Влияние мифологии на развитие культуры славян. Белорусская мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать миф как элемент культуры.
Задачи курсовой работы:
 рассмотреть понятие и сущность мифа;
 рассмотреть миф как явление культуры;
 анализ мифа как преобладающую форму архаического общества;
 значение мифа для культуры Беларуси.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность мифа
1.1. Миф и мифология
1.2. Мифы о первопредках – культурных героев
1.3. Функции мифа
1.4. Значение мифов
2. Влияние мифологии на развитие культуры славян. Белорусская мифология
2.1.Миф и культура
2.2. Ранний этап язычества у славян
2.3. Космогонические представления славян
2.4. Славянский пантеон
Заключение
Список использованный литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Миф как явление культуры.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Мифы действительно сообщали не только о происхождении мира, животных, растений и человека, но и о важнейших событиях, вслед за совершением которых человек стал тем, чем он является в настоящее время, смертным существом того или иного пола, организованным в общество и вынужденным, чтобы выжить, работать в соответствии с определенными правилами. Мир и человек существуют только потому, что сверхъестественные существа творили «в начале всего». Но после образования мира и появления человека произошли другие события, и человек, в его настоящем виде, есть прямой результат этих мифических событий, он создан этими событиями. Он смертен, так как что-то произошло в то время. Если бы этого не произошло, человек не был бы смертным: он мог бы существовать сколь угодно долго, как камень; мог бы, подобно змее, периодически сбрасывать кожу и, следовательно, мог бы обновлять свою жизнь, то есть бесконечно начинать ее вновь.

Для первобытного человека миф имеет исключительно важное значение, тогда как сказки и басни отнюдь нет. Если современный человек считает, что он есть результат истории, то представитель архаического общества считает себя порождением целого ряда мифических событий. Ни тот, ни другой не считают себя раз и навсегда «созданными» и «сделанными» окончательно, подобно, например, инструменту, орудию труда. Современный человек может рассуждать следующим образом: я оказался таким, каким сложился к настоящему времени, в результате целого ряда произошедших событий, но эти события оказались возможными потому что 8000--9000 лет тому назад человек начал обрабатывать землю, в зоне древнего Ближнего Востока развились цивилизации крупных городов, Александр Македонский завоевал Азию, император Август основал Римскую империю, а Галилей и Ньютон совершили революцию в наших представлениях о Вселенной, открыв путь научному прогрессу и расцвету промышленности и производства, затем свершилась Французская революция, после наполеоновских войн умами европейцев овладели идеи свободы, демократии и социальной справедливости и так далее. Подобно этому, представитель первобытного общества может рассуждать следующим образом: я оказался таким, каким сложился к настоящему времени, вследствие того, что до меня произошел целый ряд событий. Но вслед за этим он сразу же добавляет: события эти свершились в мифические времена, и поэтому они представляют сакральную историю, так как действующими лицами этой драмы оказываются не люди, а сверхъестественные существа. Более того, если современный человек, оценивая себя как результат совершения всеобщей истории, не чувствует себя обязанным познать ее во всей ее целостности, человек первобытного общества не только обязан восстанавливать в памяти мифическую историю своего племени, но время от времени он актуализирует значительную ее часть. Именно в этом проявляется самое большое различие между современным человеком и представителем архаического общества: для первого события необратимы, для последнего это совсем не очевидно.

Мифология играла роль идеологии первобытного общества, того самого "социального клея" [5, c.51]. Идеологическое сознание - такое сознание, когда идеи или фантазии становятся реальностью для человека. Руководствуясь какими-то идеями или принципами, человек может действовать вопреки обстоятельствам, которые считает менее реальными или существенными, чем порождения своего же сознания. Мы уже знаем о детерминирующей роли образов. Образ определяет поведение человека тем больше, чем меньше он осознан им как образ или копия чего-то. Тогда образ становится действительностью, оригиналом, а копией является поведение человека, его жизнь. Мифология как раз и играла роль оригинальных образцов, или моделей, по которым строились поведение человека, его сознание и жизнь.

Мифологические образы служили представлениями о качествах или поступках, которые в иной форме нельзя себе представить. Попробуйте представить необходимость исполнения долга. А если вы знаете мифы о Геракле или об Илье Муромце, если вы их понимаете и верите им, то у вас уже готово представление о долге как высшей доблести мужчины. Попробуйте представить себе возмездие, которое ждет всякого, кто совершит преступление против общественного порядка. Можно представить возмездие в виде тюрьмы или эшафота. Хотя все это частности, и преступник всегда надеется их избежать. Но есть образ Немезиды - богини возмездия, от которой невозможно спрятаться, поскольку она находится в сознании самого преступника. Немезида и идея возмездия будет жива, пока жив преступник. Боги мифологии есть олицетворение идей. Кажется, что идеи нельзя видеть, потому что они есть порождение самого сознания. Но если идеи становятся образами, то их уже можно видеть.

 

 

 

1.4. Значение мифов

 

Уже более полувека западноевропейские ученые исследуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. В отличие от своих предшественников они рассматривают теперь миф не в обычном значении слова как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так, как его понимали в первобытных и примитивных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, «подлинное, реальное событие» и, что еще важнее, событие сакральное, значительное и служащее примером для подражания.

Миф больше характерен для эпохи архаики, но и наше время также наполнено мифами, только мы не понимает что это мифы. Мифология очень живучая, можно сказать, бессмертная форма фантазии. Мифологическое мировоззрение было всегда и не исчезнет никогда, пока есть человек. Даже в наше прагматическое время люди продолжают верить в чудеса, а такая вера и есть проявление мифологического сознания. Мифы – во-первых психологические, психосоциальные феномены, поэтому мифотворчество – часть и государственной политики. Наша жизнь и по сей день остается под властью магов-мифотворцев. Идеология и политика очень широко используют мифологию и ее символы. Иногда это происходит косвенно, например в рекламе. Создатели рекламы прямо говорят: чтоб продать   какой-нибудь товар, необходимо создать ему миф, легенду. Но это практическое, так  сказать, использование мифологии. В целом, в глобальном, философском  плане, мифология помогает найти национальную идею, правильно понять собственную харизму (то, что дает народу отличие) и основные этнические архетипы, рационально использовать и интуитивно почувствовать свое историческое предназначение[14, с 11].             

              Миф отражает реальность, но отражает ее своеобразно. Он никогда неадекватен реальности – это не фотография; миф говорит языком знаков, символов и архитипов. От других форм познания (например, научного) миф отличается тем, что всегда и во всем опирается на сверх натуральное, мистическое и оперирует ими. Миф всегда обобщает, но – через конкретность.              

              Миф – явление постоянное и не изменяющееся для всех людей и во все времена. Модели, сюжеты и даже детали с мифов встречаются повсеместно. Наиболее общие модели называются, как уже отмечалось, архитипами. Миф – то, что дошло от предков, закладывается  генетически, закодировано в наших генах, значит, входит в структуру подсознания.

              Миф – рассказ о событиях, которые были до письменной истории, про события которые когда то произошли. Миф – это золотая цепь, которая связывает прошлое, реальность и будущее.

              Миф – своеобразный язык, который описывает реальность, которая находятся за пределами нашего сознания. Он заполняет нишу между образами подсознания и логики.

              Миф содействует самоопределению этносов (родов, племен, наций) формирует национальное мировоззрение.

Миф – необходимый элемент во всех моральных кодексах. Мораль выводилась с мифологии, с религиозных верований.

              Миф основывается на том, что в космосе буквально все находится во взаимосвязи.

В целом для мифа характерно:

- сакрализация времени первосотворения;

- неразделенность образа и значения;

- всеобщее одухотворение;

- мощная связь с ритуалом;

- циклическая модель времени;

- сенкретизм, благодаря которому с мифологии генетически происходят  философия, религия, искусство и наука;

- гармония, целостный и во многом эстетический подход к миру[14, с 15].

 

 

Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

 

 

 

 

 

 

2. Влияние мифологии на развитие культуры славян. Белорусская мифология

 

 

2.1.Миф и культура

 

Некоторые авторы утверждают, что миф утрачивает свое могущество, сталкиваясь с историей. К примеру, такова точка зрения К. Леви-Стросса, который заявил, что миф и история суть противоположно друг к другу направленные силы [8, c.46]. Досовременная культура опериру­ет циклическим представлением о времени, несовмести­мым с линейным пониманием истории, поскольку не допускает возможности новых, не повторяющихся со­бытий. Например, достаточно процитировать Библию: «Нет ничего нового под солнцем». Жизнь, таким обра­зом, в мифе рассматривается как вечное повторение  событий. Но в таком случае, совер­шенно очевидно, преуменьшается роль и значение чело­веческой деятельности и принимаемых человеком ре­шений в истории.

Представление о культуре как замкнутой в себе целостности также нетрудно подвергнуть критике. Та­кое замыкание культурного универсума неизбежно, если рассматривать культуру через призму мифа как драма­тического повествования о примордиальном событии, абсолютизирующего форму жизни конкретного сообщес­тва. Это обязательно приводит к отрицанию возможнос­ти существования иных вариантов миропонимания, к одностороннему видению сущности других досовременных культур. В досовременном мышлении напряжен­ность между различными культурами развивается в коллизию. Отсюда отсутствие уважения к специфике другой культуры и неспособность вступить с ней в диалог.

В современном обществе миф зачастую заменяет идеологию. Существует так называемые политические мифы: миф о провиденциальной миссии той или иной нации (национализм), миф о естественном происхож­дении прав человека (либерализм), миф об историчес­кой детерминированности классовой борьбы (мар­ксизм). Во всех этих случаях миф служит обоснованием политической системы. Политический миф можно определить как драматическое повествование, функци­онирующее как фундамент политической идеологии. Вебер утверждает, что боги досовременных мифов возрождаются в политических мифах современности как имперсональные силы: «Старые боги поднимаются из своих могил; они утратили свое очаро­вание и теперь принимают форму безличных сил. Они стремятся подчинить себе нашу жизнь и снова возоб­новляют свою извечную борьбу друг с другом».

Кроме того, миф присутствует в современном ми­ровоззрении как идея метафизического и научного по­иска Великой Теории, глобальной философской систе­мы» Перрин проводит следующее сравнение между мифом и Великой Теорией: «Мифологическое мышле­ние бессознательно обращается к древней эпохе, ког­да все принадлежали к одной и той же семье... Но разве не отмечен ностальгией по мифу поиск «единой теории», которому посвящают себя многие современные ученые? [5, c.75]»

Миф функционирует и в современных воззрениях на историю. В современном миропонимании история предстает не как вечное повторение, а как линейный прогресс. История выступа­ет не просто как последовательность событий, проис­ходящих с людьми, но как неуклонное прогрессивное движение к наиболее разумному состоянию общества. Эта схема разработана в идеализме Гегеля и оттуда перекочевала в исторический материализм Маркса. Та­кое понимание истории теологично и по сути также представляет собой мифологию: это миф неуклонного прогресса. Современное миропонимание рассматривает историю телеологически, вписывая туда свой прогрессистский миф.

В современной культуре и в современной культурологии  миф является одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Им пользуются философы, политики, литературоведы, психологи; и, тем не менее, он  до сих пор является неразгаданным глубоко таинственным. Для историка культуры миф — это, прежде всего совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых «примитивных» народов.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Ранний этап язычества у славян

 

Славянское язычество в ранней стадии повторяет иные мировые мифологические системы. Фетишизм, анимизм, магия как архаические формы религиозных воззрений находят свое проявление и в славянском мировосприятии, Мир представал как средоточие одушевленной природы. Наши предки поклонялись животным и птицам, звездам, озерам, рощам, деревьям, огню, солнцу. Со временем возникает вера, что названные объекты наделены демонической, сверхъестественной силой, под влиянием которой возможны различные метаморфозы (превращение то в козла, то в собаку, неодушевленный предмет – копну сена, деревяшку и т.д.) Этой силой, по убеждению древнего славянина, была населена вся вселенная. Представлялась она, как опасная, хотя необязательно всегда вела она к плохому или трагичному исходу. Ее можно было умилостивить или отпугнуть путем соответствующих ритуалов.

В качестве подтверждения чаще всего приводятся свидетельства Прокопия Кесарийского, который в “Войне с готами” сообщает, что славяне веровали в единого бога-громовержца (скорее всего в этом облике выступал Зевс). Параллельно с монотеистическими тенденциями существовали и политеистические верования. Тот же П. Кесарийский писал, что древние славяне “почитают нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им, и при помощи этих жертв производят гадания”. [7, c.167].

Считается, что верования славян раннего периода можно проиллюстрировать в погребальных обрядах. На протяжении времени славяне меняли способы погребения: сначала они сжигали трупы, потом хоронили, не используя этого метода, затем снова вернулись к кремации. Сами славяне объясняли суть этого обряда стремлением быстрей оказаться в раю, который по их представлениям находился вверху, куда направлялся дым погребального костра.

Огонь и сам воспринимался как земной представитель солнца и имел сакральный характер.

С древнейших времен сохранилось у славян уважение к предкам, Роду. Но это могло возникнуть и после этапа поклонения разным природным явлениям и силам. К культу предков относятся разные проявления уважения к предкам, дедам. Например, белорусский обычай Дзяды – дни поминовения умерших, отмечался в разное время (на Раданицу – в первую послепасхальную неделю, на Тоицу, 26 октября). Представление о Роде связывалось не только с предками, но и с идеей плодородия.

Считается, что от древних времен в одном или нескольких славянских народах сохранилось немало мифологических существ:

      Домовик, леший, обилуха – у русских

      Водяние, доля, пропасница-мара – у украинцев

Информация о работе Влияние мифологии на развитие культуры славян. Белорусская мифология