Возникновение музея как феномена культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев. И тим пространством и хранилищем я является музей!!!

Содержание

Введение
I. Возникновение мусейонов и коллекций в эпоху Античности
1.1 Мусейоны Древней Греции
1.2 Коллекционирование в Древней Греции
1.3 Коллекционирование в эпоху Эллинизма
1.4 Александрийский Мусейон
1.5 Частные и общественные коллекции Древнего Рима
II. Средневековье и Возрождение как важные этапы в становлении праформ музея
2.1 Коллекционирование в Средние века
2.2 Ренессансное коллекционирование
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 73.03 Кб (Скачать файл)

 В экспозиционных целях разрабатывалась  техника вырезания штукатурок  с росписями, которые помещались  в деревянные рамы. Реставрация  же керамики, серебряных изделий,  предметов декоративно-прикладного  характера представляла большие сложности из-за отсутствия в ту эпоху хороших мастеров.

Первоначально, экспонаты хаотично размещались в храмах, но постепенно стали разрабатываться принципы наиболее эффектного их показа. Этим целям  служили временные выставки, которые  украшали Форум во время празднеств или предваряли аукционы. Но второй половины II в. до н.э. появляются специальные  архитектурные сооружения, изначально проектирующиеся для показа в  них произведений искусства (Портик Метелла), которые отличались свободным пространством для просмотра и защитными ограждениями для картин.

Знаменитый римский архитектор Витрувий утверждал, что экседры и картинные галереи нужно создавать значительных размеров, чтобы зрители имели возможность соблюдать необходимое расстояние при осмотре определенной картины. Первой галереей одной картины стал специальный павильон оратора Гортензия для показа “Аргонавтов” Кидия.

При показе живописи внимание уделялось  и характеру ее освещенности. В  трактате “Об архитектуре” Витрувий писал, что картинные галереи, как и мастерские живописцев, должны быть обращены на север, чтобы освещение их было постоянным, и краски на картинах не меняли своего оттенка. К способу экспонирования произведений можно отнести вставку старых греческих станковых картин в золоченые рамы и установку их на переносные подставки.

Скульптуры размещались в садах  и парках, а для гротов, беседок, павильонов подбирали статуи и рельефы, которые своим сюжетом вписывались  в специфику данного места. Коллекции  иногда размещались не по принципу декоративности, а несли определенную смысловую нагрузку; это особенно было характерно для загородных вилл римской интеллектуальной элиты. Их живописная и скульптурная декорация, находясь в неразрывном единстве с архитектурой и ландшафтом, создавала  конкретный образ.

Рост экспозиционного мастерства вызывал развитие художественной критики. В школах риторов умение грамотно описать картину или скульптуру считалось обязательным навыком  для оратора. Да и рядовые граждане рассуждали о достоинствах и недостатках  произведений искусства.

Осмотр храмовых коллекций мог  проходить в сопровождении служителя, который исполнял при этом функции  гида-экскурсовода. Он владел необходимым  набором информации об имеющихся  в храме предметах, так как  в Риме, как и в Греции, составлялись описи всех их поступлений. Посетители, обычно проводились устоявшимся  маршрутом, а сообщаемая им информация касалась, прежде всего, связанных с  экспонатом легенд, авторства и прежних  владельцев. Чем больше прославленных  имен было в “послужном списке”  предмета, тем большей ценностью  в глазах посетителей она обладала. Естественно, это способствовало развитию творческой фантазии гидов. Отсюда были случаи, когда информация служителей не отличалась достоверностью. Надуманность вызывалась и тем, что статуи могли  привозить в Рим без баз, на которые потом устанавливались  новые изваяния. Многие посвящаемые  в храм произведения искусства были трофейными, поэтому их новые владельцы  не всегда знали имена создателя  и изображенных персонажей.

 

 

Глава 2. Средневековье и Возрождение  как важные этапы в развитии праформ  музея

 

2.1 Коллекционирование в эпоху  средневековья

 

С падением Римской империи в  476 г. Европа вступила в средние века, где отличительной особенностью ее культуры становится религиозно-христианское мировоззрение и символизм, которые определяли нравственные нормы и ценности общества.

Средневековое искусство направлялось на религиозно-церковные нужды: архитектура  и скульптура олицетворяли “библию  в камне”, живопись изображала библейские сюжеты, средневековый театр был  в виде религиозных мистерий, а  самым популярным литературным жанром становятся жития святых.

Церковь осуждала античные идеалы красоты  тела и души и, естественно, в таких  условиях не могло быть места собраниям  художественным произведений и исторических реликвий Эллады и Древнего Рима. Античные произведения искусства не представляли интереса как памятники ушедшей  эпохи, так как для средневекового человека история начиналась с Библейской эры и вещь становилась реликвией, только если она подтверждала христианскую догматику, была связана с лицами и событиями истории христианства.

В период раннего средневековья  художественные собрания античного  мира теряли свою ценность. Одни творения греков и римлян погибли от рук  религиозных фанатиков, которые  считали скульптурные произведения “вместилищем духов”, другие же пали жертвой практического прагматизма: бронзовые статуи переплавляли на монеты, а мраморные пережигали в известь  для получения строительного  материала.

Средневековый человек, как правило, неграмотный, встречался с искусством в основном в храме, где для  показа божественного присутствия  богато оформлялись интерьеры и  церковная утварь, подчеркивалась внешняя  сторона религиозных обрядов. Предметы культа создавали из золота, серебра, драгоценных камней, янтаря, ведь их цвет и сверкание служили символом Бога. Рукописи, особенно Евангелия, оправляли в оклады из золота и серебра. Богослужебную одежду шили из парчи, бархата, шелка. Все эти вещи являлись высочайшими образцами декоративно-прикладного искусства, представляли материальную и художественную ценность. Поэтому для их хранения требовалось особая сохранность. Так стали появляться специальные места для хранения сокровищ церкви. В начале это была комната рядом с алтарем или пристройка к храму, в монастырях – отдельное здание (ризница), со временем появились настоящие церковные сокровищницы.

Церковные сокровищницы появились  в Западной Европе в начале VII в., но подлинный расцвет в их строительстве наступил с началом правления Карла Великого. При нем появилось множество новых храмов и монастырей; в чьи храмовые сокровищницы щедро жертвовал ценности религиозного и светского характера, давая тем самым пример для прихожан.

Обогащала храмы и трофейная  добыча военных кампаний. Так, в XI – XIII веках главным источником пополнения старых и возникновения новых  сокровищниц стали крестовые  походы. Например, во время IV похода был  разграблен Константинополь, а вся  военная добыча (церковные святыни, произведения искусства) была получена венецианцами и легла в основу создания знаменитой сокровищницы собора Сан Марко в Венеции.

Кроме дорогой богослужебной утвари в состав храмовых сокровищниц входили  и реликвии, связанные с Иисусом  Христом, Божьей Матерью, апостолами и  мучениками. Это были одежда и предметы обихода святых, ткани, в драгоценных  сосудах хранилось масло из погребальных лампад, а в ящиках с изображениями  евангельских сюжетов держали “священную”  почву Палестины. Были и споры  между церквями за оригиналы реликвий, например, гвозди, которыми прибивался к кресту Иисус Христос, хранились  чуть ли не в 30 из них.

Особо почитались мощи мучеников и  святых. За обладание ими была настоящая  борьба: их покупали, воровали, делили на части. Хранили их в реликвариях, изготовленных из благородных металлов, слоновой кости и украшенных драгоценными камнями. Они могли иметь форму готического собора, креста, или, если хранили часть тела святого – форму руки, головы и т.п.

С трепетом в западноевропейских церковных  собраниях хранились и античные камеи и инталии, так как средневековые  мастера уже не в состоянии  были их воспроизвести.

В храмовых собраниях имелись и  необычные раритеты – редкие минералы, бивни слонов, пальмовые ветви  и другие образцы мира природы, которые  привозили паломники из Святой Земли. Берегли религиозные учреждения и мемориальные предметы, которые  относились к выдающимся историческим деятелям. Огромной сокровищницей исторических реликвий был кафедральный собор  г. Реймса, где хранились коронационные  регалии французских королей.

Церковные сокровищницы допускались  на обозрение богомольцам, так как  паломничество было характерной  чертой средневековой культуры. А  в дни торжественных богослужений особо чтимые реликвии выставлялись для поклонения, а дорогая культовая  утварь из сокровищниц использовалась в ритуальных действах.

Среди богослужебной утвари постепенно выделилась группа предметов, которые  стремились сохранить при любых  обстоятельствах, так как они  обладали мемориальной ценностью или  же были необыкновенно редки. Эти  предметы стали предшественниками  современных музейных экспонатов.

Искусство средневековья создавало  особый зрительный образ, который оказывал сильное влияние на разум и  чувства прихожан, и который церковь  использовала как инструмент воспитания христианского благочестия, а не художественного вкуса. Тем не менее, храмы способствовали развитию эстетического  чувства верующих, ведь утварь и  произведения искусства церквей, оформлявшие  их интерьер, несомненно, отражали художественные идеалы эпохи.

Поскольку в средневековом искусстве  все было пронизано символами  и аллегориями, то в храме воплощалась  вся система христианских знаний, его скульптурное и живописное убранство  заключало в себе скрытое значение. Вместе с тем отдельные статуи, иконы, картины были связаны с  окружающим их пространством и изолированно не воспринимались, какое бы глубокое символическое значение они не несли. Эту пространственно-предметную среду  храма, созданную на основе определенной концепции, где вещи-символы несут  определенную закодированную информацию и оказывают сильное влияние на разум и чувства человека можно считать “праформой” музейной экспозицией14.

Но в средние века не только храмы  имели сокровищницы. Тайные помещения  для дорогих украшений, оружия, драгоценной  утвари создавала и светская власть. В некоторых странах Европы такие  хранилища дорогих предметов  назывались “гардеробная”, слово “roba” относилось тогда не только к одежде, но и ко всему имуществу.

Особенно прославилась раннесредневековая сокровищница Карла Великого, которая  размещалась в Ахенской капелле. Она хранила: античные геммы, дорогие оклады книг, изделия из слоновой кости арабских и византийских мастеров, одежду из шелка и парчи, христианские реликвии.

В расцвет средневековья роскошью отличались светские сокровищницы Карла V Мудрого. В них хранилось огромное количество ювелирных украшений, корон  и золотых сервизов, а также  дорогая культовая утварь: кресты, статуи Божьей матери и святых из благородных  металлов, реликварии, украшенные драгоценными камнями.

Одним из самых ярких представителей нового, еще только формирующегося типа европейских частных коллекционеров был герцог Жан Беррийский, младший сын французского короля Иоанна Доброго. Он был страстным собирателем и щедрым меценатом. В его коллекции были ювелирные изделия, роскошные ковры, церковная утварь. Но при этом, его гардеробная, в отличие от подобной его брата, Карла V, была уже не просто хранилищем предметов роскоши, а помещением для коллекций тонкого знатока и любителя искусства. Он целенаправленно приобретал византийские вазы, античные и восточные камеи и медали, платил огромные суммы за часословы-молитвенники с прекрасными миниатюрами, исполненными по его заказу выдающимися художниками. Но он интересовался не только произведениями искусства; с азартом ценителя он собирал редкости природы, а в одном из замков под влиянием зарождавшихся гуманистических идей создал галерею портретов знаменитых современников15.

Понятие “коллекционирование” применительно  к средневековым сокровищницам, особенно на начальном этапе их развития, носит условный характер, так как  их содержимое в основном формировалось  случайно и бессистемно. Оно состояло из трофейных предметов, захваченных  во времена крестовых походов  и феодального грабежа, а также  из купленных у купцов или полученных в качестве подарка или подношения предметов искусства.

Но уже в эпоху классического  Средневековья стала вырисовываться такая форма собирания предметов, когда они попадали в коллекцию  не случайно, а подбирались намеренно  в соответствии со вкусом, интересами и потребностями собирателя.

И именно за таким целенаправленным коллекционированием было будущее, и хотя в полной мере этот феномен  смог раскрыться только в эпоху Возрождения, его первые слабые ростки появились  уже в средневековой культуре.

 

2.2 Ренессансное коллекционирование

 

С приходом Возрождения стали возникать  первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея  как социокультурного института. Этому  способствовало возвращение к жизни  классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической  культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека.

Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего  мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело  целенаправленность.

Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние  века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые  материальные предметы греко-римской  цивилизации – рукописи, фрагменты  архитектуры, геммы, монеты, надписи  на камне и металле, скульптуру. Одним  из первых обладателем античных монет  и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.

Интерес гуманистов к античному  искусству изменил эстетические ценности эпохи. Собирать и хранить  его наследие появилось у светских правителей и римских пап, состоятельных  бюргеров и кардиналов. В эти коллекции  вкладывались и произведения современных  художников и скульпторов. Отсюда начинается расцвет светского заказа и меценатства. Появилось “искусство ради искусства”, которое оценивали на основе эстетических критериев. К тому же к началу XVI в. достойными коллекционирования стали  считать не только законченные шедевры, но и эскизы, этюды, наброски.

В эпоху Возрождения история  заняла важное место среди других областей знаний. Особенно осмыслялась  деятельность великих личностей  прошлого. В результате появился интерес  к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей, к их коллекционированию. Так, в коллекции историка Паоло  Джовио были собраны портреты великих людей прошлого и современников. Каждый портрет сопровождался “Похвальным словом” - латинским текстом, содержащим краткое жизнеописание изображенной личности16.

Информация о работе Возникновение музея как феномена культуры