Влияние монголо-татарского ига на дальнейшие развитие древнерусской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

Цель реферата состоит в том, чтобы изучить данный период в истории.
Для этой цели необходимо раскрыть следующие задачи:
- изучить роль монголо-татарского ига в истории русского народа и его культуры;
- выяснить, какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на культуру Руси при образовании Московского государства;
- проанализировать, как возрождалась в послемонгольский период русская архитектура, живопись, летописание и другое искусство.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Введение

       Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания. Постоянно обогащаясь собственным и привнесенным культурным опытом, оно вошло неотъемлемой частью в мировую культуру и подарило ей образцы высочайших достижений в области научной мысли, художественной культуры и духовного самосовершенствования человека.

Тема данного реферата о степени влияния монголо-татарского нашествия и ига на дальнейшее развитие древнерусской культуры наводит нас на размышление, ведь этот исторический процесс издавна принадлежит к числу дискуссионных. Безусловно, этот вопрос является одним из самых сложных в истории Руси. В науке о закономерностях существования и развития культуры, о взаимосвязях культуры и других областей человеческой деятельности, как и в исторической науке условно выделают три группы исследователей данной проблемы:

- те, кто признает влияние очень значительным и преимущественно позитивным, выразившимся в создании единого Московского государства. Основоположником этой точки зрения был Н.М. Карамзин.

- те, кто оценивает воздействие на внутреннюю жизнь древнерусского общества, его культуру, как крайне незначительное. Сторонники этой точки зрения - историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Л.Н. Гумилев.

- для многих исследователей характерна промежуточная позиция, при которой влияние завоевателей расценивается как заметное, исключительно негативное, но не определяющее для развития страны и ее культуры. Сторонники этой точки зрения - исследователи Б.Д. Греков, А.Н. Насонов, В.В. Каргалов.

Особенностью концепции  Льва Николаевича Гумилёва является утверждение, что Русь и Золотая  Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых  союзнических отношениях. По его мнению, предпосылками для такого союза стали чересчур активные экспансионистские действия Ливонского ордена в Прибалтике.

В своих книгах Гумилёв  упоминает об открытии в Золотой  Орде православного епископства, что, по его мнению, было бы вряд ли возможно в случае вражды между этими странами. Он упоминает, что после прихода в Орде к власти Берке, который установил ислам государственной религией, на Руси не начались религиозные гонения на православную церковь: «…После победы в Орде мусульманской партии в лице Берке, никто не требовал от русских обращения в ислам ».1

Н.М. Карамзин в своих трудах писал, что большинство нынешних храмов построены именно в период ига. Этот факт также подтверждает основу концепции исследователей Носовского Г.В. и Фоменко А.Т.: «Почти все русские монастыри были основаны при «татаро-монголах». И понятно, - почему. Многие из казаков, оставив военную службу в Орде, уходили в монастыри». Принципиальное отличие позиции Н.М.Карамзина заключается в признании очень значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского государства. Однако он не отрицал таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжёлой дани и т.д.

Принципиальное отличие позиции Н.М.Карамзина заключается в признании очень значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского государства. Однако он не отрицал таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжёлой дани и т.д.. В.О.Ключевский, С.М.Соловьёв, С.Ф.Платонов оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества и его культуру как незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие в XIII - XV веках, возникали и протекали независимо от Орды.2

А.Н.Насонов признаёт существенное негативное влияние завоевателей. Татаро-монгольское иго тормозило  экономическое, политическое и культурное развитие русских княжеств. Ордынские походы и набеги разоряли территории, наиболее тяжёлый удар был нанесён по городам. Умелые политики, ханы сталкивали русских князей друг с другом. Иногда ханы шли на изменение территориальной структуры Руси: формировали новые княжества (Нижегородское) или делили старые (Владимирское). В результате усиливалась обособленность княжеств, что мешало консолидации русских земель.

Цель реферата состоит  в том, чтобы изучить данный период в истории.

Для этой цели необходимо раскрыть следующие задачи:

-  изучить роль монголо-татарского ига в истории русского народа и его культуры;

- выяснить, какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на культуру Руси при образовании Московского государства;

- проанализировать, как возрождалась в послемонгольский период русская архитектура, живопись, летописание и другое искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль монголо-татарского нашествия в истории русского народа

и его культуры

К концу ХП - началу ХШ веков монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховья Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, в северных районах охота, земледелие и ремесла были развиты слабо.

Монголо-татарское нашествие сыграло значительную роль в истории русского народа и оказало влияние на формирование этнической динамики славян, а, следовательно, и русской культуры. Появлялись и исчезали ремесла, численность населения достаточно резко сократилась, упал культурный уровень нации (впоследствии Россия отставала по культурному и техническому развитию от стран Европы), разрушение производительных сил, развитие местных культурных центров со спецификой монголо-татарского влияния. Татары не притесняли веры православной, несмотря на свою дикость, они уважали ее: на духовенство русское они никогда не налагали дани, не подвергали его даже и переписи.

Два с половиной столетия ордынского ига не были сплошной полосой  невзгод и лишений для русского народа. Воспринимая завоевание как неизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Русские перенимали у татар некоторые боевые навыки, тактические приемы военных операций. Кое-что перешло в Россию и из ордынской экономики: всем известное слово «таможня» происходит от названия ордынского налога «тамга» (торговая пошлина), да и само слово «деньги» пришло к нам в те годы с Востока. Кафтан башмак, колпак - эти и другие предметы одежды вместе с их названиями были переняты у восточных соседей. На несколько столетий пережила Золотую Орду ямская служба на дорогах России.

Взаимному проникновению  культур способствовали и смешанные  браки. Нередко русские юноши - москвичи, новгородцы, рязанцы - женились на татарках. Слияния народов при этом не происходило, но таких русско-тюркских семей становилось все больше. Иногда действовал и политический расчет - ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалось чрезвычайно престижным для княжеских родов. Позднее, после падения Золотой Орды, татарские вельможи стали переселяться в Россию и положили начало многим известным в нашей истории и культуре фамилиям. Предки Годуновых, Глинских, Тургеневых, Шереметевых, Шахматовых, Урусовых перешли в православие, стали считаться российскими аристократами, и уже в XVШ веке никто не считал их потомков татарской знатью.

Чтобы ужиться теперь с непобедимыми завоевателями, оставалось усвоить их качества. Это было тем  удобнее, что монголы, требуя покорности и дани, считая себя вправе жить на счет побежденных, не думали насиловать ни их веры, ни их народности. Они абсолютно никого не принуждали к перемене веры и за русским духовенством они полностью признавали его гражданские права. Татары были терпимы к православной вере не потому, что делали исключение для русских, а потому, что так они относились к вероисповеданиям всех покоренных ими народов. Полная веротерпимость была их общим правилом. Усматривается несколько причин полной лояльности татар к церкви:

- первая причина - это то, что татары были язычниками, а язычники не воспринимают свою веру как единственно правильную и истинную и принимают другие веры также как верные.

- второй причиной были побуждения политические.

Темуджин объявлял и  признавал себя за человека, которому богом предназначено покорить мир, чтобы создать одно единое государство. Но в мире существуют многие вероисповедания и принуждать людей к перемене веры означало бы возбуждать против себя вражду и ненависть. Темуджин объявляет полную и совершенную  веротерпимость с покровительством верховной власти и фиксирует ее в своей знаменитой ясе.

Там под страхом лишения  престола и пожизненного заключения предписано, чтобы все веры, все  равно какие, были терпимы и что  служители этих вер - священники, врачи, ученые, подвижники и другие должны быть освобождены от всяких податей и налогов. Именно опираясь на Ясу и были выданы последующими правителями после Чингисхана ярлыки русскому духовенству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конец татаро-монгольского ига

и образование  Московского государства

Вследствие этого, в ХIII веке Киевская Русь распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую землю, между которыми шли бесконечные усобицы. Все это происходило на фоне критической ситуации, в которой оказалась Русь. Ей одновременно угрожала потеря независимости и с Запада – от литовцев, немцев и шведов, и с Востока – со стороны монголо-татарской  Золотой Орды. Исключительно ответственные решения пришлось принимать Александру Невскому – великому князю Новгородскому. Он пришел  к выводу, что угроза с Запада является для Руси смертельной. Поражение на этом направлении означало бы исчезновение Руси и ассимиляцию русского народа. Поскольку здесь победа  в открытом сражении была вполне возможной, князь Александр решил принять идущий с этой стороны вызов.  Победа над шведами  и немецкими рыцарями подтвердили правильность сделанного выбора и устранили западную угрозу для Руси.

Что касается восточной  угрозы, то здесь открытое противостояние было практически невозможно: военное превосходство явно было на стороне Орды. Поэтому Александром Невским были использованы другие политические способы и средства. Русь при этом оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая длилась около двух с половиной веков (1243 г. – 1480 г.)

Эта зависимость имела  катастрофические последствия  для ее экономики и культуры. Частые набеги завоевателей, приводившие к новым опустошениям, систематическое выкачивание материальных средств в виде дани – все это создало крайне неблагоприятные  условия для восстановления и дальнейшего развития экономики и культуры.

 Одним из самых  тяжелых последствий нашествия  и установления ига стало резкое  ослабление городов, от развития  которых зависел общественный прогресс в феодальную эпоху. Разрушение городов, подрыв их экономики постоянной выкачкой средств для выплаты дани в Орду, замедлили темпы их развития.

Тяжелый урон понесла  культура. Истребление и увод в  плен массы ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства-основы материальной культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. На полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей. Когда строительство возобновилось, в конце XIII века, оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому так недолговечны были здания, возведенные в это время. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание. Пережили упадок живопись, прикладное искусство  и другие области культуры.

Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить совсем. Культура Руси, возрождавшаяся  на базе прочных культурных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. Монголо-татары ничем не обогатили ее. Как заметил А.С. Пушкин, «татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни  в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.

Монголо-татарское нашествие  привело к  углублению феодальной раздробленности. Этому способствовала политика завоевателей - поощрение и разжигание междоусобной борьбы русских князей. Дальнейшее феодальное дробление русских земель  обособляло местные культуры и усиливало в них локальные особенности. Однако в любом княжестве были силы, стремив-                                                                                                                                                                                                                                  шиеся к ликвидации феодальной раздробленности, к государственному единству. Их настроения  и активная борьба получили отражение в памятниках культуры, которые тем самым выходили  далеко за рамки областных явлений  и разрушали культурную обособленность феодальных центров.

Идея единства Русской  земли и борьбы с иноземным  игом  становилась одной из ведущих  в культуре и красной нитью  проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

Для культуры этого времени  характерна также идея неразрывной  связи  Руси XIV-XV веков с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Обращение к славному прошлому  своей страны, к традициям и памятникам культуры времен независимости, к своей «античности» возбуждало патриотические чувства, внушало уверенность в успехе борьбы с иноземными поработителями. Эта тенденция отчетливо проявилась в устном народном творчестве, летописании, литературе, в политической мысли, архитектуре.

В пределах рассматриваемого периода можно выделить два этапа  историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до средины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры, хотя уже с конца XV века наблюдались признаки начавшегося возрождения. Внешние связи русской культуры в это время почти полностью прерваны. Только Новгород и Псков сохранили общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими  центрами европейской культуры. Эти города, не испытавшие нашествия и погрома, сыграли большую роль в сохранении традиций и памятников культуры домонгольского времени и оказали большое влияние на развитие культуры в других русских землях.

Информация о работе Влияние монголо-татарского ига на дальнейшие развитие древнерусской культуры