Организованная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Организованная преступность — сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ. Многие десятилетия она «сопровождает» экономическое и культурное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция.

Вложенные файлы: 1 файл

контр раб по криминологии.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Сложнее обстоит дело с корыстной заинтересованностью. С одной стороны, она может  быть корыстной, а, с другой стороны, отступление от правильного выполнения функциональных обязанностей должностного лица иногда вызвано личной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другого руководителя или авторитетного человека). То есть главное заключается в том, что совершается нарушение служебного долга. Мы считаем, что подобного рода нарушения существуют в следующих формах:

1) должностное лицо  незначительно отклоняется от  существующих правил, действуя в  интересах своей группы (семьи,  друзей) и не получая за это  вознаграждения;

2) должностное лицо отдает предпочтение членам своей группы (семьи, друзей, клана) при принятии решений, связанных с назначением на должность, заключением контрактов и т.д., при этом не получая материального вознаграждения;

3) должностное лицо  получает подношения (деньги, подарки)  в качестве условия надлежащего исполнения своих обязанностей (например, оформления документов в установленные сроки, без излишней волокиты и мелочных придирок);

4) должностное лицо  получает вознаграждение в обмен  на нарушение действующей процедуры рассмотрения вопроса или принятия решения, на базе нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при помощи взятки "покупается" ускоренная или облегчённая процедура при наличии законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю (например, принятие единоличного решения там, где требуется комиссионное рассмотрение);

5) должностное лицо  получает вознаграждение в качестве  условия надлежащего рассмотрения дела. Такая ситуация может сложиться, если оно наделено широкими властными полномочиями и не обязано отчитываться в их использовании. Например, судья оценивает факты, характеризующие личность подсудимого на основании внутреннею убеждения и в соответствии с этой оценкой делает вывод об общественной опасности лица и индивидуализирует меру наказания. Но подобное рассмотрение вопроса может быть поставлено недобросовестным судьёй в прямую зависимость от получения взяток, в противном случае смягчающие обстоятельства, перечень которых в законе не является исчерпывающим и зависит от усмотрения суда, не будут должным образом учтены и будет назначено более суровое наказание;

6) должностное лицо получает вознаграждение за принятие незаконного решения в интересах взяткодателя;

7) должностное лицо  получает вознаграждение за ненадлежащее выполнение своих прямых обязанностей (например, за попустительство, за терпимое отношение к каким-либо нарушениям);

8) должностное лицо  создаёт такие условия обеспечивающие результаты голосования благоприятные для проведения выгодного для себя решения;

9) должностное лицо умышленно использует своё служебное положение вопреки интересам госслужбы в целях получения личной выгоды.

Таким образом, в определении  коррупции необходимо учесть два  основополагающих момента:

-лицо должно быть должностным и использовать либо свой статус должностного лица, либо вытекающие из него возможности для придания приоритетного характера отношениям с отдельным лицом или лицами в противовес другим лицам. В связи с этим мы считаем, что под коррупцией следует понимать незаконное использование должностным лицом своего статуса или вытекающих из него возможностей влиять на других лиц с целью получения личной выгоды. В этом определении фиксируется приоритет интересов одних лиц перед другими. Появление такого ничем не обоснованного преимущества и есть изначальный показатель.

Организованную преступность делает такой прибыльной и безнаказанной  коррупция. Широко распространено мнение, что виной всему экономические трудности - достаточно поднять зарплаты государственным служащим и проблема будет решена. Мне думается, это не так. Важно чтобы зарплата не опускалась ниже уровня, обеспечивающего достойное существование. Далее эффект от повышения зарплаты падает. Государство никогда не сможет дать своим служащим денег больше, чем организованная преступность.

Деятельность правоохранительных органов в этой области затруднена, т.к. они подвергаются сильному воздействию  со стороны ОП и сами тоже подвержены коррупции.

Понизить уровень коррупции  в стране может упорядочивание деятельности органов государственного управления. Нужно упрощать правовые нормы, делать их понятными и общедоступными. Санкция в отдельной норме права должна иметь как можно меньший диапазон. Чиновник должен обеспечивать выполнение закона, у него должно быть минимум возможностей для проявления своей личной воли.

Самый эффективный способ борьбы с коррупцией - это создание условий препятствующих её появлению  и развитию.

Ещё одним методом борьбы с коррупцией, оправдавшим себя на практике, является частая смена лиц, занимающих конкретные должности, что нарушает сложившиеся коррумпированные связи.

Осталось отметить, что  уровень коррупции зависит от культурного развития общества, который  связан с экономическим положением. А организованная преступность ещё  имеет причины общие с неорганизованной преступностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3. Предупреждение организованной преступности.

 

В новом Уголовном  кодексе сделана попытка  закрепить  норму  о  преступных  сообществах  (организациях)  и  об  особенностях    ответственности   их   участников.   Кроме   того,  предусмотрена    дифференциация     ответственности     участников  преступного сообщества в зависимости от выполняемой ими роли.

       Так,  лицо,  создавшее  организованную  группу  или  преступное  сообщество  либо  руководившее  ими,  должно,  прежде  всего нести ответственность за организационную преступную деятельность. Помимо  этого   организатор   либо   руководитель  преступного  сообщества  (преступной организации) должен  нести  ответственность  также  за  совершенные  организованной  группой  или  преступным  сообществом   конкретные  преступления,   если   они   планировались   под   его   руководством  и охватывались  его умыслом.  Рядовые же участники   преступного   сообщества   будут    нести    ответственность    за   преступления,  в подготовке  или совершении которых они принимали   участие, а также за участие в таком сообществе.

       По  идее,  в  Особенной  части   УК  следовало предусмотреть ряд   составов,  к  особо  квалифицирующим   признакам,  которых было  бы   отнесено    совершение    преступления    преступным   сообществом  (преступной организацией). Однако можно выделить только ст.210 – «Организация преступных сообществ»5,   лишь   данная статья предусматривает ответственность за организацию преступного сообщества и участие в   нем.

       В связи с ростом  специального  рецидива,  специализацией  и   профессионализацией преступной  деятельности весьма целесообразно включение в статьи  Уголовного  кодекса такого  квалифицирующего  (отягчающего   ответственность)  признака,  как совершение  ранее  тождественного или однородного криминального деяния.  К сожалению,  в новом Кодексе это реализовано лишь частично.

       Так  на практике на сколько мне  известно применение ст.210 УК РФ  носит по России лишь эпизодический  характер , как я считаю, возможно :

      1)  из-за  высокой степени латентности  данного преступления;

      2)  отсутствия  практической «наработки» выявления  преступлений подобного рода , в  отличие например от ст. 228, ст. 222 УК РФ;

      3) отсутствия  материально-технической базы или её полному несоответствию с «противоположной» стороной.

Основным органом, координирующим деятельность всех государственных органов по борьбе с организованной преступностью, на федеральном уровне является Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией6.

       В  соответствии с Положением о  Комиссии, утвержденным Указом Президента  Российской Федерации 24 апреля 1995 г. на нее возлагаются следующие  функции:

  • подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности Российской Федерации по выработке и реализации основных направлений политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
  • анализ состояния преступности и иных криминогенных явлений, внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества, его материальным и духовным ценностям в целях выработки политических, организационных и иных мер по обеспечению безопасности Российской Федерации и улучшению координации деятельности федеральных органов государственной власти в этой области;
  • оценка эффективности функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
  • прогнозирование состояния преступности и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;
  • подготовка материалов для Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения общественной безопасности и состояния борьбы с преступностью, контроль и координация выполнения федеральных программ по усилению борьбы с преступностью;
  • подготовка предложений для Совета Безопасности Российской Федерации по поддержанию общественного порядка в стране, предотвращению чрезвычайных ситуаций и совершенствованию деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;
  • участие в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, обеспечение общественной безопасности;
  • участие в установленном порядке в разработке федеральных программ, направленных на противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности, оценка их эффективности;
  • заслушивание по поручению Президента Российской Федерации ежегодных отчетов руководителей правоохранительных органов Российской Федерации о состоянии борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности с последующей подготовкой докладов Президенту Российской Федерации;
  • направление в правоохранительные органы Российской Федерации поступающих от граждан и должностных лиц писем, жалоб и заявлений о фактах коррупции и деятельности организованных преступных групп с осуществлением контроля за качеством рассмотрения таких сигналов и эффективностью принимаемых мер;
  • организация по поручению Президента Российской Федерации проверок деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по предупреждению преступлений и коррупции, а также проверок в установленном порядке сообщений о противоправных действиях должностных лиц федеральных органов исполнительной власти;
  • обобщение практики борьбы с коррупцией в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике и пресечению этих правонарушений;
  • изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией, подготовка предложений по его использованию в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.

      В основе  деятельности Комиссии должен  лежать программно-целевой подход. Первым таким опытом явилась Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г.

      Программа  содержала мероприятия как общего  характера (по правовому, ресурсному обеспечению и по развитию системы профилактики), так и по основным направлениям борьбы с преступностью, включающие меры по усилению борьбы с насильственной и корыстно-насильственной преступностью, посягательствами на неприкосновенность жилища, имущества, общественный порядок; с преступлениями в сфере экономики , в том числе с новыми формами, угрожающими законным интересам граждан и правомерного предпринимательства; с организованными формами преступности, включая межрегиональные и межгосударственные. Программа являлась федеральной и предполагала развитие на ее базе программ на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления, а также межведомственных и ведомственных целевых программ.

       В  системе мер по предупреждению  организованной преступности особое  место занимают комплексные целевые  мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими. В 1993 г. впервые в истории страны принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (утвержденная постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5494-1)7.

       Цель  указанного документа — установить  концептуальные основы государственной  политики по контролю за наркотиками,  в первую очередь в ее организационных  и законодательных аспектах, а  также в плане выработки единой скоординированной межведомственной программы. В Концепции отмечено, что государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечивать баланс мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотических средств и уменьшение спроса на них, и строиться по следующим главным направлениям: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом; предупреждение незаконного потребления этих средств; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией.

       В  июле 1994 года образована Правительственная  комиссия по противодействию  злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. В апреле 1995 года принята соответствующая Комплексная Федеральная целевая программа. Подготовлены и направлены в Государственную Думу два законопроекта: первый определяет порядок легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, второй регламентирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом и устанавливает ответственность граждан, причастных к нему. И, как известно результатом работы данной комиссии стало принятие закона «О наркотических и психотропных веществах»89 10.12.1997 года.

Информация о работе Организованная преступность