Понятие преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 10:00, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрим по порядку: что же значит исторически изменчива? Это значит, что состояние преступности неодинаково так же, как и социально-экономическое развитие. Ее уровень и структура изменяются в зависимости от определения государством круга деяний, объявляемых преступными, и от формы правления в этом государстве (нравов общества, в том числе). Изменчивость преступности четко отражается в истории уголовного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по крим.docx

— 102.09 Кб (Скачать файл)

 

 

1. Понятие преступности 
 
 
Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно- 
правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за  период времени. 
 
  Рассмотрим по порядку: что же значит исторически изменчива? Это значит, что состояние преступности неодинаково так же, как и социально-экономическое развитие. Ее уровень и структура изменяются в зависимости от определения государством круга деяний, объявляемых преступными, и от формы правления в этом государстве (нравов общества, в том числе). Изменчивость преступности четко отражается в истории уголовного законодательства.   
 
  Как социальное явление. Она социальна потому, что ее субъекты, как и лица, на интересы и отношения которых осуществляются посягательства, — члены общества. Причиняемый преступностью вред антисоциален, он деформирует общество, нарушает нормальное функционирование его институтов, упорядоченность отношений его членов. Преступность порождается причинами и условиями, носящими социальный характер. 
 
  Преступность — не просто количественное множество преступлений, а именно явление, которое взаимодействиет с другими социальными явлениями — экономикой, политикой, идеологией, психологией общества и социальных общностей, управлением, правом и т.д. Интенсивность и характер преступности определяются противоречиями взаимодействующих социальных процессов,  криминогенной и антикриминогенной обстановками. 
 
  Как уголовно-правовое явление. Понятие преступления — базового элемента понятия «преступность» — дается уголовным правом. Преступления — не только общественно опасные, но и обязательно уголовно-противоправные, т.е. запрещенные уголовным законом под страхом наказания деяния. Учет правовой характеристики преступности при оценке ее уровня, структуры и динамики весьма важен: изменения законодательства в сторону криминализации либо декриминализации отдельных деяний сказываются на всех ее показателях. Не существует «собственно криминологических» понятий преступности и ее подсистем. Все они жестко запрограммированы их уголовно-правовой оценкой. Поэтому понятия типа «политическая преступность» или «криминологический рецидив» не согласуются с понятием преступности как всегда уголовно-правового понятия и явления. 
 
 Преступность суть негативное для соответствующих правоотношений явление. Поэтому входящие в нее деяния государством объявляются уголовно наказуемыми. 
 
Как целостная совокупность, система преступлений. Она имеет определенные системные свойства, т.е. устойчивые взаимозависимости преступлений внутри целостности и с другими внешними социальными явлениями. Причем ее элементы — отдельные преступления и их группы (подсистемы) находятся в определенных статистически измеряемых взаимозависимостях и взаимодействиях. 
 
  Так, от эффективности предупреждения хулиганства, особенно бытового, во многом зависит уровень насильственных преступлений, совершаемых по хулиганским соображениям ( и бытовых в том числе). От преступности несовершеннолетних зависит развитие преступности в целом и рецидивной в особенности, как и наоборот. Например, уровень неосторожной должностной преступности (халатности) существенно влияет на уровень хищений и т.д. 
 
  Преступность слагается из конкретных преступлений, совершаемых на данной территории в соответствующий период времени. Между преступностью и преступлениями взаимодействие происходит по закономерностям целого и части, общего и единичного (отдельного), системы и ее элементов. Преступность — целостное множество отдельных преступлений (элементов), группирующихся по видам преступлений (преступность несовершеннолетних, рецидивная, корыстная и т.д.). Всем видам преступлений и отдельным преступлениям свойственны общественная опасность и уголовная противоправность. Однако нельзя сводить преступность к механической сумме ее элементов. Они лишь проявления определенной целостности. Закономерности преступности как социально-правового феномена обнаруживаются именно при анализе ее как целостности. 
 
  Разумеется, говоря о преступности как целостности, надо иметь в виду, что она — типичное стихийное явление. Люди, совершающие преступления, не объединены (вне пределов групповых преступлений) ни единством целей, ни средствами их достижения, скрываемыми от окружающих.   
 
  Как отмечено, преступность взаимодействует с различными социальными явлениями, в том числе с наиболее крупными системами «общество» и «государство». Негативные процессы в последних детерминируют существование и развитие преступности, позитивные процессы и целенаправленные профилактические государственные и общественные системы им препятствуют. Например, противоречия в экономике общества своими отрицательными сторонами обусловливают в нашем обществе «теневую» экономику, которая в свою очередь способствует экономической и организованной преступности. Организационные и правовые предупредительные меры ограничивают и сокращают эту преступность, воздействуя на породившие ее явления и непосредственно на нее. О своеобразии уголовно-нормативного воздействия в виде криминализации и декриминализации деяний, иных изменений уголовного закона уже говорилось. 
 
  В качественном и количественном отношении преступность характеризуется тремя основными показателями: уровнем, структурой и динамикой. 
 
Уровень преступности — это ее количественная характеристика, измеряемая в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений, а также в коэффициентах, или индексах преступности (количество совершенных преступлений и лиц, их совершивших, на 1 тыс., 10 тыс. или 100 тыс. населения). Официальной статистикой уровень преступности оценивается по двум показателям: по количеству зарегистрированных преступлений и их участников и по данным о судимости. Данные о регистрации полнее, ибо ближе стоят к реальной преступности (хотя и здесь нужна поправка на латентность). Однако данные о судимости точнее, ибо отражают правовую характеристику преступности по вступившим в силу приговорам.

 

2.Теории преступности

1. Уголовно-социологические теории

Теория социальной дезорганизации. Эта школа называется еще Чикагской или экологической. Ее возникновение связывается с началом исследований в 20-30-х годах города Чикаго и его окрестностей.  Группа исследователей- Роберт Парк, Эрнест Берджест и Родерик Маккензи рассмотрели город как живой социальный организм. Они исследовали взаимоотношения людей и природы. И в результате своих наблюдений вот, что они выявили:

- наиболее высокая делинквентность (синоним преступности) приходится на центральную часть города (торговый "эпицентр" города) и на промышленные районы;

- по мере удаления от центра и промышленных районов делинквентность падает; самая низкая- в жилых городских кварталах, за исключением  бедных перенаселенных районов,  где население составляют преимущественно эмигранты

- мелкие преступления против  собственности могут концентрироваться  вблизи места жительства преступников, тогда как более серьезные  имущественные преступления совершаются  на некотором отдалении от  него и т.д.

 

 Теория аномии. Социолог Эмиль Дюркгейм (Франция) считает преступность нормальным и даже полезным явлением. Она выполняет две функции:

во-первых, отклонение индивидуального сознания от коллективного представляет собой условие изменений и прогресса. Полное единообразное поведения членов данного общества означает, что оно переживает застой и не развивается;

во-вторых, преступление может быть фактором интеграции общества, укрепления социальных связей. Негативная реакция на преступное деяние усиливает коллективное сознание и делает наглядной границу между моральными и правовыми нормами.

По мнению Дюркгейма “чем больше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности”.

Теорию аномии дополнили и развили американские социологи, и, прежде всего, Роберт Мертон. Он определяет состояние аномии как надлом в культуре, возникающий в ситуации резкого расхождения между культурными нормами и целями, с одной стороны, и созданными обществом возможностями поступать в соответствии с ними, с другой стороны. Существуют разные типы адаптации в такой ситуации. Тип первый - конформизм - это поведение, направленное на достижение определенных культурных целей с помощью легальных средств. Второй тип - ритуализм - заключается в отказе от стремления к достижению более высокой позиции либо понижении его уровня до такой степени, что по поводу неосуществленных намерений напряженного состояния не наступает. Эти два типа не порождают девиантных поступков. Третий тип - инновация - это принятие целей, определенных культурой, при одновременном отказе от установленных способов их достижения. То есть люди хотя и реализуют ценности, принятые в данном обществе, но делают это с помощью нелегальных средств. Четвертый тип - ретритизм - заключается в одновременном отказе как от целей, стремление к которым в данном обществе обязательно, так и от средств, которые служат достижению этих целей. И, наконец, пятый тип - мятеж - это также отказ от целей и средств, принятых в обществе, но уже с программой замены их новыми целями и новыми средствами их достижения.

 Теории субкультуры. Культура вообще это комплекс ценностных представлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известной территории и в рамках определенного периода истории. Ее синонимом можно считать “цивилизацию”, которая соответственно включает в себя стиль жизни, образ мыслей, чувствование и поведение, выражающееся в характере питания, одежды, в обычаях и нравах, в религии и языке. Культура усваивается и передается из поколения в поколение. Ее можно также представить как совокупность определенных форм поведения, но постоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами, с другими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации.

В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм.

Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.

По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые - хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е. когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам и средствам достижения этих целей.

Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений; субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является “кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремление к “кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” - это поиск экстатических переживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся поправить свое экономическое (материальное) положение. Приведу Вам для наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры, предложенную Клоуардом и Олином:

Различные экономические условия существования среднего и низших слоев в западном индустриальном обществе.

Социальное расслоение общества.

Интернализация (усвоение) подростками из низшего слоя ценностей среднего слоя.

Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целям среднего слоя.

Развитие делинквентных альтернатив для достижения компенсирующего статуса.

С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы ценностей. Его теория представляется следующей схемой:

Собственный стиль жизни и однородная система ценностей низшего слоя, передаваемая из поколения в поколение.

Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьях низшего слоя.

Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшего слоя.

Усвоение мужской роли в группе сверстников

Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своей грубости, мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более выгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении деликтов.

Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, она не учитывает преступность среди несовершеннолетних женского пола?...), а проверка на практике методом самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшего слоя (как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему и тяжести от преступности подростков из среднего и верхнего слоев.

В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры, которая не связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводит различие между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран. Например, субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующим образом:

- молодежь отстаивает свои радости  в духе нарциссизма и отказывается  от традиционного предусмотрительного  регулирования своих чувств и  эмоций;

- молодые люди не желают брать  на себя тяготы обычной профессиональной  карьеры, рождения и воспитания  детей, исполнения семейных обязанностей. Они бросают вызов авторитету  взрослых в семье, школе, общине;

-молодежь вырабатывает свою  особую лексику, одежду и музыкальные  увлечения;

-возникновение молодежной субкультуры  не служит выражением отчуждения  и изоляции, скорее она складывается  на основе осознания подростками  своего собственного статуса  в мире взрослых;

-свое взросление молодежь переживает  как угрозу и ограничение своих  возможностей. Подросток делает  то, что ему нравится, и наслаждается  досугом. Молодые люди в развитых  странах, решившие делать какую-либо  профессиональную карьеру, должны  потратить на обучение от 16 и  более лет. Это вызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток говорит себе: "Меня не ждет ничего, ради чего можно было бы затратить столько времени и сил”. Учиться скучно и трудно. И в конечном счете серьезная профессиональная карьера - это далеко не все, о чем мечтает человек;

-в конце концов, создание молодежной  субкультуры - это реалистическое  приспособление к изначально  безнадежной ситуации.

И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.

 

Теория конфликта. Понятие “конфликт”(лат.) означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и юристы.

Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином, которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различие между внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи - иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших иммигрантах и говорить не приходится.

Информация о работе Понятие преступности