Античность как тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:09, реферат

Краткое описание

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока

Содержание

Введение Культурное развитие ГрецииЭпоха эллинизма Эпоха Римской цивилизации Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Античность как тип культуры.docx

— 27.09 Кб (Скачать файл)

Реферат по теме:

«Античность как тип культуры»

Содержание:

Введение Культурное развитие ГрецииЭпоха эллинизма Эпоха Римской цивилизации Заключение

Введение

Понятие античности в  культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия, практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве.

1. Культурное развитие Греции

Материальная  культура Древней  Греции

У Греции было очень  выгодное географическое положение. Близость моря и изрезанность береговой линии  позволили грекам овладеть способом сравнительно безопасного каботажного  плавания, передвигаясь от острова  к острову, заходя в многочисленные бухты. Благодаря морю, греки освоили  рыболовство, судостроение, создали  торговый и военный флот. Другими  особенностями Греции были засушливый климат, плохие известняковые почвы, гористые местности, которые не позволяли  получать большие урожаи. Лишь виноград и оливковые деревья давали более  или менее стабильные урожаи и  сырье для продуктов внешней  торговли.

Высокохудожественная  керамика, мелкая скульптура также  служили предметами вывоза. Торговые связи позволяли грекам получать не только товары, но особенно знания, касающиеся самых разных сторон жизни.

Греческие строители  и архитекторы заложили не только основы практики строительства разных сооружений (храмов, причалов, палестр, жилых домов, складских помещений), но и теорию этого ремесла, написав  множество руководств. Торговля до введения денег, имела меновой характер. С введением печатных металлических денег (с VII в. до н.э.) стало развиваться ссудное дело, появился слой "банкиров", живших на проценты от ссуд. Так родилось искусство делать деньги из денег - хрематистика. Греческий город-полис жил за счет сбора налогов, которые взимались с каждого ввоза и вывоза, за пользование гаванью, базаром, с продаж. Взимались пошлины за рабов, в казну поступали пошлины от штрафов, конфискованное имущество, доходы с государственных серебряных рудников.

Социально-политическая культура Древней  Греции

На протяжении всего  периода своего существования Греция представляла собой конгломерат  городов-государств, которые время  от времени объединялись в некрепкие  союзы. Греция дала миру многие формы  государственного правления: рабовладельческую  демократию, тиранию, олигархию и  др.

Полис состоял не только из городского, но и сельского населения, жившего в хорах (пригороде, селе). Центр города включал в себя рыночную площадь (агору) - место для проведения народных собраний, центр общественной жизни. По краям агоры размещались торговые лавки, театр, храм или храмы и булевтерий (место заседания совета старейшин).

Население делилось на четыре класса. Полисом руководила выборная власть. Во главе стоял  архонт или стратег (во время войн), он опирался на совет старейшин. Народное собрание состояло только из свободных  граждан Афин. Неграждане-иностранцы и лица, рожденные от иностранцев, а также женщины, участия в выборах не принимали. Повседневной жизнью города управляли различные службы. Афинские чиновники носили миртовый венок, когда находились при исполнении служебных обязанностей, так же как и ораторы, и члены Совета в Народном собрании.

Общественная жизнь  древнегреческих городов знала  периоды реформ. Так, для того чтобы  сломить обычай кровной мести, Драконт (VII в. до н.э.) ввел Закон об обязательной передаче дела об увечье или убийстве в суд. После чего виновные должны были пройти религиозный ритуал очищения. Во время его правления впервые была осуществлена запись законов. Клисфен (VI в. до н.э.) ввел реформы по изменению избирательных порядков, чтобы отстранить от власти родовую аристократию и привлечь новые политические силы. Реформы Солона (VI в. до н. э.) были направлены на то, чтобы гарантировать дальнейшее развитие Афин как демократического государства и т.п. В середине VI в. до н.э. Перикл провел реформы в интересах средних слоев населения.

Духовная  культура Древней  Греции

Идеологической основой  духовной жизни древних греков были антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (V-IV вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов. За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни.

Содержанием мифов  были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с  титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки воспринимали богов как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе.

Греки - родоначальники театра в его профессиональном понимании. Мировую славу греческой драматургии  принесли комедиограф Аристофан ("Осы", "Лисистрата"), автор трагедий Эсхил ("Прометей прикованный", "Персы"), драматурги Софокл ("Царь Эдип") и Еврипид ("Медея"). Имея богатую литературу, греки основали и науку о литературном творчестве.

Знание в Греции в отличие от Египта не было сакральным (передаваемым только посвященным). Греки  собирали и систематизировали знания, добытые другими народами. Знания финикийцев, египтян, вавилонян и  других народов были прикладными. Греки  же, заимствовав эти знания, сумели придать им абстрактно-теоретический  характер. Они были первыми, кто заложил  основы принципиально новой науки - философии, которая долгие времена  была основой основ общего образования.

Философские достижения древних греков связаны с огромным числом выдающихся мыслителей - Фалесом  и Анаксагором, Сократом, Платоном и  Аристотелем, Левкиппом и Демокритом и многими другими.

Спортивные занятия  и культура тела для греков имели  особое значение, т.к. греки были хорошими воинами. Это были первые профессионально  обученные воины, дававшие наемников  в любые армии. Особой воинственностью  отличались греки-спартанцы. Государство  Спарта в Лаконии вошло в историю мировой культуры и военного дела как военизированное государственное образование, в котором дети с раннего возраста готовились стать доблестными воинами.

Свое спортивное мастерство греки демонстрировали на многочисленных спортивных играх: Олимпийских, Пифийских, Немейских, Истмийских и других. Греческая культура оказала огромное влияние на развитие культуры других народов.

2. Эпоха эллинизма

Материальная культура в эпоху эллинизма

В этот период произошло  перераспределение и слияние  экономических регионов, ранее находившихся в рамках разных государственных  и этнических образований. Крупные  чиновники, военная верхушка, царские  семьи новых государств закабаляли и превращали в рабов бывших свободных  людей. В собственность государств переходили новые богатства. Интенсивная  колонизация восточных земель сопровождалась градостроительством по греческому образцу. В каждом городе возводились  храмы, театры, палестры, гимназии, стадионы. Расширялась и оживлялась торговля с новыми странами, в связи, с чем  активизировалось кораблестроение, строительство  портов, маяков. В Александрии был  построен знаменитый Фаросский маяк, на острове Родос - Родосский колосс (бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса) высотой 35 м.

Социально-политическая культура в эпоху эллинизма

Характерной чертой было то, что на второй план отступили  национальные проблемы. Александр Македонский  стремился сгладить этнические особенности, устраивал праздник массового обручения  знатных македонян с персиянками, предпринимал попытки переселять греков в зависимые области. Армия Александра представляла собой многоэтническое целое, организованное не по национальному признаку. Во вновь созданных государствах установилась веротерпимость. Активно шло строительство храмов, посвященных богам разных народов. Стали культивироваться новые политические идеалы и принципы - появился культ царя, что не было присуще грекам, никогда не обожествлявшим выборные должности.

Духовная культура в эпоху эллинизма

Произошло обогащение всех составляющих духовной жизни народов, входивших в новые государственные  образования, расширились культурные горизонты. Интенсивно шло взаимное проникновение двух мощных культурных волн: европейской (греческой) и восточной. Появилась идея "ойкумены", "обитаемого мира" как целого, общего владения. Для обслуживания этого мира родилась новая форма греческого литературного  языка - "койнэ", что означает "общая речь". До этого периода греческие регионы писали и говорили на своих наречиях. Этой речью стали пользоваться не только греки, но и азиаты. Поэтому в языках многих современных народов так много греческих слов. Вместе с процессом появления общего литературного языка оживилось образование. Сосредоточение в руках греков производства папируса, а затем и пергамента содействовало организации мастерских по переписке книг, трактатов, литературных произведений. Это позволило им выпускать книги в неведомых ранее масштабах.

Особенностью литературы этого периода считается возросший  интерес к "технологической" стороне  творчества, увлечение внешними приемами, подражанием редким, изысканным манерам. Художники этой поры больше внимания уделяли утонченности пропорций, психологической  разработке образа, изысканности форм. Скульптурные композиции отличают динамика и виртуозность исполнения.

Научные труды, созданные  в этот период, охватывают самые  разные области знания. Здесь имена  Евклида, Архимеда, Аристарха Самосского и многих других. В эти века разработаны  теория конических сечений, дифференциальное и интегральное исчисление, устанавливается  зависимость морских приливов и  отливов от положения Луны, составляется карта Ойкумены, создаются работы по географии, астрономии, метеорологии, истории и др.

В религии стали  утрачивать свою привлекательность  боги Олимпа, во многих случаях стали  объединяться боги, выполняющие одни и те же функции у разных народов. Особое место занимал культ богини Исиды. В религиозных обрядах  приобрели широкое хождение мистериальные  действия типа "посвящения себя богу", сопровождавшиеся омовением водой, переодеваниями, имитирующими преображение, путешествиями в лабиринтах, храмовых подземельях, воспроизводящих путешествие  душ в подземном мире и т.п.

3. Эпоха Римской  цивилизации

Материальная культура Древнего Рима

В огромной мере материальное развитие Рима находилось под влиянием двух факторов: этнического и военного.

Этнический фактор проявился в том, что римляне  не истребляли, подобно ассирийцам, народы, которые они завоевывали. Они включали их в свою империю  на правах провинций, составляли совместные варианты правовых документов на основе местных законов, "приглашали" богов завоеванного народа к "сотрудничеству", разрешая строить им храмы. Римляне  в ранний период много заимствовали у сложившейся материальной культуры этрусков и греков. От этрусков римляне  научились строительству дорог  и оборонительных сооружений, осушению болот, обработке металлов, выделке  зеркал и стекла, обработке драгоценных  металлов, научились строить купольные храмы, чего не делали ни египтяне, ни греки. От греков переняли приемы сельскохозяйственной деятельности, военного дела, строительства, украшения храмов и др.

Воинственный фактор заключался в том, что воинственность римлян оказала влияние на многие стороны их жизни: планировку городов, воспитание подрастающего поколения, рост благосостояния всего государства, постоянный приток огромного числа  рабов, среди которых были отличные мастера-ремесленники, совершенствование  самого военного дела.

Социальная дифференциация римлян порождала разный уровень  потребления. Однако богатые и свободные  римляне могли пользоваться услугами ремесленников самых разных специальностей. Среди них были производители самых разных сортов бумаги - от тончайшей, белой и гладкой до грубой, предназначенной для обертки товаров. Существовало огромное количество специалистов в области хлебного дела, повара, кондитеры, виноделы и т.п. Широко распространено было "банковское" дело. Государство пыталось контролировать книги банкиров. Известны случаи субсидирования разорившихся банкиров из государственной казны.

Для религиозных целей  римляне строили базилики, храмы, уличные алтари. Самым крупным  храмом был Пантеон - храм всех богов, имеющий подкупольное пространство 42 м в высоту, 10-ти метровое отверстие-окно в куполе. Для римских сооружений характерны монументальность, оригинальность решений, разнообразие используемого материала, долговечность.

Информация о работе Античность как тип культуры