Влияние мифологии на развитие культуры славян. Белорусская мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать миф как элемент культуры.
Задачи курсовой работы:
 рассмотреть понятие и сущность мифа;
 рассмотреть миф как явление культуры;
 анализ мифа как преобладающую форму архаического общества;
 значение мифа для культуры Беларуси.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность мифа
1.1. Миф и мифология
1.2. Мифы о первопредках – культурных героев
1.3. Функции мифа
1.4. Значение мифов
2. Влияние мифологии на развитие культуры славян. Белорусская мифология
2.1.Миф и культура
2.2. Ранний этап язычества у славян
2.3. Космогонические представления славян
2.4. Славянский пантеон
Заключение
Список использованный литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Миф как явление культуры.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)


yru

Содержание

 

Введение

1. Понятие и сущность мифа

1.1. Миф и мифология

1.2. Мифы о первопредках – культурных героев

1.3. Функции мифа

1.4. Значение мифов

2. Влияние мифологии на развитие культуры славян. Белорусская мифология

2.1.Миф и культура

2.2. Ранний этап язычества у славян

2.3. Космогонические представления славян

2.4. Славянский пантеон

Заключение

Список использованный литературы

 

3

5

5

7

8

11

 

13

13

15

16

17

25

 


Введение

 

Мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, они вбирали в себя коллективный опыт человечества и отражая его представление о миропорядке, нравственности и красоте.

Слово «миф» греческого происхождения, оно означает «повествование». Мифами принято называть фантастическое повествование, которое основано на религиозных верованиях, к которых рассказывается о богах, сотворении мира и о «начале всех вещей».

Сила эмоционального воздействия мифов на человека бесспорна. Многие века они влияют на развитие культуры и искусства разных стран, являются одним из источников вдохновения поэтов, композиторов и поэтов. [9, с1].

Актуальность данной темы в наше время является весьма явной, поскольку среди  новых тенденций, которые проявили себя на рубеже тысячелетий в духовной культуре нашего общества, одна из наиболее интересных и загадочных – значительная активность глубинных мифологических пластов сознания. За несколько лет, со второй половины 1980-х гг., резко возросло число людей, которые пытаются решать встающие перед ними жизненные проблемы, вызывая духов на спиритических сеансах; модой стало обращение к гадалкам, предсказателям судеб и астрологам.

Более того, в системе духовной культуры возникла и постоянно усиливается своеобразная тенденция к образованию синкретических (противоположных, несовместимых) ментальных структур, в которых сочетаются элементы, принадлежащие к, казалось бы, различным, даже чуждым друг другу формам сознания – науке и мифологии.

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать миф как элемент культуры.

Задачи курсовой работы:

      рассмотреть понятие и сущность мифа;

      рассмотреть миф как явление культуры;

      анализ мифа  как преобладающую форму архаического общества;

      значение мифа для культуры Беларуси.

Объектом курсовой работы является миф.

Предметом – миф как явление культуры.

Методология исследования данной работы включает в себя анализ теоретических источников по теме исследования и обобщение изученного материала.

Значимость изучаемой темы велика, так как мифологическое глубоко заложено в природе человека. Это усиливает действенность мифа как культурного фактора. Миф и мифопоэтические структуры сознания – это мощное духовное оружие. С его помощью можно облагородить человека, воспитывая его на облаченных в формы мифологической образности лучших образцах Добра и Красоты. Но возможно и духовное закабаление человека, изощренное манипулирование им, например, с помощью социальных утопий и политико-идеологического мифотворчества. Для того чтобы предупредить и обезопасить людей от этих и других видов духовного закабаления, важно прояснить основания мифа и производных его форм (социальных и политических утопий, квазинаучных мифологий, фольклорных жанров и др.). И, конечно же, сделать эти знания широко доступными, привить даже массовому сознанию понимание культурно-исторической природы мифа.

Курсовая работа состоит из двух глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.


1. Понятие и сущность мифа

 

1.1   Миф и мифология

 

 

Мифология – форма  сознания, особенный процесс мышления, который сохранился с самых архаичных времен; действует он и сегодня, находящий изображение не только в искусстве, поэзии, но и в политике, идеологии, рекламе.

              Слово «мифология» необходимо понимать в двух смыслах: 1) как система мифов того или иного народа, региона, всего света (сбор легенд, преданий) и 2) как науку о мифах.

Миф (греч.mythos – слово, сказание) – система архаических представлений о мире, выраженных в конкретно – чувственной форме.

Миф космогонический (греч. kosmos – устройство, порядок) – мифы о мироустройстве. Масштабы мироустройства в мифах космогонических колеблются в зависимости от уровня развития мифологических представлений – от устройства ландшафта, среды обитания племени до космогонии. Соответственно меняется характер мироустроения: от спонтанных превращений первопредков в природные  феномены до сознательно творения, преобразования хаоса в космос, организации природы и общества. Время творения ( «начало») принципиально противопоставлено времени  «историческому». Оно воспроизводится в обрядах, санкционирующих установленный миропорядок.

Миф эсхатологический (греч.eschatos – последний, конечный) – мифы о конце мира, его последующих судьбах и о загробной жизни человека.  В архаической мифологии эсхатология разработана слабо (говорится о начале мира и редко – о его конце). В более развитой мифологии (индуистская, германо-скандинавская) грядущей мировой катастрофе дается обычно этическая оценка: крушение мира ознаменуется полным падением морали.

              Представление о загробном царстве, отделенном водным пространством, обычны не только для причитаний,  но и для сказок и находят соответствие в мифологии многих народов. В тоже время загробная страна похоронных причитаний достаточно мрачная, но это не христианский ад, а идея возмездия за грехи в потустороннем мире для причитаний чуждо.

              Миф этиологический – мифы, объясняющие происхождение разнообразных феноменов и социальной жизни: от объяснения, почему у лисы кончик хвоста белый, до происхождения социальных институтов. Все мифы – это этиологические рассказы, и обычно миф называют этиологическим в том случае, когда он уже теряет свое исконное содержание, выпадает из системы, сохраняя лишь «объяснительную форму». Следовательно, этиологический миф – это заключительная страница истории первобытной мифологии, когда мифологические рассказы теряют сакральное содержание и переходят в разряд рассказов с нестрогой достоверностью.[6, с150 ].

              Мифологию изучают  самые разные науки: фольклористика, этнография, лингвистика, культурологи и история, философия, психология, социология и др.

              Миф – в основе всех национальных культур. Так, в США есть своя собственная мифология, и благодаря Голливуду, СМИ она распространяется по всему свету. Без мифологии, которую можно назвать «национальной идеей», не обходится ни один этнос. Мифы содействуют объединению общества, участвуют в формировании менталитета народа через сохранение стереотипов мышления и поведения. Мифология – не сказки и не фантастика – это обобщенный опыт жизнедеятельности предков, отраженный и сохраненный через систему образов.

              Современные исследователи обращают внимание на то, что мифология – народный аналог науки, потому что она записала самые богатые знания наших предков о природе. По нашему мнению миф – народная философия, философия в образах.

              Миф основывается на вере в бога и бессмертии. Главный интерес мифа – это бог и душа человека. Особенность мифа в том, что он стремится разгадать то, что невозможно разгадать до конца: человека, природу, космос, рождение и смерть, смысл жизни, существование в другом мире. Все тайное, до конца не разгаданное, мистическое называется сакральным – это понятие также одно из главных в мифологии.[ 14, с13 ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Мифы о первопредках – культурных героев

 

 

              Первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды. Следствием этого явилось очеловечивание всей природы. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и конкретно-чувственных образов порождает причудливую мифологическую фантастику. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостыо, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика; болезни могли быть представлены чудовищами - пожирателями людей, космос - мировым древом или живым великаном, родоплеменные предки - существами двойной - зооморфной и антропоморфной -природы, чему способствовало тотемическое представление о родстве и частичном тождестве социальных групп с видами животных. Для мифа характерно, что различные духи, боги (а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты) и герои связаны семейно-родовыми отношениями.

              Первопредок называется демиургом. Сначала первопредки – тотемные, животные. Они дали начало сказкам о животных.

Первопредки часто совпадают с культурными героями – это добытчики разных культурных ценностей: огня,  растений, приспособлений труда, предметов культа.[14, с188].

              Они учат людней  охотничьим приёмам, возделыванию земли, ремёслам и искусствам, вводят социальные и религиозные установления, ритуалы и праздники, брачные правила и т. п. 

              К культурным героям часто приписывается участие в общем мироустройстве, вылавливание земли из первичного океана и отделение неба от земли, урегулирование смены дня и ночи, времени года, прилива и отлива, участие в формировании и воспитании первых людей.

              Порой культурные герои добывают уже готовые культурные блага, путём простой находки или похищения у первоначального хранителя – богов, духов. Так, Прометей взял огонь на Олимпе.

У первопредка - демиурга часто есть брат- близнец, который наделен комически- демоническими чертами, который парадирует основного героя. Он называется трикстером. Он сочетает в себе  черты демонизма и комизма. Трикстер  не только неудачно подражает или мешает культурному герою, но совершает коварные и смешные проделки с целью удовлетворения голода или похоти. Если от культурного героя путь лежит к герою эпическому, то от трикстера - к хитрецу сказки о животных (вроде лисы). Мифы его с участием ироничны и по отношению к его жертвам, и по отношению к ему самому, когда он терпит неудачу. В мифах трикстер провоцирует многие несчастья. Его миссия – обман и через обман – насмешка, но одновременно – разрушение установившейся системы.

Основной пафос мифов о культурных героях – перевоплощение Хаоса в Космос. Космотизация и заключается в добывание разных культурных благ  и борьба с захватчиками.[ 14, с190].

 

 

 

 

1.3. Функции мифа

 

К основным функциям относятся :

- аксиологическая (миф является средством самовосхваления и воодушевления);

- телеологическая (в мифе определяются цель и смысл истории, человеческого существования);

- коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений);

- познавательная и объяснительная;

- компенсаторная (реализация и удовлетворение потребностей, которые реально, как правило, неосуществимы)

А также:

- окультуривающая (очеловечивание окружающего мира);

- эталонная ( миф задает нормы, образы поведения);

- генетическая(из мифа вырастают основные формы культуры: религия, искусство, литература, философия, наука)[ 15, с 166].

В принципе, в мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние (а затем уже об иных событиях, биографии мифологических персонажей). Нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовление пищи и т. д. и т. п.- всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, богов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются <кирпичиками> мифической модели мира.

Время мифологическое – категория, свойственная мифологическому сознанию и получающая реализацию в мифах, ритуалах, а также – в обобщенных формах – в различных жанрах фольклора разных стадий. Время мифологическое трактуется как  время первого создания и упорядочения мира, человеческого общества с его социумом, появления жизненно необходимых предметов, норм, отношений, время деяний первопредков (культурных героев). Следы представлений о мифологическом времени проявляются в зимних и весенних обрядах восточных славян (идея умирающих и воскресающих воплощений сил природы), в обрядовых песнях, в былинах и сказках[ 6, с 46].

Важнейшая функция мифического времени и самого мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются. Ритуалы обеспечивают их <вечное возвращение> и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.

Информация о работе Влияние мифологии на развитие культуры славян. Белорусская мифология