Возникновение музея как феномена культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев. И тим пространством и хранилищем я является музей!!!

Содержание

Введение
I. Возникновение мусейонов и коллекций в эпоху Античности
1.1 Мусейоны Древней Греции
1.2 Коллекционирование в Древней Греции
1.3 Коллекционирование в эпоху Эллинизма
1.4 Александрийский Мусейон
1.5 Частные и общественные коллекции Древнего Рима
II. Средневековье и Возрождение как важные этапы в становлении праформ музея
2.1 Коллекционирование в Средние века
2.2 Ренессансное коллекционирование
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 73.03 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Российский  государственный университет имени  И. Канта

Кафедра философии  и культурологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: “Возникновение музея как феномена культуры”

по дисциплине: “Культурология”

 

 

 

Студентки 1 курса отделения ОСП

исторического факультета РГУ им. И.Канта

специальности “Культурология”

Серебряковой  М.Ю.

 

 

 

 

 

 

Калининград 2009

 

Содержание

 

Введение

I. Возникновение мусейонов и коллекций в эпоху Античности

1.1 Мусейоны Древней Греции

1.2 Коллекционирование в Древней  Греции

1.3 Коллекционирование в эпоху  Эллинизма

1.4 Александрийский Мусейон

1.5 Частные и общественные коллекции  Древнего Рима

II. Средневековье и Возрождение как важные этапы в становлении праформ музея

2.1 Коллекционирование в Средние  века

2.2 Ренессансное коллекционирование

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь  с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места  в нем, которое будет воплощать  идеи наследия, преемственности традиций и обычаев.

Музей – уникальное явление истории  и культуры, овеществленное хранилище  времени. Он выступает средством  расширения культурного горизонта, оформляет в историческом контексте  процессы общения и взаимодействия носителей различных культур  и субкультур, представителей различных  социальных, возрастных, этнических групп. В широком смысле музеем называется любое собрание, выставка, коллекция.

До того, как музей стал социальным институтом новоевропейской культуры он прошел долгий процесс коллекционирования предметов культуры и природы, которые  в разные исторические эпохи наделялись определенной ценностью. Этот процесс  “музеефикации” предметов уходит истоками в первобытное общество.

Первобытный Протомузей – храм-пещера, заполненный рисунками, культовыми предметами был и природным, и ритуально-символическим пространством, которое строилось по принципу: периодическое повторение того, что было, создает уверенность в том, что есть нечто абсолютное. И хотя это “нечто” имеет сверхчеловеческую природу, тем не менее, оно становится доступным в ритуальных действиях, которыми руководили шаманы.

Возникновение музея как феномена культуры основывалось на преодолении  порядка существования, то есть на вытеснении старшего поколения младшим. Первобытный  человек жил как-бы в двух временных  пластах: он устремлялся в будущее (рос, взрослел, старел) и обращался  в прошлое – к своему истоку, носителем которой были предки, оставшиеся в памяти, и старики – хранители  живой традиции1.

Первобытный Протомузей создавал то пространство, где каждый участник ритуала ощущал себя частицей рода, переживая традицию не как нечто прошедшее, а как постоянно текущее настоящее, в котором авторитет старших был абсолютной ценностью, который был глубоко символичен, отсюда образ мудрого старца воплощал потребность удержать прошлое в его целостном бытии, культивируя тем самым идею “музейности”.

Так как весь ритуал переживался  как истинная реальность, все, что  относилось к ней, приобретало магический смысл. Отсюда, все культовые предметы обретали сакральность, их необходимо было оберегать, хранить в специально отведенных “священных” местах, и к которым имели право прикасаться лишь посредники миров – “первобытные маги”, они же следили за тем, чтобы эти раритеты передавались из поколения в поколение, тем самым, сохраняя традицию, транслировали постепенно накапливаемый человеческий опыт во всей его полноте. Речь шла не столько о передаче “чисто художественного и материального наследия” пещер, сколько о сохранности наиболее существенного – идей и понятий, которые скрывались за образами первобытного искусства, в первую очередь магического ритуала.2

Таким образом, протомузей возник как организующий центр становящегося культурного пространства. При этом под “прото” понимается не временный смысл, а определенная “первопричина”. Протомузей стал святым пространством, имел самостоятельную ценность. Это место являлось символом Мира, репрезентируя его ценности, ценности культуры, так как оно создано человеком.

Актуальностью выбранной темы курсовой работы является стремление определить истоки возникновения музея как феномена культуры, с целью привлечения внимания к общечеловеческим ценностям, как наследию непрерывности и преемственности наиболее значимых явлений культуры.

Важно не только определить предпосылки  возникновения музея как культурного  феномена, но и выявить, есть ли у  него перспективы и потенциалы развития, или же он лишь продукт определенного  исторического периода, вместе с  которым и должен уйти в прошлое.

Актуально обратить внимание на необходимость  поднятия статуса музея в современной  культуре, где происходит возврат  к общепризнанным шедеврам и, одновременно, с все возрастающими возможностями  виртуального и интерактивного приобщения к музейным ценностям растет потребность непосредственного контакта с подлинными вещами. Несомненно, в ближайшем будущем это приведет к новым изменениям музейного пространства. Поэтому выбранная тема основывается не только на определении музея как феномена культуры, но и на актуальности выявления перспектив его дальнейшего развития.

Цель курсовой работы – выявить, структурировать и проанализировать основные формы предмузейного собирательства и коллекционирования от первобытного общества до эпохи Возрождения.

В связи заданной целью ставятся следующие задачи:

1) Раскрыть особенности возникновения  и становления традиционных форм  протомузея в Древнем мире.

2) Дать характеристику эволюции  религиозного и светского собирательства  в Античную эпоху.

3) Проанализировать специфические  черты коллекционирования в Средние  века.

4) Рассмотреть процесс трансформации  традиционных форм музейного  дела в эпоху Возрождения.

Структура работы: работа включает в  себя введение, две главы, заключение, список литературы. Объем работы состоит  в количестве 43 листов.

 

Глава 1. Возникновение мусейонов и коллекций в эпоху Античности

 

1.1 Мусейоны Древней Греции

 

В Античную эпоху были заложены основные направления в философии, архитектуре, литературе, законодательстве и т.д. Несомненно, что все созданное  человеческим гением в эпоху Эллады и Древнего Рима получило в дальнейшем осмысление и творческое развитие. Не стали исключением понятие  “музей” и вся сфера античного  коллекционирования.

Именно этимологию слова “музей”  ввели в культурный обиход человечества древние греки, но в античности оно  не употреблялось по отношению к  собранию предметов. Древнегреческое  слово “мусейон” (museion) в переводе означает “место, посвященное музам”, то есть святилище муз. Так, в Элладе, у истоков греческой культуры возникает Музей как храм Муз - дочерей богини памяти Мнемозины.

Первоначально мусейоны представляли собой сакральные портики с жертвенником, которые располагались в рощах, предгорьях, у родников, поскольку вначале музы почитались покровительницами источников воды, а позднее - искусств и наук, дарующими творческое вдохновение, поэтому культ муз играл важную роль в сообществах ученых. Отсюда и название храма, который воспринимался в ту эпоху как место связи человека с высшими божествами путем проявления его духовных и творческих способностей.

Древние греки - наиболее из всех древних  цивилизаций были естественными  и жизнелюбивыми. Поклоняясь силам  природы, неслучайно они выбрали  место для “общения” с ее духами водные источники в окружении  леса – так рощи становятся “священными”, где оставлялись дары богам, которые  осуществляли связь с Божественным.

В священных рощах, в местах поклонения музам – мусейонах, стали со временем строить вместо скромных жертвенников храмы, где постепенно накапливались дары богам – храмовые сокровищницы. Они представляли собой вотивные предметы (от латинского votives – посвященный богам), которые, согласно религиозной традиции, приносились божествам по обету, в честь одержанной победы, для исцеления, исполнения просьбы, при покаянии.

Если сначала приношения в храмы  богам были в виде бытовых предметов-символов: глиняные, серебряные, золотые изделия, изображавшие виноградную лозу, деревья, животные, растения, то потом стали  изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные  только для божества.

Богам посвящались скульптурные изображения  людей, животных, статуи (часто статуи Артемиды и Аполлона), вазы, живописные работы, военные трофеи (луки, мечи, шлемы), которые демонстрировались  во время триумфальных шествий, приносились  в дар храмам и часто выставлялись как свидетельства военной мощи государства. Например, в храме Асклепия в Никомедии выставлялся на обозрение меч легендарного эфиопского царя Мемнона.

В составе трофеев присутствовали и предметы, связанные с культурой  народов – варваров, а также  образцы экзотической природы. Например, в древнегреческих храмовых собраниях  могли храниться кости гигантских животных, известных в настоящее  время как окаменелости. Они выставлялись на обозрение и трактовались как  останки расы титанов, согласно мифологии, населяющих когда-то Землю. Выставлявшиеся на обозрение диковинки природы  демонстрировались как свидетельства  жизни мифологических персонажей.3

Существовали “постоянные” экспозиции из храмовых собраний, иллюстрировавшие военные и политические события  жизни полиса, например,

художественные изображения отдельных  сцен Троянской войны.

Со временем сокровищницы греческих  храмов стали пополняться изделиями

из драгоценных металлов, слитками из золота и серебра; все более  разнообразным становились их собрания. Так, в сокровищнице храма Аполлона Делосского хранились: серебряная, золотая  посуда с резьбой, инструктированная  драгоценными камнями; курительницы, светильники, материи, расшитые золотом, пурпуром и служившие одеждой изображению божества или жрецам, ювелирные изделия, шкатулки для благовоний, из слоновой кости с золотой инкрустацией4.

Именно из вотивных даров, военных трофеев, природных редкостей, которые связывали с мифами, и складывались первые коллекции античности, находившиеся в святилищах, храмах, в специально сооружаемых сокровищницах при культовых постройках, а также в тезаурусах.

Последние представляли собой круглые  подземные пещеры, устроенные из камня, и служившие либо для хранения оружия и драгоценностей, либо царскими усыпальницами, а, может быть, и удовлетворявшие  разом обоим назначениям. Раскопки, произведенные Шлиманом в Микенах, где находился самый знаменитый древнегреческий тезаурус – “Сокровищница Атрея”, доставили множество предметов: сосуды, оружие, воинские доспехи, золотые украшения.

Ведали вотивными дарами особые служители, которые занимались не только их охраной, но и учетом. В подробных списках указывались наименование предмета, материал, из которого он изготовлен, вес, степень сохранности, имя бога, которому он посвящен, повод и дата посвящения, принадлежность дарителя. Периодически, чтобы избавиться от разрушенных временем предметов и освободить место для новых поступлений, составлялись списки вещей на изъятие, утверждавшиеся советом храма. Ничего уничтожать не разрешалось. Поэтому не обладавшие художественной ценностью изделия из золота и серебра переплавляли в слитки, которые затем посвящали богам, а не имеющие материальной ценности предметы зарывали в специальные храмовые резервуары, или подземные хранилища. Например, одно из них было обнаружено археологами на юге Италии при раскопке храма богини Геры, основанного греческими колонистами в районе Пестума (греческое название – Посейдония). В нем было найдено 30 тыс. вотивных даров, что говорит о значительных размерах храмовых собраний5.

Но постепенно ритуальные предметы культа теряли свою исключительную сакральность и доступность лишь посвященным. Древнегреческий человек все более освобождался страха перед высшими божествами. Поэтому он уже имел право использовать эти “музеефицированные” раритеты для собственных нужд. Эти собрания приобрели со временем прагматический характер, то есть использовались не только в богослужении, но и в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов, царских дворцов.

Кроме этого, в периоды экономического и политического спада храмовые сокровищницы служили своеобразными  “банками”, играя роль общественной казны. Например, в “Илиаде” говорится  об использовании сокровищ храма  троянским царем для выкупа им тела убитого сына. В литературе есть свидетельства использования  слитков металлов из храмовых сокровищ для переплавки оружия во время Пелопонесской  войны.

Храмовые сокровища использовались и при проведении больших религиозных  праздников, включавших различные виды состязаний. После соревнований и  шествий сокровищница храма пополнялась  драгоценными вазами, амфорами и наградами. Во время грандиозных праздников храмы посещали

многочисленные гости, которые  знакомились с памятниками, окутанными легендами, а также с выставленными  из храмовых сокровищниц раритетами. Так

зарождался экскурсионный обзор, ознакомление с предметами культа и  искусства. Например, во время Олимпийских  игр паломники посещали зал Эхо, чтобы услышать, как его стены  семь раз повторяют одно и то же слово; увидеть сделанные по обету  жертвоприношения. При этом участники, гости, победители соревнований и паломники  жертвовали что-либо храму по своим  возможностям.

Информация о работе Возникновение музея как феномена культуры