Понятие уголовной ответственности, отличие от других видов ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью является рассмотрение преступлений в сфере экономики, а также определение основных способов предупреждение экономической преступности.
Исходя из вышеуказанного можно определить основные задачи, которые сводятся к:
рассмотрению понятия и общей криминологической характеристики экономической преступности;
рассмотрению экономических причин экономической преступности;
особенностям борьбы с экономической преступностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2. СПЕЦИФИКА ПРИЧИННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
§1. Экономические причины экономической преступности
§2. Политические причины экономической преступности
§3. Причины экономической преступности нормативно-правового характера
§4. Идеологические и социально-психологические причины экономической преступности
3. ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА

2. СПЕЦИФИКА ПРИЧИННОСТИ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ  

§1. Экономические  причины экономической преступности

§2. Политические причины  экономической преступности

§3. Причины экономической  преступности нормативно-правового  характера

§4. Идеологические и социально-психологические причины  экономической преступности

3. ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ  С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая преступность, иными  словами, преступность экономической  направленности представляет собой  совокупность противоправных, общественно  опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб посягательств  на используемую для хозяйственной  деятельности собственность, установленный  порядок управления экономическими процессами и экономические права  и интересы граждан, юридических  лиц и государства со стороны  лиц, выполняющих определенные функции  в системе экономических отношений, это и является актуальностью  выбранной темы.

Экономическую преступность образует совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным  законом. Так, раздел VIII УК РФ "Преступления в сфере экономики" состоит  из трех глав: гл. 21 "Преступления против собственности", включающей известные  ранее виды посягательств на собственность (кража, мошенничество, присвоение или  растрата, грабеж, разбой и др.); гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности", где наряду с новыми видами деликтов, такими, как, например, незаконное предпринимательство (ст. 171, а также ст. 1711), незаконная банковская деятельность (ст. 172), незаконное получение кредита (ст. 176), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174, а также ст. 1741), содержатся традиционные: приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (фальшивомонетничество) (ст. 186), контрабанда (ст. 188),  налоговые и таможенные преступления. Глава 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" также содержит новации, касающиеся злоупотреблений полномочиями в негосударственных организациях.

Основной целью является рассмотрение преступлений в сфере экономики, а также определение основных способов предупреждение экономической преступности.

Исходя из вышеуказанного можно определить основные задачи, которые сводятся к:

  1. рассмотрению понятия и общей криминологической характеристики экономической преступности;
  2. рассмотрению экономических причин экономической преступности;
  3. особенностям борьбы с экономической преступностью.

 

 

1. ПОНЯТИЕ И  КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

 

Существуют различные определения  экономической преступности. Впервые  общественность узнала о ней как  о феномене "беловоротничковой преступности" из работ американского криминолога Э. Сатерленда. Криминологи Г. Кайзер п. В 1940 г. именно он определил ее как комплекс правонарушений, совершаемых уважаемыми лицами с высоким социальным статусом в рамках их профессиональных обязанностей и с нарушением доверия, которое им оказывается.

Г. Метцгер Прегицер, исследовавшие преступность внутри предприятий и корпораций, получили данные о том, что 84% всех уголовно наказуемых деяний на предприятиях приходится на преступления против собственности (1976 г.). В Швеции известный криминолог Б. Свенссон предложил определение экономического преступления как длящегося, систематического, наказуемого деяния корыстного характера, осуществляемого в рамках хозяйственной деятельности, составляющей саму основу этого деяния (1983 г.). В СССР фундаментальные исследования природы экономической преступности периода социализма проводили известные ученые-юристы — В. Г. Танасевич, Б. Е. Богданов, Г. К. Синилов, А. Н. Ларьков, К. Ф. Скворцов, А. М. Яковлев и др.

Экономическая преступность в 80-е  и 90-е гг. претерпела значительные изменения, качественные и количественные. Создание новых форм собственности, функционирование экономики в условиях рыночных отношений, недостаточная правовая урегулированность, интеграция в мировую экономику сопровождаются осложнением криминальной обстановки в ней. Экономическая преступность все в большей мере выступала как прямое проявление и следствие криминализации экономической, а в ряде случаев и политической сфер жизни общества.

Общественная опасность экономической  преступности заключается в негативном влиянии на институты общества, нарушении  установленного порядка функционирования материальной основы государства —  экономики. Определяется она некоторыми ее основными особенностями:

1. Общие проблемы влияния экономических  реформ и методов их проведения  в жизнь на состояние преступности  рассматривались в трудах виднейших  отечественных криминологов —  И.И. Карпеца и В.Н. Кудрявцева. Специальные вопросы криминологии экономической преступности наиболее активно исследуются учеными ВНИИ МВД России, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Института государства и права РАН РФ, специалистами в г. Владивостоке, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Омске и др. Различные проявления экономической преступности в условиях реформирования экономики и действия нового уголовного законодательства рассматриваются в работах Л.Д. Гаухмана, Ю.В. Голика, А.И. Долговой, В.В. Колесникова, А.В. Корчагина, В.В. Лунеева, В.Д. Ларичева, С.В. Максимова, Э.Ф. Побегайло, П.Г. Пономарева, Э.И. Петрова, П.С. Яни и др. авторов. Учитывая мнение многих экспертов об увеличении в последние годы общей латентности преступных проявлений, можно представить, с какой лавиной экономических деликтов столкнулось общество.

В 2003 г. в России было выявлено более 300 тыс. экономических преступлений, что составляет 10% от общего числа всех зарегистрированных.

Произошли качественные изменения  в характере экономической преступности. Заметно возросла доля выявленных преступлений, совершенных организованными группами или группами лиц по предварительному сговору, которая составляет более 15% от числа преступлений, следствие  по которым обязательно (рост 19,5%). Почти 90% преступлений, совершенных в составе  таких групп, относятся к тяжким и особо тяжким.

Можно констатировать, что экономическая  преступность по своей природе носит  ярко выраженный организованный характер. Причем если организованная преступность в большинстве зарубежных стран  контролирует преимущественно преступные источники доходов — игорный  и наркобизнес, проституцию, рэкет, торговлю оружием, то в России 90-х  гг. XX в. она широко влияла практически  на всю экономику.

2. Ущерб, причиняемый экономическими  преступлениями, весьма высок. Только  в 2003 г. он превышал 26 млрд. рублей  и превышал показатель 2002 г. на 30%. В то же время сумма изъятого  имущества и материальных ценностей,  на которые был наложен арест,  хотя и выросла за год более  чем в два раза, но составила  чуть более 5 млрд. рублей.

Беспрецедентное разграбление государства  и налогоплательщиков во многом обусловлено  несовершенством правовой базы, призванной защищать их экономическую безопасность и обеспечивать реальное и оперативное  возмещение пострадавшим экономического ущерба.

3.  Экономической преступности присуща очень высокая латентность. Например, только латентные хищения, совершенные путем присвоения, растраты, мошенничества, составляют 80—90% от всех совершаемых. Латентность ряда иных экономических преступлений еще выше. Более низкую латентность имеют отдельные новые виды преступлений, при совершении которых используются открывшиеся в переходный период возможности преступного обогащения, например, мошенничество при получении банковских кредитов, использование фиктивных платежных документов, сбор средств населения. Невысока латентность и такого тяжкого преступления, как фальшивомонетничество.

4. Экономическая преступность в  значительно большей степени,  чем общеуголовная, способна влиять  на образ жизни значительной  части населения. По оценкам  специалистов, около 10 млн. граждан  России занимаются "челночным"  бизнесом и оптовой торговлей.  Исследования показывают, что практически  почти все они нарушают установленные  таможенные правила, укрывают  доходы от налогообложения и  т.д. На общем фоне социального  неблагополучия, затрагивающего в  первую очередь молодежь, для  многих ближайшей жизненной перспективой  является выбор между мелким  неформальным, "черным" предпринимательством  и преступностью.

Существуют особенности криминологической  характеристики экономической преступности в отдельных отраслях и сферах экономической деятельности.

Кредитно-финансовая сфера в России периода реформ является одной из наиболее пораженных экономической преступностью. В ней в 2003г. выявлено свыше 40 тыс. преступлений (+18,3%). Из них почти четверть преступлений совершена в крупном и особо крупном размерах. На финансовом рынке России действовало около 2 тыс. коммерческих банков, при этом в 2003 г. Банком России отозваны лицензии у 130 банков, в том числе у 70 московских, принято решение о ликвидации 916 банков. Последствия финансового кризиса августа 2002 г. еще более осложнили обстановку в банковском секторе экономики. Отдельные банки с целью уклонения от выполнения своих обязательств перед клиентами и вкладчиками совершали противоправные действия, направленные на преднамеренное банкротство кредитных организаций.

Одной из актуальных проблем являются хищения и злоупотребления, совершаемые  конкурсными управляющими при проведении процедуры банкротства коммерческих организаций. Они, используя свои полномочия, провели торги по продаже зданий, имущества банков по заведомо низкой цене, причинив ущерб на сумму более 10 млн. долларов США. Отмечались задержки кредитными учреждениями клиентских платежей в бюджет.

Неуплата налогов путем сдачи  платежных поручений по бюджетным  платежам в проблемные банки, не имеющие  денежных средств на корреспондентских  счетах, была построена на формально  законных схемах, максимально использующих недостатки законодательства, и получила широкое распространение. К числу  проблемных Банк России относил более 600 банков. Нанесенный государству ущерб  эксперты оценили в миллиарды  рублей, вероятность его возмещения — как исключительно малую.

В рамках Государственной программы  защиты прав инвесторов и вкладчиков на 2002-2003 гг. продолжались работы на финансовом и фондовом рынках России. На начало 2004 г. в судах различного уровня рассматривались  уголовные дела, по которым к ответственности  привлекались 75 руководителей финансовых компаний, потерпевшими по ним были более 600 тыс. человек, причиненный материальный ущерб превышал 6 млрд. рублей. К уголовной ответственности были привлечены руководители АОЗТ "Русский Дом Селенга", ИЧП "Властилина" и АОЗТ "Раамат", инвестиционной компании "Хопер-Инвест".

Велась борьба с утечкой капиталов  за рубеж. По экспертным оценкам, из России в мировые экономические центры в период с 1994 по 2004 г. было вывезено более 160 млрд. долларов США. По данным Банка России, только в 2003 г. Не возврат валютных средств по экспортным и импортным контрактам российских предприятий составил около 8 млрд. долларов США. Однако принятие адекватных мер по противодействию указанному явлению было невозможно без внесения изменений в действующую нормативную базу и принятия Государственной программы по репатриации незаконно вывезенного капитала.

С целью упорядочения борьбы с отмыванием незаконных доходов решением Правительства  РФ в мае 2003 г. при МВД России был  создан Межведомственный центр по противодействию  легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Активно шел процесс  формирования структуры региональных центров.

Усиление профилактической деятельности значительно повышало защищенность денежно-кредитной системы страны от поступления фальшивых денежных знаков и поддельных ценных бумаг. В 2003 г. количество фактов фальшивомонетничества, отличающихся наименьшей степенью латентности, снизилось за год на 12,5%.

Игорный бизнес как сфера предпринимательства  был криминализирован в значительно больших размерах, чем это следовало из официальных отчетов.

Не всегда приоритетной была защита от преступных посягательств бюджетных  и государственных внебюджетных средств.

Социально-бюджетная сфера оказалась  в годы реформ наименее защищенной от криминальных посягательств. Количество преступлений экономической направленности, выявленных в этой сфере, в 1997—1999 гг. увеличилось на 65,0%.

Посягательства на бюджетные деньги в 90-х гг. приобретали массовый характер, и практически не оставалось ни одной бюджетной отрасли, где бы не имели место преступления. К ним относятся здравоохранение, образование, культура, пенсионное, социальное обеспечение.

Во внешнеэкономической сфере  было зарегистрировано в 2003 г. свыше 4,6 тыс. преступлений, из них половина связана с причинением ущерба в крупном и особо крупном  размерах. При сокращении импорта  после дефолта августа 1998 г. было выявлено свыше 3,9 тыс. преступлений, предусматривающих  уголовную ответственность за контрабанду (+13%), почти три тысячи из них совершены в крупных размерах. Традиционно высокий уровень (хотя и ниже, чем в 2002 г.) числа выявленных фактов контрабанды приходился на г. Москву, где зарегистрирована почти четвертая часть всех преступлений, совершенных на территории России, из них более 80% совершены в крупном или особо крупном размерах. Более чем по 100 фактов контрабанды выявлено в Алтайском крае, Белгородской, Калининградской, Курганской областях, причем практически все эти преступления совершены в крупном размере.

Объектом криминального внимания становились не только традиционные сферы экономики и финансов, но и свободные экономические зоны (СЭЗ), регионы с льготным режимом  налогообложения (Республика Калмыкия и др.), закрытые административные образования, которые рассматривались при  их создании, прежде всего как способ стимулирования торгово-экономических  отношений внутри страны и с зарубежными  партнерами.

В сфере приватизации было зарегистрировано в 2003 г. около 2,7 тыс. преступлений (+42,6%), из них каждое четвертое совершено  в крупном или особо крупном  размерах. Подавляющее число выявленных преступлений приходилось на крупные  региональные центры — такие, как  Москва, Волгоград, Казань и др.

Информация о работе Понятие уголовной ответственности, отличие от других видов ответственности