Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой - исследовать профилактику асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- изучить молодежь как социальную общность;
- рассмотреть молодежь как социально-психологическую группу;
- охарактеризовать молодежные субкультуры: российская спецификуая работа

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты понятия молодежной субкультуры…….. 4
1.1. Молодежь как социально-психологическая группа…………………… 4
1.2. Молодежные субкультуры: российская специфика…………………… 7
1.3. Современные молодежные субкультуры……………………………….. 9
Глава 2. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде……………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы………………………………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

1346 пофилактика этнического хар-ра в молодежной среде.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты понятия молодежной субкультуры…….. 4

1.1. Молодежь как социально-психологическая  группа…………………… 4

1.2. Молодежные субкультуры: российская специфика…………………… 7

1.3. Современные молодежные субкультуры……………………………….. 9

Глава 2. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде……………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………. 24

Список использованной литературы………………………………………… 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться, как богатый источник актуальных инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Феномены молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались в науке как «девиации», а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной социализации ребенка.

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. В кризисных условиях молодежь больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии т.к. у представителей молодого поколения система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации. Чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания, касающиеся тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д.

Цель данной курсовой - исследовать профилактику асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- изучить молодежь как социальную общность;

- рассмотреть молодежь как социально-психологическую группу;

- охарактеризовать молодежные субкультуры: российская специфику;

- рассмотреть профилактику асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде;

- сделать вывод.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты понятия молодежной субкультуры

1.1. Молодежь как  социально-психологическая группа

Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, и чем она отличается от других общественных групп.1

Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально - личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.

В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально - демографическая группа.

Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально - политическом единстве.

Одно из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий, возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: “Молодёжь - это социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологическим свойством. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально - психологические особенности имеют социально - историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.2

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально - демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально - психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально - экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год. В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.3

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и, соответственно, другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым.

Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

Во - вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

И так молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования.

 

1.2. Молодежные субкультуры: российская специфика

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее – их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.4

Первый – социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2012 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор – особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.5

Третий фактор – аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

Эти драматические обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то  связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных – наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого.

И так эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России, и в отборе субкультурных феноменов для описания и анализа мы в основном ориентировались на них.

 

 

 

 

1.3. Современные молодежные субкультуры

Никто не удивится тому, что современные молодежные субкультуры берут свое начало не в СССР, а в Америке. Своеобразная изюминка практически всех субкультур постсоветских стран проявляется в том, что практически все они не слаживались исторически, а, как и многое другое, просто перетянуто из западной культуры. Нынешняя молодежь является альтернативной, то есть альтернатива обычаям и традициям быть как все. Сейчас очень много стилей и направлений. и даже не знаешь каким будет следующее.6

Далее рассмотрим самые распространенные современные молодежные субкультуры. 

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

1.    Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2.    Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3.    Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4.    Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.7

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, какой - либо объединяющий вид деятельности, социальная группа или местожительство и др. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или "система" в России 80-х годов. Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких - либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть. Существует мнение, что аполитичность молодежи - закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобным суждением: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.8

Информация о работе Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде