Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. В начале третьего тысячелетия процессы стремительных изменений, происходящие в жизни российского общества, не смогли не повлиять и на такую область жизни, как культура. Новые вызовы времени выдвинули в качестве абсолютного национального приоритета развитие человека и привели к необходимости провести анализ достигнутого, чтобы определить перспективные направления развития культуры.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические основы муниципального управления в сфере культуры
1.1 Культура как объект управления
1.2 Вызовы времени и ценности культуры
1.3 Государственная, региональная и муниципальная политика в сфере культуры
Глава 2 Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока
2.1 Анализ социо-культурной ситуации
2.2 Цель, принципы, приоритетные направления, механизмы развития сферы культуры
2.3 Приоритетные направления развития сферы культуры в молодежной политике в соответствии с концепцией "Развитие культуры Приморского края на 2013 - 2017 годы".


Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Моя Курсовая.docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические и методологические основы муниципального управления в сфере культуры

1.1 Культура как объект управления

1.2 Вызовы времени и ценности  культуры

1.3 Государственная, региональная  и муниципальная политика в  сфере культуры

Глава 2 Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока

2.1 Анализ социо-культурной ситуации

2.2 Цель, принципы, приоритетные направления, механизмы развития сферы культуры 

2.3 Приоритетные направления развития  сферы культуры в молодежной  политике в соответствии с  концепцией "Развитие культуры Приморского края на 2013 - 2017 годы".

 

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. В начале третьего тысячелетия процессы стремительных изменений, происходящие в жизни российского общества, не смогли не повлиять и на такую область жизни, как культура. Новые вызовы времени выдвинули в качестве абсолютного национального приоритета развитие человека и привели к необходимости провести анализ достигнутого, чтобы определить перспективные направления развития культуры.

Возрастающая роль сферы культуры и искусства для развития современного общества связана с быстро растущими духовными и эстетическими потребностями человека, ее усиливающимся воздействием на качество человеческого капитала и экономический рост. В реальной действительности в качестве глубинного основания общественного устройства и всего социально-экономического развития выступает культура, понимаемая как носительница фундаментальных ценностей.

Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы целостности и устойчивого, динамичного развития России.

В числе приоритетных направлений государственной культурной политики - сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, стимулирование и поддержка профессионального искусства, развитие художественного образования, обеспечение единства культурного пространства и равных возможностей доступа населения к ценностям культуры и культурной деятельности.

Актуальность данной темы ежегодно отражается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 

В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007 подчеркивалось:

«Хотел бы отметить, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории.

Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений.

Забота о русском языке и рост влияния российской культуры - это важнейший социальный и политический вопрос. Настоящее искусство несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начала патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду и старшим поколениям»

Послание бывшего Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 отмечалось:

«Основа нашей политики - идеология, в центре которой - человек.

О наших ценностях, об общественных идеалах и нравственных принципах хочу сказать особо. Наш народ духовно и нравственно богат. Нам

есть, чем гордиться, есть, что любить. Ценности хорошо известны - свобода, справедливость, жизнь человека, межнациональный мир, единство разнообразных культур, семейные традиции, любовь и верность, забота о

младших и старших, патриотизм. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще - таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, единой Россией!»

Послание бывшего Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 сказано:

«Нам предстоит стать обществом умных, свободных и ответственных людей.

Инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни. Именно закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом.

Цель работы:  является управление сферой культуры

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы  государственной, региональной, муниципальной  культурной политики;

- изучить методологические подходы  к оценке культурного процесса  на современном этапе развития  на муниципальном уровне;

-  исследовать состояние дел  по вопросу муниципального управления  в сфере культуры;

-разработать предложения, практические  рекомендации по   совершенствованию  муниципального управления в  сфере культуры Приморья 

Объектом исследования является сфера культуры.

Предметом исследования является культура Приморского края.

Методы исследования: анализ статистических данных, нормативно - правовых документов, исторический анализ, включенные наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические и методологические основы совершенствования муниципального управления в сфере культуры

1.1 Культура как  объект управления

Культура всегда была специфической областью, в ней всегда очень активно действовали механизмы саморазвития, а устанавливаемые государством ограничения преодолевались в особых формах.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически сложившийся определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми материальных и культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Культура - это феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.

В своем этимологическом значении понятие «культура» восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. В античном сознании культура отождествлялась с образованностью, в эпоху средневековья - способность человека раскрыть собственный творческий потенциал любви к Богу, в эпоху Возрождения - культура выступает как активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию.

В современном значении слово культура стало употребляться в 17 веке. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и Многообразие трактовок понятия «культура» отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

1.2 Вызовы времени и ценности  культуры

Существенным принципом современной культурной политики является соотнесение культурного процесса в городе с региональным культурным контекстом. Понимание, проектирование и управление местными культурными событиями необходимо сопоставлять с региональным и общероссийским уровнем проблем и вызовов. В контексте современных тенденций культура становится ресурсом новой экономики и действующим агентом развития, источником нового мышления.

 

Культура - это идеалообразующая сторона жизнедеятельности людей. Именно в сфере культуры создаются идеалы отношения человека к человеку, идеалы хозяйственно-экономических отношений, идеалы социального поведения: семейной жизни, этических отношений.

Культура как целостная и сверхсложная система обладает высокой способностью самоорганизации. Поэтому с давних времен и по сей день ведутся споры, можно ли управлять культурой.

Тем не менее издавна существовали институты, регулирующие культурную жизнь, главными среди которых сначала стали государство и церковь - основные заказчики произведений искусства, покровители художников, мыслителей и одновременно цензоры определенных форм и направлений. С возникновением рыночных отношений значительную роль в регуляции культурных процессов начал играть рынок.

Управление культурой подразумевает определенное интегрирование регуляции и саморегуляции в культуре, использование стимулирующих или ограничительных мер для достижения планируемого состояния и параметров отношений и процессов в области культуры.

Культура, являющаяся одним из стратегических секторов социально - экономического развития города, нуждается в определении приоритетов развития и их реализации.

Сфера культуры должна выступать в качестве организующего начала социальной и духовной жизни общества, ресурса формирования привлекательности территории и развития человеческого потенциала.

Стратегические проблемы развития отрасли становятся предметом длительных дискуссий в законодательных инстанциях и в средствах массовой информации.

Идеологические и социально - экономические трансформации российского общества наложили свой отпечаток на культуру, которая, преодолев неблагоприятные последствия глубокого кризиса, накопила позитивный опыт адаптации к новым рыночным условиям. При возрастающей конкуренции между традиционными предложениями учреждений культуры и коммерческих организаций досуга, туризма, развитии новых видов социальных услуг и электронных способов получения информации культура как отрасль убедительно заявила о своем статусе государствообразующего социально - культурного института, подтвердила свой авторитет и популярность у населения, что отражается динамикой приведенных статистических данных.

В последние годы укрепилось понимание общности интересов и степени ответственности культуры, бизнеса и государства перед обществом. Решения политических, экономических и социальных проблем в государстве базируются на нравственном и интеллектуальном потенциале общества.

Современная ситуация заставляет искать новые подходы к управлению, в том числе и в отрасли культуры. И хотя учреждения культуры менее, чем коммерческие фирмы и предприятия реального сектора, подвержены изменениям, так как традиционно представляют собой консервативные системы, но и в них сейчас возрастает потребность внедрения новых управленческих технологий.

Какие же реалии текущей ситуации делают переход к стратегическому планированию особо актуальным?

Во-первых, дефицит ресурсов. Социально-культурная сфера никогда не страдала от избытка средств, но в настоящий момент дефицит финансирования ощущается особенно остро. Известно, что если управленец имеет достаточно средств для решения волнующей его задачи, он решает ее, не разрабатывая какой-либо стратегии. Другое дело при нехватке ресурсов - тогда, прежде, чем начать, нужно проанализировать разные варианты действий, оценить балансы затрат, рисков и угроз, формировать различные сценарии развития ситуации и т.д. В подобных условиях особое значение приобретает точный выбор приоритетов и направлений, которые могут быть реально обеспечены имеющимися ресурсами.

Во-вторых, новая ситуация показала, что возможности использования старых методов планирования исчерпаны. Если раньше в программах деятельности учреждений пристальное внимание уделялось формам и методам работы, то теперь основной акцент делается на максимальное удовлетворение потребностей и спроса населения.

В-третьих, это наличие и развитие целостной системы стратегического планирования в России, то, что президент РФ назвал «вертикалью стратегического планирования под руководством главы государства».

Таким образом, как подсказывает теория и подтверждает практика, сегодня основу для всех управленческих решений обеспечивает стратегическое планирование.

1.3 Государственная, региональная и муниципальная политики в сфере культуры

Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире.

Исторический опыт показывает, что взаимоотношения государства и культуры связаны с внешними условиями, общим уровнем развития страны, социально - экономическими и административными особенностями и возможностями, а также отношениями между государством и рынком.

Информация о работе Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока