Башкирский государственный театр оперы и балета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:52, статья

Краткое описание

Башкирский государственный театр оперы и балета принял первых зрителей 14 декабря 1938 года. Газиз Альмухаметов и Файзи Гаскаров - яркие представители первого поколения деятелей искусства Башкортостана направили студентов для обучения в национальных студиях при Ленинградском хореографическом училище и Московской консерватории.
В годы войны в Уфу был эвакуирован Киевский академический театр оперы и балета им.Т.Шевченко. Плодотворное творческое содружество молодых башкирских и опытных украинских артистов способствовало формированию исполнительской культуры и художественного вкуса, эстетической позиции молодого музыкального театра.
Зрелое мастерство коллектива БГТОиБ ярко проявилось во время Декады башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. Около 70 артистов были удостоены высоких правительственных наград и почетных званий, Зайтуна Насретдинова стала народной артисткой СССР, третьей в стране после Галины Улановой и Ольги Лепешинской.

Вложенные файлы: 1 файл

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА.docx

— 195.13 Кб (Скачать файл)

О ТЕАТРЕ

 

Башкирский государственный  театр оперы и балета принял первых зрителей 14 декабря 1938 года. Газиз Альмухаметов и Файзи Гаскаров - яркие представители первого поколения деятелей искусства Башкортостана направили студентов для обучения в национальных студиях при Ленинградском хореографическом училище и Московской консерватории.

В годы войны в Уфу был  эвакуирован Киевский академический  театр оперы и балета им.Т.Шевченко. Плодотворное творческое содружество  молодых башкирских и опытных  украинских артистов способствовало формированию исполнительской культуры и художественного  вкуса, эстетической позиции молодого музыкального театра.

Зрелое мастерство коллектива БГТОиБ ярко проявилось во время Декады башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. Около 70 артистов были удостоены высоких правительственных наград и почетных званий, Зайтуна Насретдинова стала народной артисткой СССР, третьей в стране после Галины Улановой и Ольги Лепешинской.

Сегодня популярны Международные  фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», организуемые театром с 1991 года. Гостями оперного праздника в разные годы стали яркие певцы и дирижеры Большого и Мариинского театров, Перми, Саратова, Воронежа, Екатеринбурга, Самары, Новосибирска, а также из Италии, Болгарии, Германии.

С историей БГТОиБ неразрывно связано имя гениального танцовщика XX века Рудольфа Нуреева. Именно в Уфе, на этой сцене он сделал первые шаги на пути к мировой славе. С 1993 года по инициативе Юрия Григоровича проводятся фестивали балетного искусства им. Р.Нуреева. Авторитет нуреевских торжеств и их известность вышли далеко за пределы республики. В разные годы на сцене БГТОиБ выступали ведущие солисты Большого и Мариинского театров, танцовщики из Бразилии, Аргентины, Германии, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, США, творческие коллективы «Григорович-балет», «Русский балет» В.Гордеева, Каирский балет, балетная труппа Пермского театра оперы и балета им.П.Чайковского и др.

В 1997 году с большим успехом  прошли Дни культуры РБ в Москве, в рамках которых были представлены спектакли «Журавлиная песнь» Л.Степанова-З.Исмагилова и «В ночь лунного затмения» С.Низаметдинова. В 2004 году опера З.Исмагилова «Кахым-туря» стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа дирижёра». В 2006 году спектакль «Волшебная флейта» В.-А.Моцарта в постановке У.Шварца был выдвинут на эту премию в трех номинациях, а в 2007 году опера Дж.Верди «Бал-маскарад» претендовала сразу по пяти позициям.

В 2008 году «Золотой маски» в  номинации «За честь и достоинство» удостоена народная артистка СССР Зайтуна Насретдинова. За выдающийся вклад в культурные достижения Совет международного биографического центра (Кембридж, Великобритания) присудил З.А.Насретдиновой почетное звание «Международный профессионал». В 2005 году редакционной коллегией и творческим советом журнала «Балет» она удостоена приза «Душа танца» в номинации «Мэтр танца». В 2007 году призом «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца» награжден заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Шамиль Терегулов.

В 2006 года театру присуждена Премия Правительства России имени  Ф.Волкова в номинации «Лучший  творческий коллектив». Она была вручена  на VII Международном Волковском фестивале в Ярославле, который открылся балетом «Аркаим» Л.Исмагиловой. В 2007 году в составе делегации мастеров искусств РБ ведущие артисты оперы и балета, симфонический оркестр и хор театра приняли участие в Гала-концерте, посвящённом 450- летию добровольного вхождения Башкирии в состав России (Москва). В 2008 г. в составе делегации мастеров искусств РБ артисты театра выступили в штаб-квартире Юнеско в Париже на выставке-презентации «Башкортостан: «450 лет вместе с Россией».В этом же году симфонический оркестр успешно выступил на гастролях в Южной Корее и был удостоен высокой награды – копии Короны I Корейского императора.

Башкирский государственный  театр оперы и балета стал победителем X Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России-2009»  в номинации «Лучшее предприятие  сферы культуры и искусства России» (Москва). БГТОиБ также был удостоен почетного статуса - «Национальное достояние России – 2010» (Москва).

Всё больший авторитет  на мировых подмостках завоевывают  творческие коллективы театра. Балетная и оперная труппы тепло были приняты  на зарубежных гастролях во Франции (1994), США (1995, 1996), Голландии и Бельгии (1995-1996),Турции (1999), Египте (2003, 2005), Португалии (2005, 2006, 2007), Таиланде (2006, 2008), Бразилии (2007), Китае (2008), Италии (2003,2009, 2010), Мексике (2009).

С небывалым общественным резонансом в масштабе республики и  России прошли премьеры спектаклей: «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини и «Прометей» Р.Сабитова, «Наки» С.Низаметдинова «La marionette» («Марионетка») на музыку С.Стравинского, «Князь Игорь» А.Бородина. В 2009 году открылся Малый зал театра. На новой площадке уже идут новые спектакли и концертные программы: «Любовный напиток» Г.Доницетти, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно, «День рождения Кота Леопольда» Б.Савельева, «Неклассический дивертисмент», музыкальная комедия «Кодаса» («Свояченица») З.Исмагилова Недавно состоялась премьера балета « Семь красавиц» на музыку Кара Караева, которая прошла в рамках XVII Международного фестиваля балетного искусства имени Р.Нуреева.

Творческие принципы, формировавшиеся  в течение семи десятилетий, живут  и развиваются: это бережное отношение  к традициям, заложенное предыдущими  поколениями, и постоянное совершенствование  мастерства. Залог успеха театра –  высокопрофессиональные творческие коллективы. Артисты БГТОиБ – лауреаты, дипломанты республиканских, российских и международных конкурсов, обладатели государственных и республиканских премий. По-прежнему коллектив ориентирован на постановку лучших образцов зарубежной и отечественной классики, в сценическом воплощении которых постановщикам и исполнителям удается достичь подлинного мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый  башкирский балет

Важной заботой родившегося  в 1938 году Башкирского театра оперы  и балета было создание национального  репертуара. В истории башкирского  балета есть эпизод, который на многие годы вперед определил художественно-эстетические принципы коллектива. Это работа над  первым национальным балетом "Журавлиная песнь".

Развиваясь в русле  традиционного русского танца, башкирский балет обогатил академическое искусство  ценностями национальной культуры. Искусное вплетение в классический балет  башкирских фольклорных форм и мотивов, использование в танце элементов  народных обрядов сформировало собственную  самобытную хореографическую школу.

Балет "Журавлиная песнь" поставлен в 1944 году к 25-летию Башкирской автономии. Музыку написал московский композитор Лев Степанов. Его консультантом  был молодой Загир Исмагилов. Он помогал Степанову освоить башкирскую народную музыку — наигрывал, напевал песни, мелодии. Либретто написал Файзи Гаскаров и посвятил Зайтуне Насретдиновой. Имя главной героини — Зайтунгуль — значит "цветок Зайтуны". В основе сюжета — древняя легенда о том, как журавли, — символ свободолюбия народа и справедливости, — помогли башкирам победить врага. В балете птицы помогают влюбленным обрести счастье.

Большая организаторская  заслуга в постановке балета принадлежит  тогдашнему директору и главному режиссеру театра Булату Губайдулловичу Имашеву. Он везет исполнителей в Пермь, где во время войны образовался настоящий балетный центр — туда эвакуировались Мариинский театр и Ленинградское хореографическое училище, — привлекает к постановке в качестве балетмейстера Нину Александровну Анисимову, лучших педагогов-репетиторов. Перед премьерой привозит всех в Уфу, и спектакль прошел блестяще.

По сути, это классический балет, но он окрашен колоритом башкирского  танцевального фольклора. Тот же аттитюд, исполненный с характерным поворотом головы, движением кистей рук, убеждает зрителя, что перед ним именно башкирская девушка. Расставить национальные акценты Анисимовой вместе с Гаскаровым помогал Халяф Сафиуллин, впервые проявив незаурядные способности постановщика.

"Журавлиная песнь"  — ярчайшая страница в истории  башкирского балета. В 1955 году  во время декады башкирского  искусства в Москве великолепные  адажио, яркие и сложные вариации, монологи, насыщенные драматизмом,  покорили столичную публику и  принесли полное профессиональное  признание башкирскому балету. Отрывки  из спектакля увидели в Англии, Болгарии, Польше, Китае, Корее...

Зайтуна Насретдинова и Халяф Сафиуллин, первые исполнители главных партий — Зайтунгуль и Юмагула, создали поэтические, глубоко проникновенные образы героев старинной башкирской легенды. Образ Зайтунгуль пленял поэтичностью, одухотворенностью, большой внутренней силой. Зайтуну Насретдинову московские критики назвали балериной высокого класса, артисткой с ярким драматическим даром. Неудивительно, что именно этот балет, именно эта балерина произвели неизгладимое впечатление на семилетнего мальчика Рудика Нуреева и определили его судьбу.

Гостем одного из недавних Нуреевских фестивалей в Уфе был Рене Сирвен из Франции, балетный критик с мировым именем. Он дружил с Рудольфом и много слышал от него о Зайтуне Насретдиновой. Еще до встречи в Уфе месье Сирвен прислал ей программу вечера памяти Нуреева на международном фестивале танца во Франции с восторженной надписью: "Госпоже Насретдиновой, которой Париж не имел счастья аплодировать, но которую знает весь мир благодаря восхищению ее мастерством Рудольфа Нуреева..." Рене Сирвен был счастлив увидеть живую легенду, а Зайтуна Агзамовна стала настоящей героиней фестиваля.

Партию Зайтунгуль исполняли многие башкирские балерины разных поколений — Гузель Сулейманова, Майя Тагирова, Фирдаус Нафикова, Леонора Куватова... Они освещали образ героини лучами своей индивидуальности, поэтому каждая Зайтунгуль неповторима. Первым Арсланбаем был Хашим Мустаев. В этой партии покоряли публику темпераментом, виртуозной техникой и актерским мастерством Фарит Юсупов, Фаузи Саттаров. Позже — Шамиль Терегулов, Бахрам Юлдашев, Руслан Мухаметов, Олег Радькин.

В этом балете очень важен  кордебалет. Прозрачны аналогии с "Лебединым  озером" — есть маленькие журавли, большие... Журавлиные сцены не только радуют глаз красотой линий, изяществом рисунка. Кордебалет участвует в  сюжетных коллизиях, у каждого журавля, можно сказать, своя роль. А все  вместе они олицетворяют животворящее начало природы, силу народного духа, единение человека и природы.

Спектакль живет. Восстановленный  в 1997 году Шамилем Терегуловым, он снова был показан в Москве во время Дней культуры Башкортостана и встретил такой же восторженный прием. "Журавлиная песнь" и сегодня украшает репертуарную афишу театра.

В 1960 году был снят фильм-балет "Журавлиная песнь". Кроме балетной труппы театра, в съемках участвовал ансамбль народного танца. Главные  роли исполнили молодые артисты  Эльза Сулейманова и Ильдус Хабиров. Это был серьезный экзамен для них, но они справились. Было у кого учиться, да и сами талантом не обижены. Образы, созданные ими на экране, пленяют искренностью, чистотой, свежестью чувств.

Особое очарование фильму придают съемки на фоне богатой, красивой южноуральской природы. Естественные декорации делают происходящее органичным, достоверным, фильм смотрится на одном дыхании. Зайтуна Насретдинова с проникновенной лиричностью танцевала Вожака журавлей, Халяф — Арсланбая. Работа Сафиуллина и сейчас, когда пересматриваешь киноленту, потрясает силой темперамента и актерской выразительностью. Его Арсланбай незабываем. Артист вложил в эту партию столько страсти, словно чувствовал, что недолго ему осталось танцевать. Это была его лебединая песня...


Информация о работе Башкирский государственный театр оперы и балета