Методика криминологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Методика криминологических исследований – совокупность конкретных приемов, средств сбора, обработки и анализа информации о состоянии преступности, ее причинах и условиях, лицах, совершивших преступления, и их жертвах, о мерах борьбы с ней, а также прогнозирование ее состояния [2, с. 33] .
В конкретном криминологическом исследовании используется комплекс различных методов. Как правило, социальные объекты криминологического исследования – явления многоаспектные, требующие комплексного междисциплинарного подхода. Криминолог, изучая преступность, используя методы социологии, статистики, психологии, не подменяет специалистов этих наук, а лишь реализует возможности, заложенные в междисциплинарных методах и подходах к проблемам.

Содержание

1. Методика криминологических исследований………………………………………….3
. Понятие методики криминологического исследования……………………………...3
1.2. Процедура криминологического исследования………………………………………..4
1.3. Социологические методы, применяемые в криминологических исследованиях……6
1.4 Психологические методы, применяемые в криминологических исследованиях…...10
1.5 Статистические методы, применяемые в криминологических исследованиях……..12
2. Задание…………………………………………………………………………………….14
3. Список используемых источников и литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

криминалония на сдачу.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

3 Вариант

1. Методика криминологических  исследований………………………………………….3

    1. . Понятие методики криминологического исследования……………………………...3

1.2. Процедура  криминологического исследования………………………………………..4

1.3. Социологические  методы, применяемые в криминологических исследованиях……6

1.4 Психологические  методы, применяемые в криминологических  исследованиях…...10

1.5 Статистические  методы, применяемые в криминологических  исследованиях……..12

2. Задание…………………………………………………………………………………….14

3. Список используемых  источников и литературы………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методика  криминологических исследований

    1. Понятие методики криминологического исследования

Использование определенных методов, с помощью  которых изучаются разнообразные  конкретные проблемы преступности – это одно из необходимых условий проведения криминологического исследования.

Методика  криминологических исследований – совокупность конкретных приемов, средств  сбора, обработки и анализа информации о состоянии преступности, ее причинах и условиях, лицах, совершивших преступления, и их жертвах, о мерах борьбы с ней, а также прогнозирование ее состояния [2, с. 33] .

В конкретном криминологическом  исследовании используется комплекс различных  методов. Как правило, социальные объекты  криминологического исследования – явления многоаспектные, требующие комплексного междисциплинарного подхода. Криминолог, изучая преступность, используя методы социологии, статистики, психологии, не подменяет специалистов этих наук, а лишь реализует возможности, заложенные в междисциплинарных методах и подходах к проблемам. Применительно к современной криминологии все методы можно условно классифицировать на три группы:

    1. Методы, используемые в юридических науках (системный, исторический, логический…);
    2. Методы, используемые в социологии (наблюдение, опрос в виде анкетирования и интервьюирования, эксперимент, экспертные оценки, документальный метод и т.д.);
    3. Методы, используемые в психологии ( социометрия, тестирование и др.) .

Особое место  в криминологии занимает статистический метод.

Качество и  объем получаемой в процессе исследования криминологической информации во многом обусловлены организацией самого исследования, которую я рассмотрю ниже.

 

 

 

 

1.2. Процедура  криминологического исследования

Процедура криминологического исследования – последовательность действий исследования, определенные этапы получения, обработки, оценки информации.

Данная процедура  состоит из этапов: подготовительный, исследовательский, заключительный.

Подготовительный занимает особое место. Программа исследования должна содержать теоретическую основу, т.е.краткое описание самой проблемы с анализом уже имеющегося комплекса научных знаний.

Исходный пункт  любого научного исследования – постановка проблемы, а важнейший элемент  программы – исследовательская  гипотеза. На основании разработанной гипотезы составляется план исследования, который затем переходит в рабочий план. Он необходим для планирования соответствующих работ с указанием конкретных сроков и исполнителей; является творческим документом, позволяющим вести исследование целенаправленно, эффективно и методически правильно.

Исследовательский этап – сбор первичной информации ( проведение интервью, анкетирования, экспертных вопросов), подготовка собранной информации к обработке, анализ полученных результатов, подготовка итогового документа – отчета, научного доклада, справки [3, с. 28].

Важнейшая часть заключительного этапа – внедрение полученных результатов в практику. Формы внедрения:

    1. Подготовка планов социального развития, комплексных планов предупреждения преступлений и иных правонарушений, перспективных и текущих планов работы правоохранительных органов;
    2. Подготовка законодательных предложений, ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам противодействия преступности;
    3. Подготовка аналитических справок, докладных записок, методических писем и т.п.;
    4. Проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследования в учебном процессе юридических вузов и повышении квалификации практических работников;
    5. Подготовка научных рекомендаций, предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по противодействию преступности на всех направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Социологические  методы, применяемые в криминологических  исследованиях

В криминологических  исследованиях применяются такие  социологические методы, как наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, метод  анализа документов, экспериментальный метод.

Наблюдение

Наблюдение  состоит в выявлении определенных фактов, явлений и их регистрации самим исследователем. Различают невключенное (простое) наблюдение, наблюдение-участие и включенное наблюдение.

В первом случае наблюдение ведется «извне» по отношению  к среде, в которой имеют место изучаемые факты и явления. Во втором – исследователь-наблюдатель участвует в какой-либо деятельности.  Смысл включенного наблюдения состоит в том, что исследователь смешивается с группой и становится как бы одним из её членов ( т.е.взгляд на группу изнутри, с позиции рядового участника ее деятельности). Использование этого метода в криминологии связано с определенными сложностями, обусловленными спецификой внедрения в группу (например, группу несовершеннолетних нарушителей), определенным «кризисом терпения» со стороны объектов изучения ( длительное присутствие исследователя в группе может вызвать негативное отношение к нему – гораздо труднее становится скрыть факты противоправного поведения).

Метод опроса

Данный метод  является одним из самых распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни. Цель здесь – получение информации об объективных и субъективных факторов со слов опрашиваемых. В криминологических исследованиях же при помощи опроса изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личность преступника и потерпевшего, эффективность мер, применяемых органами, уровень правосознания различных социальных групп население, их отношение к проблемам борьбы с преступностью.

Массовые опросы делятся на методы анкетирования  и интервьюирования. При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник. Интервью – это беседа, в процессе которой опрашиваемый отвечает на поставленные исследователем вопросы. Существуют определенные требования к составлению анкеты и формулированию вопросов.

Каждая анкета должна начинаться вступлением, где сообщаются в самой  общей форме цели и задачи данного  исследования, его практическая значимость, разъясняются правила заполнения анкеты. Далее перечисляются нейтральные по смыслу, наиболее простые для запоминания вопросы. Наиболее сложные, трудоемкие для запоминания вопросы обычно размещаются в середине анкеты. Вопросы анкеты целесообразно группировать в тематические блоки. Количество вопросов, с учетом их объема и сложности, как правило, должно быть таким,  чтобы весь процесс заполнения анкеты не превышал 45 минут.

Вопросы, встречающиеся в  анкетах, могут быть классифицированы следующим образом:

    1. По содержанию (о фактах сознания, о фактах поведения..);
    2. По форме (открытые («без подстказок»), закрытые(«с исчерпывающим набором ответов»);
    3. По отношению к респонденту (прямые,  косвенные);
    4. По функции (основные, вопросы-фильтры);
    5. Контрольные ( для выяснения искренности ответов респондента на иные вопросы).

Преобладание  тех или иных видов вопросов зависит от специфики конкретного опроса. Предпочтительней тем не менее использовать преимущественно закрытые вопросы для облегчения заполнения анкеты респондентом.

Целесообразно группировать вопросы в блоки по проблемным признакам, поскольку это облегчает  запоминание и дальнейшую обработку анкеты.

Проверить правильность формулировок вопросов, эффективность анкеты  в целом позволяет пробное («пилотажное») исследование, в ходе которого дорабатываются методические документы, проверяется организационное, материально-техническое обеспечение..

Интервьюирование используется несколько реже, чем анкетирование, что вызвано большой трудоемкостью  проведения интервью, необходимостью привлечения значительного количества обученных специалистов – интервьюеров.

Интервью имеет как свои достоинства, так и недостатки по сравнению с анкетированием. Достоинства – интервью дает возможность достичь более глубокого психологического контакта респондентом (опрашиваемый). В ряде случаев с помощью интервью можно получить ту информацию, которую невозможно собрать в ходе анкетирования – касающуюся негативных сторон жизни респондента 9например, характера противоправной деятельности, обстоятельств совершения преступления и пр.). С другой стороны, анкетирование позволяет охватить гораздо больший массив опрашиваемых, меньше затрат времени. Исследование можно провести меньшим количеством.

Различают три вида интервью:

Формализованное, фокусированное, неформализованное ( свободное).

Формализованное интервью –  самая распространенная разновидность  интервьюирования. В его основе лежит детально разработанный вопросник, а все действия интервьюера жестко регламентированы соответствующей инструкцией.

Фокусированное интервью – менее стандартизированная  процедура, целью которой сбор оценок, мнений по поводу конкретного социального явления, его причин, последствий. Предварительно выясняется степень подготовленности респондента по данной проблематике, готовится перечень вопросов, однако их последовательность  и формулировки могут меняться интервьюером по ходу беседы [2, с. 96].

Свободное интервью не требует  предварительной разработки вопросника или детального плана. Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для решения задач криминологического исследования.

Полученная при анкетировании  и интервьюирования информация подвергается статистической обработке и обобщению. Если предполагается машинная обработка информации, то целесообразно  кодировать все ответы.

Метод экспертных оценок состоит в получении, обработке и интерпретации оценок, мнений, суждений, излагаемых по определенному вопросу группой специально отобранных экспертов из числа лиц, хорошо знающих исследуемую проблему. Оценки обобщают, вычисляют среднюю величину либо долю в процентах различных вариантов оценок. Наиболее эффективным представляется является проведение своеобразного «круглого стола» с участием всех включенных в группу экспертов: в ходе обсуждения предложенных проблем могут появляться нетрадиционные подходы к ее анализу, высказываться оригинальные взгляды и суждения.

Метод анализа  документов

 Различного  рода документы дают определенный  объем важной информации, характеризующей те или иные стороны изучаемого объекта, также позволяют судить об их составителях (язык документа, стиль изложения). К документам относят различную письменную и графическую документацию, а также звуковые, визуальные и аудиовизуальные источники.

Письменная  документация, в свою очередь, делится  на официальные документы и документы частного характера. К официальным относят уголовные дела, наблюдательные производства, отказные материалы, архивные материалы. Объектами исследования при изучении уголовных дел могут быть личность преступника, причины и условия, которые способствовали преступлению, цели, мотивы, обстоятельства.

Документы частного характера – письма, дневники, результаты творчества человека.

Экспериментальный метод предполагает изучение ситуации, которая возникает в результате изменения определенных условий при сохранении прочих. Экспериментом также является настоящее или последующее изменение многих условий, поскольку мы можем контролировать воздействие этих изменений. Затем изучаются их проявления в ходе развития событий и процессов.

В процессе экспериментальной  работы необходимо обеспечить надежный контроль за изменениями, протекающими в процессах. Применительно к криминологии сделать это очень трудно, поэтому экспериментальный метод применяется при изучении различных профилактических мероприятий. Многие институты и меры воздействия были введены в действие лишь после экспериментальной проверки. Так, получивший в свое время признание и закрепленный законом новый вид исправительной колонии – колония-поселение - прошел вначале экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность нового вида колоний была подтверждена практикой, колонии-поселения стали создаваться повсеместно. Такие формы организации предупредительной работы, как советы-профилактики, были рекомендованы в масштабе страны лишь после обобщения практики их использования в некоторых регионах.

Информация о работе Методика криминологических исследований