Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. В начале третьего тысячелетия процессы стремительных изменений, происходящие в жизни российского общества, не смогли не повлиять и на такую область жизни, как культура. Новые вызовы времени выдвинули в качестве абсолютного национального приоритета развитие человека и привели к необходимости провести анализ достигнутого, чтобы определить перспективные направления развития культуры.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические основы муниципального управления в сфере культуры
1.1 Культура как объект управления
1.2 Вызовы времени и ценности культуры
1.3 Государственная, региональная и муниципальная политика в сфере культуры
Глава 2 Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока
2.1 Анализ социо-культурной ситуации
2.2 Цель, принципы, приоритетные направления, механизмы развития сферы культуры
2.3 Приоритетные направления развития сферы культуры в молодежной политике в соответствии с концепцией "Развитие культуры Приморского края на 2013 - 2017 годы".


Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Моя Курсовая.docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

Культурная деятельность может быть запрещена судом в случае нарушения законодательства. Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность организаций культуры, если она наносит ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу

Для осуществления функций регулирования и поддержки культуры и искусства, организации сферы досуга в администрации муниципального образования может создаваться структурное подразделение по вопросам культуры. При этом подразделении могут формироваться совещательные органы: общественный совет по культуре, художественный совет, совет директоров, методический совет учреждений культуры.

Функции муниципального органа управления культурой:

1) Методическая и финансовая  помощь, координация культурно - просветительской  деятельности учреждений культуры;

2) Контроль за содержанием и финансово - хозяйственной деятельностью учреждений культуры;

3) Организация обустройства мест  массового отдыха, культурное обслуживание  этих мест;

4) Учет, охрана, содержание и реставрация  памятников истории и культуры  местного значения, заповедных мест;

5) Разработка предложений по  строительству, реконструкции и  ремонту зданий подведомственных  организаций, контроль за выполнением работ;

6) Поддержка и развитие народных  промыслов, традиций и обрядов;

7) Взаимодействие с творческими  союзами и общественными организациями  в сфере культуры;

8) Проведение общегородских мероприятий  и арт - событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2 Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока

2.1 Анализ социо-культурной ситуации

Сегодня Приморский край располагает обширной культурной инфраструктурой, которая должна быть использована как база для модернизационных процессов. Преобразования будут осуществляться поэтапно и дифференцированно, с учетом современных потребностей, системы расселения, местной экономической и социо-культурной ситуации.

В настоящее время сеть государственных краевых и муниципальных учреждений культуры Приморского края составляет 865 единиц.

Из общего числа всех учреждений культуры в ведении администрации Приморского края находится 15 учреждений и 5 филиалов, в ведении администраций городских округов 243, в ведении администраций муниципальных районов и поселений 602 учреждения.

Типовой состав учреждений культуры и искусства:

3 краевых и 2 муниципальных театра, 1 филармония;

4 образовательных  учреждения среднего профессионального  образования, в которых обучается 671 студент;

61 образовательное  учреждение дополнительного образования  детей (59 - детских школы искусств, в т.ч. по видам искусства, 1 - центр  детского творчества, 1 - центр детского  театрального искусства), в которых  обучается 17338 детей;

396 общедоступных  библиотек системы Министерства  культуры Российской Федерации (3 государственные краевые библиотеки, 393 библиотеки городских округов, муниципальных районов и поселений). Библиотечный фонд составляет 6838,71 тыс. экземпляров. Читателями государственных  краевых и муниципальных библиотек  края являются 494,1 тыс. человек, из  них читатели краевых библиотек - 34,3 тыс. человек;

17 государственных  краевых и муниципальных музеев. Совокупный фонд музеев насчитывает 588 108 тыс. единиц хранения, в постоянных  экспозициях представлено 7,4% основного  фонда, в выставочной деятельности  ежегодно используется 8,2% основного  фонда;

379 учреждений  культурно-досугового типа, в которых функционирует 3724 клубных формирования, где занято 52544 человек.

В отрасли работает 7698 штатных сотрудников.

В крае функционирует общественные организации - 7 творческих союзов и фондов, которые объединяют 587 писателей, художников, фотохудожников, артистов театров, музыкантов и композиторов.

241 творческий  самодеятельный коллектив края  имеет звание "народный", "образцовый", "заслуженный коллектив" Приморского  края.

В настоящее время на территории Приморского края расположено 1086 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения. Также под государственной охраной находятся объекты культурного наследия федерального значения. Кроме вышеперечисленного на территории Приморского края 1175 вновь выявленных объектов археологического наследия.

Преобразования в обществе, экономические реформы не могли не затронуть культурную составляющую, которая в последние годы функционировала под воздействием роста творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков культурных услуг с одной стороны и сокращения государственной поддержки, с другой. И как результат - исполнение обязательств по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.

В настоящее время существует ряд нерешенных проблем в отрасли, в их числе:

1. Отсутствие  в обществе представления о  стратегической роли культуры  и приоритетах государственной  культурной политики;

2. Заметное  снижение культурно-образовательного  уровня населения;

3. Значительное  количество памятников истории  и культуры с высокой степенью  разрушения, повреждения и уничтожения;

4. Региональные  и муниципальные диспропорции  в обеспеченности населения услугами  учреждений культуры;

5. Снижение  доступности культурных форм  досуга для жителей сельской  местности и небольших городских  поселений;

6. Крайне  неудовлетворительное состояние  большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных  образований;

7. Значительное  сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг;

8. Дефицит  квалифицированных кадров;

9. Низкий  уровень оплаты труда в сфере  культуры и недостаточный объем  финансирования поддержки творческих  коллективов;

10. Отсутствие  системной организации государственно-частного  партнерства и меценатства в  области культуры и туризма.

В связи с введением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", создание равных условий для культурного развития всех жителей стало еще более проблематичным и неконтролируемым процессом. В настоящее время развитие краевых и муниципальных учреждений культуры крайне неравномерно. Органы местного самоуправления ввиду дефицита бюджетов не исполняют данные полномочия в полном объеме. Многие поселенческие и муниципальные учреждения культуры из-за дефицита бюджетов финансируются по остаточному принципу.

Из 865 учреждений культуры требуют капитального ремонта 191 (что составляет 22%), 12 - находятся в аварийном состоянии (что составляет 1,4%). В том числе по типам учреждений культуры:

 

    Тип учреждения культуры   

  Общее  

количество

  Требуют  

капитального

  ремонта  

Находятся в

 аварийном 

 состоянии

Театрально-зрелищные учреждения

         6

           1

          -

Библиотеки                    

       396

          43

          1

Культурно-досуговые учреждения

       379

         116

         11

Музеи, картинные галереи      

        17

           7

          -

Государственные образовательные

учреждения                    

         4

           1

          -

ДШИ, ДМШ, ДХШ, ДЦШ            

        61

          23

          -

ПКиО                          

         2

           -

          -

ИТОГО:                        

       865

         191

         12


 

Техническая оснащенность порядка 90% учреждений не соответствует минимальным стандартам оснащения оборудованием, утвержденным Министерством культуры Российской Федерации, износ музыкальных инструментов школ дополнительного образования детей составляет 80%.

В таких условиях сложно говорить о дальнейшем совершенствовании культурно-досуговой деятельности населения и сохранении традиционной народной художественной культуры.

Решение этих задач возможно только программными методами путем реализации в ближайшие годы комплекса первоочередных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблем культуры и искусства, как никакой другой, позволяет ежегодно определить самые болевые точки в культурной палитре Приморья, совместно с федеральными органами культуры, муниципальными образованиями края сосредоточить средства на решение той или иной проблемы, а также своевременно реагировать на быстро меняющиеся требования времени, привлекать к решению творческих задач негосударственные организации, временные творческие группы, физических лиц.

Культура может действенно создавать возможности для содержательного и насыщенного досуга, но для их реализации необходимы вложения в инфраструктуру.

Это особенно актуально в связи с принятием в 2010 году Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В настоящее время в рамках реализации данного закона 11 краевых государственных учреждений (театры, филармония, центр народной культуры, музей, картинная галерея, и 4 краевых государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования) преобразованы в автономные, подобная работа ведется и в муниципальных образованиях края. Переход в новые типы учреждений требует новой системы управления учреждениями культуры, суть которой заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами, увеличению внебюджетных доходов от деятельности учреждения. Учреждения нового типа должны быть саморазвивающимися, конкурентоспособными, создающими максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей культурных услуг.

Достижение данной цели будет зависеть не только от специфики услуг, внешней конъюнктуры, но и в немалой степени от существующих кадровых и материально-технических ресурсов, использования современных инновационных подходов в целях обеспечения непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования, новаторства, внедрения новых технологий распространения и потребления продуктов культуры.

Стремительная информатизация всех сфер человеческой деятельности диктует необходимость идти в ногу со временем и предпринимать серьезные шаги в освоении различных современных IT-технологий. И лидерами в данном вопросе должны стать библиотеки. К сожалению, социально-культурный облик библиотек во многом перестает соответствовать информационным запросам и культурным потребностям населения. В настоящее время из 396 государственных и муниципальных библиотек только в 122 библиотеках есть компьютеры (что составляет 30,8% от общего количества библиотек) и только 43 библиотеки имеют подключение к сети Интернет (10,6%).

Целью мероприятий, направленных на развитие библиотечного дела и обслуживания населения, является преломление негативной тенденции сокращения числа читателей. И дело здесь не только в необходимости пополнения фондов библиотек актуальной литературой, но в первую очередь необходимостью внедрения современных информационных технологий, увеличения количества документов на электронных носителях, создания поисково-справочного аппарата и компьютеризации библиотек. Необходимы активные меры по продвижению чтения среди населения и особенно молодежи, созданию комфортных условий для читателей, расширению перечня дополнительных услуг для пользователей.

Основная задача развития музейного дела - стать мощным фактором имиджевой привлекательности края. В современных реалиях необходимо шире переходить к динамичным, современным, "бросающимся в глаза" формам музейной работы. Наши музейные технологии отстают от накопленного мирового опыта, необходима перезагрузка посетительских восприятий - музей не должен быть скучным, он должен быть открытием при первом же посещении.

Для дальнейшего развития культурно-досугового, театрального и музыкального искусства требуется модернизация сценического, светозвукового оборудования, решение вопросов, связанных с обеспечением художественных коллективов высококвалифицированными специалистами, оказание поддержки талантливым актерам и исполнителям. В связи с отдаленностью региона от центральных районов России и высокой стоимости оплаты проезда необходима поддержка творческих коллективов для участия в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах. Из-за увеличения постановочных расходов, расходов на рекламную деятельность, низкой платежеспособности населения без дополнительного финансирования невозможно расширение производственной деятельности театрально-зрелищных учреждений, организации полноценной гастрольной деятельности за пределами края.

2.2 Цель, принципы, приоритетные направления, механизмы развития сферы культуры 

Информация о работе Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока