Влияние монголо-татарского ига на дальнейшие развитие древнерусской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

Цель реферата состоит в том, чтобы изучить данный период в истории.
Для этой цели необходимо раскрыть следующие задачи:
- изучить роль монголо-татарского ига в истории русского народа и его культуры;
- выяснить, какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на культуру Руси при образовании Московского государства;
- проанализировать, как возрождалась в послемонгольский период русская архитектура, живопись, летописание и другое искусство.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Со второй половины XIV века начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая являлась  важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров.

В 1380 г. Дмитрий Донской  – великий князь Московский одержал  победу на Куликовом поле над монголо-татарскими войсками, после чего зависимость Руси от Орды во многом стала номинальной. Дмитрий Донской впервые передал свое княжение Василию I без санкции Золотой Орды.

  Куликовская победа  вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении  существенных местных особенностей в культуре, идея единства Русской земли становится ведущей.

С конца  XIV века устанавливаются прочные связи с болгарской и сербской культурами. Оживленный обмен книжными богатствами происходил через монастыри Афона и Константинополя, в которых жили русские книжники, занимавшиеся переводами и переписыванием  рукописей.

После падения Константинополя  в 1454 году русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства и получает название «Святая», что свидетельствовало о том, что на месте прежней возникла новая Русь – Московская. В 1480 году произошло знаменитое «стояние на Угре» войск хана Большой Орды Ахмата и великого князя Ивана III – в связи с отказом в 1476 году платить Орде ежегодную дань. В ноябре войска хана отступили и бежали, что означало конец русской зависимости от Орды. Русь стала суверенным государством и фактически и юридически. С конца XV века Русь называется Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Последствия монголо-татарского вторжения на Русь

Каковы же были последствия  завоевания княжеств монголо-татарами?

В XI веке Русь достигла своего расцвета и стояла на одной ступени с европейскими странами по экономическому развитию и государственному устройству. Но нашествие монголо-татар остановило её развитие, если не сказать отбросило на ступень ниже, в то время, как Европа продолжала идти вперёд. Хотя, как говорит Карамзин, неизвестно, как бы обернулась судьба России, если бы не татаро-монголы, а, скажем, шведы, поляки или литовцы захватили её.

В городах произошли  следующие изменения. В XI-XIII веках в русских городах постепенно зарождался тот самобытный уклад, который в Европе получил название «городской строй». Горожане на Руси активно боролись за городские вольности и играли важную роль в политических делах. В дальнейшем традиции «народоправства» не получили развития. После воцарения на Руси ордынского ига создались крайне неблагоприятные условия для формирования особого городского строя. Это связано с рядом причин. Города более всего пострадали от нашествия, они постоянно подвергались набегам и наездам ханских послов. В этих условиях замолкает древнее вече. Зато быстро идет усиление княжеской власти, поддержанной ханскими ярлыками из Сарая. Власть тысяцких постепенно сосредоточивается в руках крупных боярских семей и передается по наследству. В послемонгольский период угасают древние демократические обычаи, и в XIV-XV веках города становятся преимущественно княжескими центрами.

Экономическое и культурное значение города во многом определялось тем, что здесь работали искусные ремесленники зодчие, каменотёсы-резчики, мастера по «меди, серебру и злату», иконописцы. Их изделия славились далеко за пределами Руси. Монгольское нашествие нанесло особенно тяжелый урон именно городскому ремеслу. Физическое истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину городской экономики.

В средние века ремесло  основывалось на ручной технике, а, следовательно, на навыках, передававшихся из поколения  в поколение. Оборвалась связь мастер - подмастерье - ученик.

Исследования показали, что в целом ряде ремесел во второй половине XIII века произошло падение или даже полное забвение сложной техники, её огрубление и упрощение. После монгольского завоевания были утрачены многие технические приёмы, знакомые мастерам Киевской Руси.

Что же стало с религией русского народа? Именно в период монголо-татарского ига христианство стало по-настоящему религией русского народа, так как  религия - общая идеология - помогала им сплотиться в борьбе, «смягчая жестокие нравы, умеряя неистовые страсти, проповедуя и христианские, и государственные добродетели». Порабощение народа оказало влияние на его нравственный облик. Как считает Карамзин: «Русские, забыв гордость народную, выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых, обманывая татар, более обманывали и друг друга, откупаясь деньгами от насилия варваров, стали гораздо корыстолюбивее и гораздо бесчувственнее к обидам, к стыду...». Карамзин утверждает, что Российское государство, несмотря на 250 лет влияния восточной культуры, всё-таки осталось близко Европе, хотя сама Европа этого не признавала. Вероятно, в основе нравственности лежала общая религия. Но, всё же, Россия отстала. Она отстала от Европы, в частности, в судебном деле. «Русская Правда» перестала выполнять свои функции судебника, и судили «по совести» либо выясняли отношения в поединке. Такие «судебные» разбирательства были характерны для Европы X века.

Отстала Россия и в  военном искусстве. Европа развивала  и совершенствовала тактику боя, а Россию спасали исключительно талантливые полководцы. Однако, были и положительные стороны. Открылись новые торговые пути взамен древнего пути «из варяг в греки»: с Востоком через Орду, с Константинополем и Западом через Дон - Азов.

Великие московские князья сумели покончить с уделами и  создать политически сплоченное Русское государство, несмотря на то, что отдельные его области, земли  продолжали еще в течение двух веков жить самодовлеющей, обособленной одна от другой экономической жизнью. Здесь можно отметить три главные особенности формирования русской государственности:

- во-первых, боевой строй государства;

- во-вторых, не правовой характер внутреннего управления и общественного состава. Централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

- в-третьих, особенностью московского государственного порядка была неограниченная верховная власть с неопределенным пространством действия. Византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти. Основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство. Именно эти особенности и определили историческое развитие державы на последующие столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Архитектура

       После  монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают   лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца   XIII века в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб». С середины XIV века стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по  всему периметру укреплений. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных храмов конца XIII – 1-й половины XIV веков, которым обмазка фасадов придавала монолитный облик.

В Новгороде развивалось  его прежняя планировка, прибавилось  улиц,   ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного  города, а так же   церкви, построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан,   изменили облик Новгорода. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV века – поры расцвета новгородской республики, - полнее отражавшее  мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым они совмещают живописность и  пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на  фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка, рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспективных порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх  композиции.

        Широкая расстановка столбов  внутри делала просторнее интерьеры.  В XV  веке Новгородских храмах появляются паперти, крыльца, кладовые в   подцерковье.

С XIV-XV веков в Новгороде появляются каменные жилые дома с   подклетками и крыльцами. Одностолпная  «Грановитая палата» двора   архиепископа Евфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет   готические нервюрные своды.3 В других палатах стены членились лопатками    горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI века.       В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный,  Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII века, закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле на высоком мысу при слиянии  Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами,   ведущими к кремлю.

С началом возрождения  Москвы в ней в 1320-1330-х г.г. появляются   первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор   Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к   четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры.

Во второй половине XIV века строятся первые каменные стены Кремля на   треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке  главной улицей. Схожие по плану с более ранними храмы конца XIV – начала XV веков, благодаря применению дополнительных кокошников в основании   барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах.

        Московский Кремль, вмещавший резиденции  великого князя, митрополита,  соборы, боярские дворы, монастыри,  был во второй половине XV века расширен  до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, часть посада была окружена в 1530-х годах каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально – кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными  центрами окраин Москвы.

       Радиальные  улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через   увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка   городских улиц состояла в основном из деревянных домов, имевших два –   три этажа на подклетках, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо.

Кремли других городов, как и в Москве, следовали  в  своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться   лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками.

       В  архитектуре Успенского собора  Московского Кремля, который было   предложено строить наподобие одноименного собора XII века во Владимире,   традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись существенному   переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего  прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора  служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного зала.

Храм-колокольня Ивана  Великого, господствовавший не только не только над Кремлем, но и над  всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант  и в других русских городах. Попытка  перенести в русский храм мотивы  раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных  членений фасада..

       От XIV-XVI веков сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками.  Церкви XVI века – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные крыши – «бочки». Их  стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых рубленых стен и резьбы галереи и крылец.

      Итак, мы видим, рост русского государства и национального самосознания после  свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI века, являя собой высокое достижение московского зодчества. Эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV –  XV веков с монументальностью соборов XVI века. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы, присущие камню - ярусы закомар и кокошники вокруг  прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню.

Дворцы в XVI веке эволюционировали от живописной разбросанности к   компактности и симметрии. Это можно было сравнить деревянный дворец в   селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве.

Информация о работе Влияние монголо-татарского ига на дальнейшие развитие древнерусской культуры