Формы и методы общей профилактики преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:52, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе будет раскрыто понятие предупреждения преступлений и формы этого предупреждения, а так же показаны методы, с помощью которых и решается вопрос о предупреждении преступлений, и органы, осуществляющие деятельность по реализации данных методов и форм профилактики.

Содержание

Введение.
Понятие профилактики преступности и ее формы.
Методы профилактики преступности
Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

криминология.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

    Для эффективного функционирования системы субъектов профилактики необходимо, чтобы для участников профилактической деятельности четко определялись объекты воздействия и цели работы, функции их не дублировались, обеспечивалось их взаимодействие, круг полномочий имел методическую и правовую регламентацию, реализация задач и целей профилактики осуществлялась подготовленными к этой работе кадрами.

    Правоохранительные органы: суд, прокуратура, органы внутренних дел и безопасности, адвокатура и нотариат, юридические службы предприятий, учреждений и организаций - осуществляют по преимуществу специальные меры предупреждения преступности, которые носят целевой характер.

    Профилактический эффект деятельности суда связан, прежде всего, с выполнением его основной задачи - осуществлением правосудия. Вынося справедливый и обоснованный приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Справедливое решение по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным делам способствует устранению или смягчению криминогенных конфликтных ситуаций, факторов, детерминирующих криминальную мотивацию и облегчающих ее реализацию.

    Профилактическое значение имеет проведение выездных судебных заседаний по месту работы или жительства подсудимого, своевременное освещение хода и результатов судебных процессов в средствах массовой информации.

    Непосредственно профилактическую функцию выполняют выносимые судами по результатам рассмотрения уголовных, гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных дел частные определения, направленные на устранение выявленных обстоятельств, служащих причинами и условиями преступлений и иных правонарушений. По каждому частному определению должны быть приняты конкретные меры по устранению указанных в нем причин и условий совершения преступлений и иных правонарушений.

    Профилактическую направленность имеют и статистико-аналитическая работа, обобщения судебной практики, создающие информационное обеспечение для методической работы в сфере предупреждения преступности.

   Профилактика преступности выступает в качестве задачи, подлежащей решению на каждом направлении деятельности прокуратуры. В процессе реализации каждой из функций прокуратуры предупреждение преступности осуществляется в различных формах и различными методами.

    Важное значение для предупреждения преступности имеет общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами в хозяйственной деятельности, социальной сфере, в природоохранительной деятельности и т.д. К средствам прокурорского реагирования на выявленные в процессе осуществления общего надзора нарушения закона относятся: опротестование незаконного акта или незаконных действий должностных лиц; предписание об устранении нарушений закона; внесение представлений; предостережение о недопустимости нарушения закона; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.

    Профилактические функции выполняются и при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурор выясняет, устанавливались ли причины и условия преступления по каждому уголовному делу, проверяет достаточность мер, принятых органами расследования для их устранения.

    На предупреждение рецидивной преступности направлен надзор за исполнением законов в местах лишения свободы; в других органах, исполняющих наказания и меры, их заменяющие. Предупредительная деятельность прокурора реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, выяснять механизм их влияния на поведение подсудимого. Предупредительная работа следователей прокуратуры, так же, как и следователей МВД, ФСК и службы налоговых расследований, осуществляется в нескольких формах. Возбуждение уголовных дел, установление лиц, виновных в совершении преступления, доказывание их вины оказывают общее и специальное предупредительное воздействие как на лиц, виновных в совершении преступления, так и на других граждан, знающих о ведущемся расследовании. По конкретным уголовным делам следователи обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и вносить представления об их устранении.

    Следует особо выделить специализированные функции профилактики, осуществляемые инспекциями по делам несовершеннолетних, участковыми инспекторами, объединениями по охране объектов и личного имущества граждан по договорам. Субъектами специальной профилактики, в соответствии со своим профилем деятельности, являются и другие органы, входящие в систему МВД наряду с милицией.

    В систему МВД входят учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и учреждения, организующие исполнение других наказаний. Их деятельность, направленная на выполнение основных целей уголовного наказания - исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений - имеет в силу этого профилактическое значение.

    Органы Министерства юстиции РФ участвуют в профилактике преступности, реализуя свои задачи и функции по организационно-методическому руководству экспертных учреждений, нотариата, юридических органов, обслуживающих народное хозяйство. Ведение судебной статистики делает органы юстиции держателями необходимой для криминологического прогнозирования и планирования информации. К правовым мерам профилактики относятся деятельность органов Министерства юстиции РФ по совершенствованию законодательства и участие в законотворческой деятельности, работа по созданию единой системы правовой информации в масштабах страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Рассмотрев понятие профилактики преступлений,  её формы, методы и органы, осуществляющие её реализацию, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование предупреждения преступности должно учитывать новые демографические, социальные, экономические, идеологические (ценностные), психологические, политические реалии общества и государства, полно и точно интерпретировать в своих понятиях, нормах и институтах конституционные гарантии прав и свобод граждан. Вместе с тем нельзя допускать декларативности, которая может обесценить развивающуюся новую отрасль права - профилактическую. Законность деятельности по предупреждению преступлений требует конкретного описания в соответствующих нормативных актах компетенции и правомочий субъектов профилактики, содержания ее мер, оснований и условий их применения; минимизации использования оценочных понятий и определения пределов их применения.

    Поэтому  профилактика преступлений на  данном этапе развития Российского  общества должна являться задачей  номер 1 для органов её осуществляющих, ведь, лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Венгеров  А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2004. с. 528.
  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. М., 2002. с. 784.
  3. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. с. 512.
  4. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. с. 912.
  5. Общая теория государства и права: Академ. курс. В 2-х тт. Т2: Теория права. / Отв. ред. М.Н. Марченко – М., 2003. с. 460.
  6. Профилактическая активность личности как криминологическая категория B.С. Иванова, "Российская юстиция", № 10, октябрь 2006 г.
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формы и методы общей профилактики преступлений