Выставочная деятельность, развивающаяся в условиях формирования информационного общества, интенсификации международных связей и глобал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:10, диссертация

Краткое описание

Целью диссертационной работы является изучение выставки - как специфической организации, создающей в соответствии со своей миссией специальные социальные, экономические и инновационные представления о развитии науки, технологий, производства товаров и услуг.
В соответствии с целью диссертационной работы были поставлены следующие задачи: определить свойства выставки как специфической организации и важного социального и экономического проекта; проанализировать эволюцию выставочной деятельности в России, Германии и в мире в целом; рассмотреть тенденции и особенности её развития в информационном обществе; выявить тенденции, взаимосвязь и проблемы развития двух сравнительно новых отраслей - выставочной индустрии и ИКТ отрасли; провести классификацию выставок и их функций; рассмотреть менеджмент выставочной деятельности и выявить факторы, определяющие специфику спроса на выставочные услуги; рассмотреть выставку как средство маркетинга и раскрыть деятельность выставки как один из наиболее эффективных способов продвижения новых технологий, высокотехнологичной продукции и услуг на мировые наукоемкие рынки; показать социальный, экономический, социо-культурный и научный эффект выставочной деятельности; обосновать востребованность подготовки специалистов для выставочной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность диссертационного исследования.docx

— 32.90 Кб (Скачать файл)

Актуальность диссертационного исследования.

Выставка - одна из наиболее эффективных  форм представления и продвижения  новых достижений в социальной, экономической, научной и управленческой деятельности государств, регионов и предприятий.

Выставки, представляющие широкому кругу  населения научно-технические, экономические  и социальные достижения, играют большую  роль в развитии современного общества.

Выставка как особое явление  имеет региональное, государственное, межгосударственное и мировое значение. Многогранность этого явления определяется её научно-технической, социально-экономической  и социально-культурной значимостью.

Современная мировая экономика  претерпевает глобальные изменения. На смену хаотичному существованию  множества национальных рынков идет процесс усиливающейся интернационализации  рынка, все углубляющегося международного разделения труда, роста объемов  мировой торговли и прямых инвестиций.

Возрастает потребность в широком  представлении достижений отдельных  стран через крупнейшие международные  ярмарки и выставки. Выставки-ярмарки  стали центрами сосредоточения информации о научно-технических и социально-экономических  достижениях человечества.

В то же время, современная выставка - это новая, быстро развивающаяся  форма сложной организации, имеющая  определенный набор взаимосвязанных  и взаимозависимых целей, собственные  ресурсы, используемые для реализации поставленных целей. Оригинальность и  своеобразие выставок состоит в  том, что на них создаются и  продаются не материальные продукты, а информация о продукции, ее достоинствах, преимуществах и особенностях, представляются наиболее перспективные направления  хозяйственной деятельности.

Выставочная деятельность является неотъемлемой частью социокультурной и хозяйственной  деятельности, а также одним из факторов, существенно влияющих на формирование будущего контура мирового сообщества.

Особую роль в многообразии типов и форм выставочной деятельности играют выставки информационных технологий и телекоммуникаций, которые в  настоящее время занимают решающее место в дальнейшем прогрессивном  развитии современного общества. Отрасли  промышленности, занимающиеся информационными  и коммуникационными технологиями (далее ИКТ), и компьютерной техникой образуют один из крупнейших, стремительно растущих трансконтинентальных рынков.

Современный постиндустриальный мир  вплотную подошел в своей эволюции к информационному обществу. Информация, представляемая в цифровой форме, переходит  в разряд стратегических ресурсов общества, а уровень применяемых технологий для ее получения, доставки, преобразования и использования становится одним  из основных факторов в социальном и экономическом развитии. Одним  из убедительных подтверждений наступления  эпохи цифровых технологий становятся активизирующиеся процессы формирования новых, ранее неизвестных структур информационного общества - глобальной сети Интернет, электронного правительства, систем электронной торговли, электронных  библиотек и т.п. Информация становится важнейшим стратегическим информационным ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании, культуре. Информационные и коммуникационные технологии в третьем тысячелетии  являются одной из наиболее мощных потенциальных сил, чье воздействие  изменяет образ жизни людей, способы  обучения и работы, а также традиционные способы взаимодействия общества с  правительством. Все эти трансформации  закладывают основы будущего информационного  общества. При этом в ближайшие  годы информационное общество для одних  стран станет реальностью, а для  других - ориентиром развития.

По отношению к современным  перспективным технологиям все  страны мира условно можно разделить  на четыре группы:

• страны, создающие новые технологии и производящие продукцию и услуги по этим технологиям;

• страны, обладающие научным потенциалом  и приобретающие новые перспективные  технологии для их освоения, производства товаров и услуг по этим технологиям;

• страны, обладающие кадровым потенциалом, в которые вывозятся новые  технологии для сборки и производства товаров по этим технологиям;

• страны, которые не имеют ни научного, ни кадрового потенциала для освоения передовых технологий, и, соответственно, не способны осуществлять выпуск продукции  и услуг по этим технологиям.

Известно, что Россия имеет огромный научно-технический потенциал благодаря  высокому уровню образования, науки, инженерной мысли. Этот потенциал позволил создать  современную промышленность и оборонную  технику. Сейчас стоит задача использования  этого потенциала для создания современной  продукции и выхода с ней на мировые рынки, в том числе  через выставки.

Современный период развития экономики  нашей страны характеризуется и  определяется кардинальными изменениями  в России. Экономические реформы  последнего десятилетия в России направлены на развитие рыночных форм хозяйствования. Происходящие изменения  в развитии рыночного механизма  в корне изменили ситуацию и в  области выставочной деятельности. Выросло значение выставочных мероприятий  для субъектов экономической  деятельности и соответственно спрос  на услуги в сфере организации  экспозиций.

Выставка - это еще и своеобразный социальный феномен, влияющий на экономический, политический, культурный и духовный аспекты общественной жизни.

При выборе и обосновании темы диссертационного исследования мы исходили из следующего: выставки являются неотъемлемой частью современной социально-экономической  реальности, оказывающей влияние  на экономику, социальную сферу, науку, образование и культуру. Они обладают также комбинированными свойствами продвижения товаров и услуг  на рынок.

Исследование выставочно-ярмарочной деятельности (далее ВЯД) показывает, что, несмотря на то, что она является инфраструктурной отраслью сферы обслуживания, собственно выставка - как специфическая  организация со сложной внутренней инфраструктурой является уникальной системой с обратной связью. Эта  система оказывает существенное влияние на развитие отраслей народного  хозяйства, представляемых на выставках. Так, в диссертационном исследовании, в качестве примера представляемой на выставках отрасли, рассматривается  ИКТ - отрасль, оказывающая, в свою очередь, наиболее сильное влияние на развитие выставочной деятельности в формирующемся  информационном обществе.

Степень разработанности проблемы. Деятельность выставок, как специфических  организаций, производящих важные социальные, гуманитарные, экономические услуги и информацию еще слабо изучена. Это обуславливается как сложностью и неоднозначностью самой выставочной  деятельности, так и многоаспектностью  выставочной информации и спецификой применения информационнокоммуникационных  технологий в выставочном бизнесе. В последние годы ускоренное развитие в России ИКТ отрасли и выставочной  индустрии заметно влияет на развитие экономики страны в целом и, в  свою очередь, оказывает существенное влияние на процессы формирования информационного  общества в России.

Выставка также является важным способом объективной самооценки страны, её технического уровня производства продукции и услуг. Такая самооценка чрезвычайно важна не только для  отдельного предприятия или организации, но и для страны в целом. Объективное  представление о том, где страна находится в науке, производстве, социальной реальности, позволяет строить  стратегию её развития на будущее.

Стратегия и тактика выставочной  работы все более приобретают  облик особого долгосрочного  научного проекта, управление которым  строится на основе научных знаний в строгом соответствии с социальной миссией данного проекта. В таком  проекте сплетаются поиск путей  завоевания новых рынков, маркетинговые  исследования, особенности конкуренции, психология рекламы, делового общения, партнерства и многие другие аспекты современного промышленного сотрудничества, позволяющего принципиально по-новому выводить высокотехнологичную продукцию на мировые рынки с учетом реальных и не всегда благоприятных условий. Выставочная деятельность является предметом научных исследований экономики, социологии, политологии, психологии, юриспруденции и международных отношений.

В социологической науке выставочная деятельность изучается не только с позиций институционального подхода, социальных последствий и результатов, но и с позиций управления и организации, кадрового оснащения и подготовки персонала, с позиций менеджмента и маркетинга, стратегии развития организации.

Тема данного исследования также  находится на пересечении нескольких научных областей. В числе авторов, труды которых были использованы в диссертационной работе: в области  экономики Дж.Ньюстром, Э.Сканнел; С.Росс, Р.Вестерфилд, Б.Джордан; Л.Гитман; М.Джонка; А.Томпсон, Дж.Формби; в области управления и организации У.Стивенсон; Дж.Берджес, Д.Штайнхофф; Дж.Ковелло, Б.Хейзелгрен; А.Н.Мардас, О.А.Мардас; в области  социологии Г.В.Атаманчук; В.ИДобреньков; Т.Н.Ананьева; В.И.Подшивалкина; В.П.Конецкая; в области международных отношений  Э.А.Поздняков; П.А.Цыганков; Д.Най; в  области менеджмента и маркетинга Karl Heinz Strothmann/Mario Kliche; U.Manschwetus; М.Мак-Дональд; Сэм Блэк; R.Haywood; Ф.Котлер; И.Алешина; В.Л.Музыкант; Р.И.Мокшанцев; Э.Г.Старобинский; А.Чумиков; Мескон М., Г.Картер; П.Диксон; Е.Сорокина, Д.Ващенко; Н.Александрова; в области менеджмента и маркетинга выставочной деятельности Я.Г.Критсотакис; Karl-Heinz Strothmann, Manfred Busche; H. Meffert, К. Backhaus; Werner Marzin; И.Филоненко; Е.Сорокина; С .Н.Македонский; в области управления персоналом С.А.Барков; Г.Десслер; И.Б.Дуракова.

Несмотря на значительный объем литературы, социологические аспекты и вопросы организации и управления в выставочной деятельности нуждаются в дополнительных исследованиях.

Целью диссертационной работы является изучение выставки -как специфической  организации, создающей в соответствии со своей миссией специальные  социальные, экономические и инновационные  представления о развитии науки, технологий, производства товаров и  услуг.

В соответствии с целью диссертационной  работы были поставлены следующие задачи: определить свойства выставки как специфической  организации и важного социального  и экономического проекта; проанализировать эволюцию выставочной деятельности в России, Германии и в мире в  целом; рассмотреть тенденции и  особенности её развития в информационном обществе; выявить тенденции, взаимосвязь  и проблемы развития двух сравнительно новых отраслей - выставочной индустрии  и ИКТ отрасли; провести классификацию  выставок и их функций; рассмотреть  менеджмент выставочной деятельности и выявить факторы, определяющие специфику спроса на выставочные  услуги; рассмотреть выставку как  средство маркетинга и раскрыть деятельность выставки как один из наиболее эффективных  способов продвижения новых технологий, высокотехнологичной продукции  и услуг на мировые наукоемкие рынки; показать социальный, экономический, социо-культурный и научный эффект выставочной деятельности; обосновать востребованность подготовки специалистов для выставочной деятельности.

Объектом исследования является выставочная  деятельность, развивающаяся в условиях формирования информационного общества, интенсификации международных связей и глобализации экономики.

Предметом исследования является выставка как организация и особенности  её функционирования в условиях формирования информационного общества. Основные выводы и рекомендации получены на основе анализа выставочной деятельности России и Германии.

Теоретическую и методологическую базу проведенного диссертационного исследования составили основные положения теории организации и управления, труды  ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов-практиков  в области социологии, экономики, рекламы, маркетинга и менеджмента, а также в области выставочной  деятельности и информационных технологий. Существенный вклад в разработку теории, методологии и организации выставочной деятельности внесли Арене Уильям Ф., Бове Кортлэнд JL; Н.Александрова, Е.Сорокина, И.Филоненко; M.Beuermann; А.К.Григоренко; W.Doring; Ф.Котлер; Я.Г.Критсотакис; M.Matteson, J.Ivancevich; М.Мескон; М.Альберт, Ф.Хедоури; С.Миллер; Л.Ф.Назаренко; P.Neven, M.M.Nobby; К.А.Павлов; В.Г.Петелин; А.Н.Романов; А.Серов; Karl-Heinz Strothmann, Manfred Busche (Herausgebber); С.Фридман; R.Haywood; Т.Н.Ананьева и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании  изучения нового и наиболее интересного  для социологической науки аспекта  выставочно-ярмарочной деятельности -«выставка как организация»; в обосновании перспективности выставочной деятельности в условиях формирования информационного общества и глобализации экономики; а также в углублении понимания выставок, как организаций с исключительным социальным и экономическим эффектом, и особым способом продвижения новых технологий, товаров и услуг на рынок, доказательстве необходимости подготовки квалифицированных кадров для выставочной индустрии.

Основные научные результаты, представляемые на защиту. • выставка - это организация, действующая на базе специально организованной предметно-пространственной среды, предназначенной для демонстрации экспонатов, и решающая задачи, определяемые в каждом конкретном случае; каждая выставка является специфической временной  организацией с собственной внутренней инфраструктурой и требует комплексного менеджмента, разработанного в интересах  всех субъектов выставочной деятельности; выставка как специфическая организация  является уникальной системой с обратной связью, активно влияющей на развитие отраслей, представляемых на выставке, играет исключительную социальную роль и выполняет важную социо-культурную, просветительскую, информационную и  коммуникационную миссию; выставочная  деятельность создает условия для  благоприятной социально-экономической  и социально-политической обстановки; содействует сближению стран, повышению  престижа знаний и образования; глобализации передовых технологий; в условиях интенсификации международных связей и глобализации экономики в формирующемся  информационном обществе значение выставок постоянно возрастает; бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий активно влияет как на развитие самой выставочной деятельности, так и на развитие методологии  выставочного бизнеса; выставки являются органической составной частью маркетинговой  стратегии предприятия; выставки являются особым родом социальной и экономической  деятельности, нуждающейся в подготовке соответствующего персонала по специально созданным стандартам и специальностям; выставки являются наиболее доступным  средством для малых инновационных  предприятий, с помощью которых  они могут более адекватно  позиционировать себя в бизнесе, осуществлять выпуск наиболее востребованной продукции и услуг; ни электронные  системы, ни Интернет не смогут заменить выставкиярмарки, так как на них  определяются стратегические направления  развития, рождающиеся в результате непосредственного общения как  производителей между собой, так  и производителей с потребителями; • при разработке стратегии выставок как специфических организаций, проведении социологических и маркетинговых исследований, продвижении выставляемого продукта на рынок, разработке рекламной компании центральное место должно отводиться социально-экономической и социально-политической эффективности выставочной деятельности, привлечению к этой деятельности негосударственных, некоммерческих структур и организаций.

Информация о работе Выставочная деятельность, развивающаяся в условиях формирования информационного общества, интенсификации международных связей и глобал