуждается  в государственной поддержке  развитие материально-технической  выставочной базы, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, например, в настоящее время в  крупных городах уже ведется строительство новых специализированных выставочных комплексов.

Для государственной поддержки  необходима разработка целевых программ государственного финансирования и  дотаций, как для организаторов  выставочной деятельности, так и  для предприятий-экспонентов, стимулирование предприятий (крупных и малых) и  территорий по участию в выставках. Это может иметь особый смысл, например, в отношении товаропроизводителей тех отраслей, которые объявляются  стратегическими с точки зрения развития России. Соответственно, важно  поощрять российских производителей, активно участвующих в процессе продвижения и внедрения передовых  отечественных разработок на отечественный  и международный рынок.

На основании анализа, проведенного в диссертации, показано, что на социальную эффективность выставки огромное влияние  оказывает проведение мероприятий  по Public Relations и рекламе, профессиональная подготовка выставочного персонала.

Информация о работе Выставочная деятельность, развивающаяся в условиях формирования информационного общества, интенсификации международных связей и глобал