Толерантность в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 02:43, доклад

Краткое описание

Изо дня в день, мы общаемся с разными людьми. Для кого-то в общении большую роль играет национальность человека, его социальное положение, внешний вид, а для кого-то это не самое главное. А главное то, что он просто человек, равнодостойная личность. Тема моего выступления «Толерантность в молодежной среде» и для того чтобы понять сущность, уровень и особенность проявления толерантности среди нашей молодежи, необходимо четко определить значение самого термина «толерантность».

Вложенные файлы: 1 файл

Толерантность в молодежной среде 1.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Толерантность в молодежной среде

 

 

Изо дня в день, мы общаемся с разными людьми. Для кого-то в общении большую роль играет национальность человека, его социальное положение, внешний вид, а для кого-то это не самое главное. А главное то, что он просто человек, равнодостойная личность.

Тема моего выступления «Толерантность в молодежной среде» и для того чтобы понять сущность, уровень и особенность проявления толерантности среди нашей молодежи, необходимо четко определить значение самого термина «толерантность»

Толерантность - терпимость друг к другу.

Толерантность – это  Дом, в котором живет Уважение.

В социологическом энциклопедическом  словаре дается следующее определение: толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

В настоящее время проблема формирования толерантности в молодежной среде становится все более актуальной. Особенно это касается такого полиэтничного региона как Дальний Восток и Еврейская Автономная область.

Многонациональность – это историческая действительность Еврейской автономной области и нашего города в частности. А потому факт негативного отношения к людям других национальностей у нас здесь, вызывает особую тревогу.

Особенно большую обеспокоенность, в свете последних событий, у  многих вызывают люди чеченской национальности.

Но, тем не менее, сегодня возникла настоятельная потребность в  формировании терпимости молодежи друг к другу, и особенно к людям  разных национальностей, поскольку  Российская Федерация – многонациональное  государство. И основным направлением деятельности, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, является борьба с экстремизмом.

Давайте разберемся, что же это  такое.

Экстремизм – это  крайняя форма отсутствия толерантности, протеста против общественных норм (в том числе проявляющаяся в форме насилия)

В нашем городе на данный момент явных  конфликтов нет, но делать выводы, что  все спокойно нельзя. Необходимо быть готовыми ко всему.

На мой взгляд, например, не менее злободневной,  в студенческой среде была и остается проблема взаимоотношений богатых и бедных. Учащиеся, особенно младших курсов большое внимание уделяют внешнему виду и достатку окружающих их сокурсников, что впоследствии всегда приводит к образованию небольших подгрупп в уже сформированных группах. Нередки в данном случае различные конфликтные ситуации.

Однако несмотря на актуальность проблемы экономической толерантности в  молодежной среде сегодня можно говорить о том, что со временем, с возрастом, мнение многих подростков меняется если не на более уважительное, то на терпимое. 

     Уровень толерантности  определяется через систему установок,  ценностей и ориентаций личности, отражающих степень позитивного  отношения к многообразию мира. Такие устойчивые социальные  ориентации способствуют развитию позитивных социальных, межкультурных и межличностных отношений, исключающих конфронтацию и насилие.          Показатели, характеризующие уровень толерантности в различных возрастных группах указывают на то, что в наибольшей мере фобии распространены в молодежной среде.

   Чтобы не быть голословной я хотела бы представить вашему вниманию результаты социологического опроса, который был проведен в нашем техникуме среди студентов. 

При проведенном нами исследовании больше всего учащихся 78 % имеют невысокий уровень толерантности. Это объясняется невозможностью самостоятельно увидеть многие проявления культурной дискриминации в повседневной жизни и непониманием людей чем-то отличающихся. У 13 % опрошенных выявился высокий уровень толерантности. И, наконец, 9 % - имеют невысокий уровень интолерантности. Это характеризуется тем, что эти люди признают права других на культурные отличия и декларируют принцип расового и религиозного равенства лишь на словах. Такая позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии и презумпции вины другого человека. Человек легко навешивает ярлыки типа: «недостойный уважения» или «опасный» абсолютно не желая разобраться в сути волнующих его вопросов.

Выяснилось, что 98% учащихся знают, что  в конституции России закреплено равенство всех людей вне зависимости от национальности, вероисповедания или расы, хотя 24% учащихся отмечают, что никогда не читали Конституцию.

38% опрошенных не знакомы с  понятием ксенофобия.  24% учащихся  не знают, кто такой националист. 

Блок вопросов касался мигрантов и беженцев, жителей Кавказа, цыган. 10% неправильно понимают, кто такие мигранты и беженцы.  В целом отношение опрошенных к мигрантам  положительное. 90% (знают кто такие мигранты (фраза только для презентации) отметили, что это люди, которые вынуждены по политическим и экономическим  причинам покинуть свое жильё. Только один из опрошенных считает кавказцев злобными, постоянно воюющими террористами.

Цыган учащиеся считают народом  с самобытной древней культурой, свободолюбивыми, имеющими свои традиции. 10% учащихся считают цыган попрошайками и торговцами наркотиками.

На вопрос «Как вы обычно относитесь к тому, что в вашем городе живут  люди другой национальности или религии?» 26% учащихся ответили, что это хорошо.

Среди аргументов встречались  такие:  «все имеют право жить, где хочется», «это интересно», «есть  с кем общаться», «в этом много  плюсов: общаясь с людьми другой национальности, можно изучить языки».

12% учащихся относятся к соседству  с людьми другой национальности негативно.   Встречались такие высказывания: «Идет навязывание мне чужой культуры», «занимают нашу территорию».

51% сказали, что им все равно,  объяснив позицию тем, что их  это «не волнует», « я не  обращаю на них внимания», «каждый  выбирает сам, где ему жить», «меня не трогают, и я их не трогаю». Каждый третий опрошенный  когда - либо подвергался дискриминации по какому-либо признаку.

6% признались, что сами проявляли  нетерпимость к представителям  какого-либо меньшинства. 

Делая вывод можно с уверенностью сказать, что проблема не в отсутствии толерантности среди наших студентов, а банальном незнании сути вопроса. Большинство опрошенных попросту не смогли дать объяснение термину толерантность. Важнейшей сферой жизнедеятельности человека является культура, семейные и межличностные отношения, поведение в обществе.

Уровень толерантности личности, отдельной  социальной группы или общества в целом, во многом обуславливает социально-психологический настрой, который выступает как важнейший критерий  духовного развития.

Давайте посмотрим правде в глаза  и обратим внимание на духовное развитие сегодняшней молодежи. На первое место  по воспитанию «духовности» можно по праву поставить средства массовой информации. Проявление агрессии и  жестокости во многих сферах жизни, отсутствие нравственных идеалов, рост популярности силовых видов спорта и, конечно же, отсутствие, пожалуй, самого главного – общечеловеческих ценностей, таких как семья, родители, труд, добро, любовь, дружба, дом, Родина.

Все это показывает, что современное социальное окружение оказывает сильное влияние на формирование черт жестокости и агрессии у молодежи. Эти черты впоследствии приводят к возникновению различных молодежных субкультур – это мир внутри мира. Это свои законы, своя структура, своя жизнь. Вакуумная жизнь.

Чаще всего студентов привлекает в молодежных субкультурах своя идеология, многим нравится само стремление выделиться из толпы. Некоторые студенты считают, что общие интересы в молодежной субкультуре помогают самореализоваться, найти новых друзей.

Однако, по мнению многих опрошенных, молодежные субкультуры не так уж безобидны. Отталкивает агрессивность, фанатизм, вражда с представителями  других субкультур. Представлено и  резко отрицательное отношение  к молодежным субкультурам, как идущим против общественных норм и ценностей и представляющим опасность для других членов общества.

Лишь небольшая часть студентов  относит себя к определенной молодежной субкультуре. В основном это представители  субкультур, связанных с увлечениями  рок-музыкой (готы, панки, эмо).

Смысл  толерантности как взаимодействия  местного населения с иными этническими группами в целом, и отдельными их представителями в частности,   понимается как путь к уважению и принятию новых членов общества, их этнокультурного и этносоциального своеобразия. 

Другими словами, в данном случае необходимо не отстраняться и ждать самостоятельного разрешения какого-либо конфликта а, наоборот,  сделать все, чтобы  сблизить и примирить.

Нашими студентами, входящими в  состав студенческого самоуправления, совместно с преподавателями и психологом техникума была разработана модель службы примирения.

Программа примирения – это добровольная встреча нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы), которая организуется для обсуждения вопросов по выходу из сложившейся ситуации и составлению примирительного договора. Как вы можете видеть, принцип модели довольно прост:

Ведущий – это как правило  нейтральный посредник, пользующийся несомненным авторитетом и в  равной степени поддерживающий обе  стороны (обидчика и жертву) организует переговоры, помогает им наладить диалог и разобраться в случившемся.

Цель службы примирения – содействие профилактике правонарушений среди студентов нашего техникума через формирование культуры в молодежной среде. И в завершении своего выступления я хотела бы сказать следующее:

Край, город, область, поселок — все это наш дом. Чувство родины, понимание того, что Россия — не случайное нагромождение территорий и племен, а живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, просит ответственного подхода и практических шагов по приобщению к всечеловеческой культуре, какой является российская культура.

Жить без насилия, без жестокостей, без экстремизма, разрешать возникающие конфликты без применения силы, быть терпимыми к тем, кто отличается внешним видом, имеет другие взгляды, привычки, увлечения, религию. Вот основа толерантности.

 

 

 

Научный руководитель                                           Моисеева Н.Ю.

Выступающий                                                          Дударева Ксения

                                                                                   Студентка БМТТЛП

                                                                                     Группа  3 П.


Информация о работе Толерантность в молодежной среде