Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой - исследовать профилактику асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- изучить молодежь как социальную общность;
- рассмотреть молодежь как социально-психологическую группу;
- охарактеризовать молодежные субкультуры: российская спецификуая работа

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты понятия молодежной субкультуры…….. 4
1.1. Молодежь как социально-психологическая группа…………………… 4
1.2. Молодежные субкультуры: российская специфика…………………… 7
1.3. Современные молодежные субкультуры……………………………….. 9
Глава 2. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде……………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы………………………………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

1346 пофилактика этнического хар-ра в молодежной среде.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

Противопоставление образа "мы" и "они" традиционно, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Однако сегодня у молодого поколения противопоставление нередко выливается в полное отрицание всех "папиных" ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их отстраненность от участия в решении социальных проблем общества. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша" мода, "наша" музыка, "наше" общение, а есть - "папино", которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры - это культурное отчуждение. Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на второй план перед реализацией экономических ("зарабатывать деньги") и досуговых ("интересно провести свободное время") потребностей. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями), досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - "ничегонеделание"), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.9

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами - образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни" в его примитивном и облегченном воспроизведении. Любимыми героями, и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых "мыльных опер" (для девушек) и видеотриллеров, либо комиксов (для юношей). Индивидуальное поведение молодых людей проявляется в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними попадают в разряд "отверженных"), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения. Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.10

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть “любовью к Отечеству”. Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

1. Молодежь живет в общем социальном  и культурном пространстве, поэтому  кризис общества и его основных  институтов не мог не отразиться  на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество, такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.11

2. Кризис института семьи и  семейного воспитания, подавление  индивидуальности и инициативности  ребенка, подростка, молодого человека  как со стороны родителей, так  и педагогов, всех представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному  и культурному инфантилизму, а  с другой - к прагматизму и социальной  неадаптированности и к проявлениям  противоправного или экстремистского  характера. Агрессивный стиль воспитания  порождает агрессивную молодежь.

3. Коммерциализация средств массовой  информации, в какой - то мере и  всей художественной культуры, формирует  определенный "образ" субкультуры  не в меньшей степени, чем основные  агенты социализации - семья и  система образования. Ведь именно  просмотр телепередач наряду  с общением - наиболее распространенный  вид досуговой самореализации. Во  многих своих чертах молодежная  субкультура просто повторяет  телевизионную субкультуру.

И так молодежная субкультура - есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально - демографических групп населения России также постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека.

 

 

Глава 2. Прфилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде

В конце XX века ученые, заинтересованные в науках, изучающих человека в современном мире, открыли еще один феномен — этническое возрождение или этнический парадокс современности. По существу, произошло значительное повышение роли этничности в общественных процессах. Появилась новая волна повышенного интереса к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни. Ценностное отношение к традиционному обществу сегодня нарастает на фоне интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности, а также международной интеграции современных ценностей цивилизаций.12

При этом на наш взгляд, чем в большей степени людей сближают одинаковые взгляды на жизнь и моду, тем больше они заботятся о своих традициях, связанных с происхождением и культурной ориентацией. При кризисных явлениях в экономике культурное сознание все чаще обращается к прошлому.

В создавшихся условиях социально-исторической амбивалентности положения многих современных этносов, нередки случаи проявления национальной нетерпимости различного рода, сопровождающиеся возникновением достаточно большого количества радикально настроенных движений националистического характера и, прежде всего, в молодежной среде. В случае с индивидуальной историей этноса социально-психологические катаклизмы приводят к усугублению этнической сплоченности и этнической замкнутости.

На наш взгляд понять особенности тенденций к национальной ненависти различного характера: ксенофобии, фашизма, различного рода этнофобий, национального экстремизма и иных извращенных проявлений национального характера, лиц проживающих в едином геоисторическом пространстве, возможно через изучение особенностей этнического самосознания молодежи, как наиболее сенситивной к традициям и новому влиянию части этноса. Ведь именно в настоящее время этнический статус выступает в качестве катализатора межэтнических отношений и в этом контексте влияет на характер отношений с иноэтничными этносами. Из этого следует то, что в содержание этнического самосознания входит так называемый конфликтный потенциал.13

В свою очередь этническая напряженность приводит к этническому авторитаризму и психологической этнической замкнутости, вследствие чего возникают тенденции межэтнической экспрессивности и межэтнической стигматизации. Отличия в демонстрации жизненных позиций, этнической идентичности и конфликтного потенциала молодежи представителей различных этносов состоят: в особенностях этнических стереотипов данных этносов и в различии современных ценностных эталонов. Для выявления особенностей состояния этнического самосознания чрезвычайно значимо выделение особенностей позиции отдельной личности и ее этнической группы в условиях возникающей напряженности.

На наш взгляд на данном этапе теоретически и практически имеет большое значение выявить метаморфозы, происходящие с этническим статусом этносов и усиливающие тенденции авторитарных проявлений этносов, их капсулирования в отношении друг друга и обострения межэтнической стигматизации, в том числе и по средствам проявления национального экстремизма в различных формах. Порождаемые различными негативными процессами, происходящими в современном обществе, например по средствам возникновения различных этнофобий.14

Как известно, объективными причинами распространения экстремизма в нашей стране явились затянувшаяся смена идеологических ориентиров, непростые межнациональные отношения и криминализация общества, а также небывалое ранее расслоение населения по доходам.  
Состояние, уровень, динамика националистического экстремизма в РФ достаточно ярко прослеживается именно в молодежной среде. 
В немалой степени проявления националистических настроений, как показали события в Карелии, связаны с неконтролируемой внутренней и внешней миграцией, коррупцией в сфере лицензирования и экономической деятельности в пользу некоренного населения, неопределённостью молодёжной политики на фоне безработицы и алкоголизации.

Экстремистское поведение молодежи — одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Сегодня в мире и у нас в стране протестные движения неформальных молодёжных объединений, радикальных религиозных и националистических организаций нередко сопровождаются совершением тяжких преступлений, направленных, прежде всего на устрашение общества, отдельных слоёв населения и этнических групп.

Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт а, следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

Состояние, уровень, динамика национального и иных видов экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники. Однако комплексного специального исследования с конкретными предложениями по данной проблеме просто нет. Хотя назрела необходимость разработки данного исследования, причем с определенным так называемым «региональным акцентом», в отдельно взятом субъекте РФ, с учетом особенностей конкретно взятого региона.15

На сегодняшний день под профилактическим контролем милиции находятся около ста пятидесяти молодёжных группировок экстремистской направленности общей численностью до десяти тысяч человек — от футбольных фанатов до хорошо организованных структурированных формирований ультралевой направленности, имеющих идеологические секторы, информационные группы и боевые отряды. Восемь из них представляют реальную угрозу для общественной безопасности. По данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников этих организаций составляют лица в возрасте до тридцати лет. По данным мониторинга, проведенным Московским бюро по правам человека по итогам первого квартала 2007 года было зарегистрировано 49 случаев на почве ксенофобии, 13 человек погибли и 50 пострадали. За такой же срок, в 2005 году было зафиксировано 22 случая нападений, а в 2006 году — 19, два человека погибли и 30 пострадали. Такие показатели говорят о росте подобных преступлений3. Наибольшее количество радикальных организаций национального толка зарегистрировано в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Мурманской, Самарской, Нижегородской областях, не последнее место в данном списке занимает Ставропольский край. Значительная часть этой молодёжи заражена, и опасно, вирусом фашизма, национализма, ксенофобии и расизма. Зачастую они считают, что причинами их личных неудач и невозможности самореализации являются приезжие граждане.16

Крайней формой проявления экстремизма является, безусловно, террор. Северный Кавказ и Ставропольский край знают о террористических актах не понаслышке. Захват больницы и заложников в городе Буденновске Ставропольского края бандой Басаева явно преследовал те цели, которые предусмотрены статьей 205 УК РФ, однако конечной целью их преступной деятельности (кроме статьи 205 УК РФ действия банды квалифицированы и по другим статьям: 206 — как захват заложников; 105 — убийство и др.); Захват школы в Беслане РСО-Алания показали, что цели террористов вообще не были ярко выражены, во всяком случае, с их стороны не было предъявлено конкретных требований к органам власти, однако можно с большой уверенностью предполагать, и об этом заявил Президент РФ В. В. Путин, их целью было посеять вражду между многонациональным составом народностей Северного Кавказа в своих интересах. Аналогичные цели преследовали террористические акты в Дагестане, Минеральных водах, взрывы электричек на территории Кавказских минеральных вод унесших жизни десятков людей.

Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых. По статистике, основная масса таких тяжких преступлений, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет.

Анализ этих событий показывает, что нам необходимо поставить надёжный заслон бесконтрольному тиражированию идей национализма, фашизма, религиозного радикализма. Например, в настоящее время правоохранительные органы всего мира поднимают вопрос о необходимости законодательного признания Интернета средством массовой информации и распространения на него установленных законом форм правового контроля. Действительность сегодняшних дней такова, что именно в Интернете молодые люди могут без особых усилий найти сайты радикальных экстремистских организаций национального толка с призывами к национальной ненависти различного рода, с подробными инструкциями, как избивать, взрывать, убивать, уходить от ответственности.17

Думается, что если даже глобальную сеть и не признавать средством массовой информации, важным является разработка и принятие законодательной базы, регулирующей деятельность данного информационного образования, основными «потребителями» которого являются молодые люди, прежде всего подростки, умами которых «легко управлять» ведь они являются наиболее внушаемой частью населения.

Анализ судебной и следственной практики показывает, что от уголовной ответственности сегодня уходят лица, вовлекающие молодёжь в совершение преступлений экстремистской направленности. В связи с этим, на наш взгляд, назрела необходимость введения уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за вовлечение в экстремистские организации и сообщества, прежде всего несовершеннолетних, и молодых лиц до 25 лет.

Информация о работе Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде