Ведическая культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 00:18, контрольная работа

Краткое описание

Религия занимает одно из самых важных мест в человеческой жизни и в истории мировой культуры. Религиозные верования являются характерной чертой человека как вида жизни и возникают они еще тогда, когда предки современных людей впервые начали хоронить своих сородичей.
Слово «религия» происходит от латинского religio- благочестие, святыня, связь. Все эти значения входят в понятие религии.
Слово религия употребляется в двух основных смыслах. «Когда мы говорим об иудаизме, о христианстве или об индуизме, мы имеем в виду совокупность учений, передаваемых благодаря устной традиции или каноническим книгам и содержащих в себе то, что определяет «веру иудея, христианина или индуса…»

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. «Основа» индуизма……………………………………...……….5
Глава 2. Обряды и ритуалы индуизма…………………………………….9
Глава 3. Паломничество, как один из главных ритуалов индуизма…...15
Глава 4. Индийские танцы………………………………………………..17
Глава 5. Контрасты индуизма……………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

К.р по культурологии.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный

университет.

 

 

Кафедра истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведическая культура Древней Индии.

 

Контрольная работа

По Культурологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Золотин Кирилл Борисович

11-538

Группа 1-7С3-1

I курса

ФБФО

Проверил:

_____________________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. «Основа» индуизма……………………………………...……….5

Глава 2. Обряды и ритуалы индуизма…………………………………….9

Глава 3. Паломничество, как один из главных ритуалов индуизма…...15

Глава 4. Индийские танцы………………………………………………..17

Глава 5. Контрасты индуизма……………………………………………18

Заключение………………………………………………………………..21

 

Список литературы……………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Религия занимает одно из самых важных мест в человеческой жизни и в истории мировой культуры. Религиозные верования являются характерной чертой человека как вида жизни и возникают они еще тогда, когда предки современных людей впервые начали хоронить своих сородичей.

Слово «религия» происходит от латинского religio- благочестие, святыня, связь. Все эти значения входят в понятие религии.

Слово религия употребляется в двух основных смыслах. «Когда мы говорим об иудаизме, о христианстве или об индуизме, мы имеем в виду совокупность учений, передаваемых благодаря устной традиции или каноническим книгам и содержащих в себе то, что определяет «веру иудея, христианина или индуса…»

Вера может иметь различную направленность. Можно верить в себя, в других людей, в светлое будущее. Особенностью религиозной веры является вера в считающиеся священным. Понятие священное шире понятия божественное и объясняет возможность религии Бога.

Мистика является духовным истоком религии. Недаром в каждой мировой религии есть свои особые мистические направления. Мистика- это загадочная связь с  таинственным. Мистика могла появиться из культа почитания предков, которым передавались функции создателей мира и культуры. Истоки мистики те же самые, что и истоки религии - осознание смертности и страх смерти.

В основной корпус религий мистика входит как представление о связи между человеком, Богом и святыми. Так же составной часть развития религии являются мифы. Слово «мифология» происходит от «mythos»- предание, сказание. Мифологию порой путают с мистикой. Многие мифы начинаются с представления о первобытном хаосе как мистической нерасчлененности бытия.

В своем мифологическом мышлении человек воспринимает природу как живое существо, одухотворял ее. В мифологических текстах боги похожи на людей и обладают их достоинствами и пороками. Это результатом того, что первобытные люди не видели различия между естественным (жизнью людей) и сверхъестественным ( жизнью богов).

Понимание религии в широком смысле дает возможность использовать применительно к древним верованиям понятие мифологии и религии как синонимы: Мифология Древней Индии тогда тождественна религии Индии. Миф дает религии основной корпус представлений, без которых религия не может претендовать на статус развитой. В мифологии присутствуют и вера и почитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. «ОСНОВА» ИНДУИЗМА.

 В Индии растет необычное  дерево- баньян. Это дерево-дом, дерево-храм, дерево-сад. У него не один ствол, а несколько сотен. От главного  ствола горизонтально расходятся  сучья, а от них спускаются  вниз тонкие ростки, воздушные корни. Они касаются земли и подпирают толстые сучья, как прочные балки в доме. Чем выше поднимается ствол, тем больше новых ярусов ветвей. И кажется нет предела этому росту.

Это дерево живой символ индуизма. На протяжении своей многовековой истории он представлял собой некое многоликое единство. Индия пережила немало иноземных вторжений, и каждое из них было вызовом индуизму. Но всякий раз дело завершалось процессом поглощения индуизмом чуждых верований и синтезом. На мощном старом дереве после такой прививки вырастал новый побег, он не отторгался, а зеленел и расцветал. И сейчас индуизм не окаменел, несмотря на свой солидный возраст. Он находится в процессе беспрерывной эволюции, неизменно сохраняя при этом свою ни с чем не сравнимую самобытность.

Для всех индусов родная земля издревле пропитана святостью. С каждым географическим местом связаны легенды, истории, сказания. Храмы, святилища, обители отшельников постоянно напоминают, что в том месте, где они построены, случилось проявление божественного присутствия. В Индии все пропитано религиозным смыслом и нигде нет разделения на мирское и священное.

Вода самый священный элемент, как в Индии, так и в других странах. А река - самый убедительный образ жизни: она течет и постоянно обновляется. Вода символ великого прощения: она смывает всю грязь так же, как это делает огонь, который согласно текстам Вед, является внуком воды. Вода и огонь дополняют друг друга, поэтому они пользуются большим почтением во всей Индии.

По берегам больших и малых рек, озер и прудов стоят храмы, служащие материальным воплощением неистовой веры индусов, которые поддерживают священный огонь в знак благодарности божественным водам, источникам всех богов.

Слово «индуизм» возникло не в среде коренных жителей Индии, а в среде тех военачальников и правителей соседских стран, которые исповедовали ислам, и, начиная с 10 века, приводили на земли Индии свои захватнические армии. Первой областью, где стало распространяться их влияние, были северо-западные земли этой страны. От названия главной водной артерии этих земель - реки Синдху-Хинд-Инд и произошли слова Индия  и хинду (индуизм).

Сами индийцы именуют свою страну Бхарат, а индуизм определяют как дхарму, или санатана-дхарму, то есть религиозный закон. Дхарма охватывает собой всю сложную систему религиозных и социально-правовых установлений, которые постепенно складывались в среде населения страны за последние пять тысяч лет.

В конце прошлого века была открыта на северо-западе страны древнейшая  археологическая культура, получившая в науке название долины Инда, или Цивилизации Хараппы. Начало этой цивилизации датируют 5-4 тысячелетием до нашей эры, а упадок- 2 тысячелетием. Те черты их религии, которые удалось выявить по изображениям на таблицах и печатях Хараппы, говорят о том, что люди тех давних времен уже знали многие культы, вошедшие в последствии в индуизм.

Более поздний вклад в процесс формирования этой религии, внесли племена арьев, приходившие в Индию волна за волной с конца третьего и до завершения второго тысячелетия до нашей эры. Арьи внесли в индуизм представление о сотворении мира верховным богом Брахмой, веру во многих богов и утверждение о существовании полубогов, патриархальный строй, наличие деления на три основных социальных группы, брахманов- жрецов, кшатриев- воинов и охотников и вайшьев- всех прочих. Индуизм в его классическом виде – это, прежде всего индуизм брахманов - религиозных законодателей и служителей культа, создавших письменные свидетельства, а также в первую очередь вступивших в контакт и представивших свою систему видения мира. Именно эта интеллектуальная догматика, или «философский индуизм», в течение долгого времени воспринималась как достоверная манифестация собственно индуизма и его «несущая конструкция»- ствол. В новое формирующиеся религиозное мировоззрение комплексно вошли эти разные составные части. И если военачальники арьев, их кшатрии, проводили частые захватнические войны, то их духовные наставники, брахманы, придерживались политики сближения законов, принятых у разных групп, и постепенного приведения местного общества к почитанию главных святынь арьев. Среди этих святынь важнейшее место занимали Веды- сборники гимнов и молитв, посвященных богам арьев. Созданные ими книги носили характер заполненных текстов, передававшихся многие века от поколения к поколению. Первая из четырех Вед - самая священная и непререкаемая- Ригведа была завершена уже после прихода арьев в Индию. Брахманы стали постепенно вводить в свое сословие и местных жрецов, игравших в обществе заметную роль, и вместе с ними вырабатывали приемлемые для всех формы богопочитания.

Так формировались слившиеся из двух источников нормы индуизма. Результатом этого процесса явилось сходное, а часто и единое для всех отношение ко всем богам и святыням, но при отсутствии в индуизме объединяющей и возглавляющей церковной организации - каждый храм имеет свою группу независимых жрецов, молящиеся могут посещать любой храм, посвященный любому из богов. Всеми признано, что Веды являются основой представлений о величии богов и о необходимости ежеминутно сверять с ними свою жизнь.

Из культов этнических основных массивов в индуизм вошли и обязательные жертвоприношения - некоторым божествам приносят кровавые жертвы.

«Некогда мир был окутан мраком без блеска и света, и всюду простиралась вода, океан владел землей.  И возникло в пространстве Золотое Яйцо. В сокровенной его сердцевине таился зародыш. И вот он разбил яйцо и вышел. И стал первобогом, стал Брахмой. Одной половине яйца он повелел сделаться небом, а другой указал путь вниз, чтобы она стала земной твердью. Чистым воздухом заполнил он простор от неба до земли. Он создал год и стал Прародителем времени и меры времени. Силой своего духа он породил сынов, назначив им стать владыками существ, богов, демонов и, всех добрых и злых сил. Из своего чела он произвел могучего и властного бога, принявшего имя Рудра. Из пальцев правой и левой ноги Брахма произвел бога света и богиню ночи. По его велению засветились в небе солнце и луна, а с ними и мириады звезд. От многих потомков Брахмы стали возникать и многие боги, а всего их явилось числом в тридцать три тысячи, тридцать три сотни и еще тридцать три. Но родились и враги богов- многие асуры и демоны.

Вместе с солнцем возник и владыка солнечного диска - бог Вишну. В сердце бога вспыхнула любовь к будущим существам, которым предназначено жить на земле, и он поднял всю землю из водных глубин. И  украсилась она горами и реками, травами и лесами. Появилось на земле множество существ. И тогда самого белого из пернатых, дикого лебедя, избрал Брахма для себя как своего неразлучного друга, а также возницу.

Так создал мир всесильный Брахма. Так возникла и утвердилась жизнь ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ  ИНДУИЗМА. 

Как религиозный феномен индуизм необычайно сложен и противоречив. Современному европейскому уму он кажется ужасающе хаотическим нагромождением разнородных и противоречивых конструкций, идей, образов. Дело осложняется еще и тем, что сущность индуизма не исчерпывается его религиозно-идеологическим содержанием. Неотъемлемой органической частью его является и философия, и целый ряд социальных институтов, и правовых норм. Индуизм проникает буквально во все сферы жизни своего приверженца - от мировоззренческой до бытовой. Индуизм - не только и не столько религия, сколько мировосприятие, образ жизни и целостное поведение, в котором может быть и своя специфическая духовная практика.

Каждый человек, родившийся в семье индусов, по самому факту своего рождения считается принадлежащим к индусской общине. И каждый с детства узнает и запоминает множество мифов и преданий, касающихся богов и богинь, добрых и злых духов. Эти знания вводятся в сознание ребенка женщинами семьи, а затем подрастая, он услышит их от странствующих сказителей, узнает их в игре артистов народных театров и увидит изображения самых разных персонажей мифов в храмах, где они представлены и в виде объемных скульптурных фигур, и в резьбе, и рельефах на стенах.

В Индуизме не существует централизованно обученного и посвященного в сан священничества. Уровень подготовки и степень учености священника в значительной мере определяется знаниями его учителя. После того как курс обучения, который включает получение обширных знаний по теории практике, завершен, человек может исполнять различные обязанности жреца. Некоторые предпочитают заняться преподаванием, другие ассистируют при исполнении обрядов своим учителям, а третьи отправляются нищенствовать, ища спасения в аскетизме и медитации.

В соответствии с индуистской традицией, человек проходит четыре жизненных этапа, прежде чем достигнет духовного освобождения, мокши. Эти этапы, ашрамы, имеют разную протяженность.

Первый этап - брахмачарья, он начинается, когда мальчики приступают к изучению Вед. В современной Индии мальчики и девочки пользуются равными возможностями для получения образования. Ведическое обучение мальчики начинают после прохождения церемонии священной нити - упанаяны.

Второй этап – грихастха, это этап состоящего в браке главы семьи. После получения ведического образования и устраивается на работу, молодой человек женится и становится грихастха.

Третий этап – этап ухода от дел, ванапрастха. Человек передает большую часть своих обязанностей старшему сыну и оказывает влияние на серьезные семейные решения.

Четвертый этап – саньяса, этап самоотречения, который человек проходит по желанию и только тогда, когда все его семейные обязанности выполнены. Он отказывается от мирского имущества, даже от имени, и посвящает остаток жизни паломничеству, медитации и изучению священных писаний. Когда он умирает, его хоронят там, где он переходит в мир иной. Его семья ежегодно совершает шраддху- мемориальные подношения в его честь- начиная с того момента, когда он становится саньясином, ибо, по теории, он именно тогда оставил земные интересы.

Этап главы семьи считается самым важным, и для того, чтобы послужить в какой-то степени обществу, на человека возлагается религиозный долг жениться и иметь детей, которые продолжат род и семейные традиции. Человек, не вступивший в брак без серьезных на то оснований, каковыми могли быть, например, физические недостатки, считался не совершившим жертвоприношения и мог снискать лишь презрение к себе со стороны членов общины.

Информация о работе Ведическая культура Древней Индии