Методика криминологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 11:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является подробный разбор методики и, как составляющих, методов криминологических исследований. Так же необходимо решить следующие задачи: дать развернутое понятие криминологического исследования, показать этапы криминологического исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………......2

Программа криминологического исследования…………....…5

Основные методы криминологического исследования…..…...7

Иные методы криминологического исследования…………...13

Заключение………………………………………………………18

Список используемой литературы…………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

+ Криминология.docx

— 45.42 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

  1. Введение………………………………………………………......2

 

  1. Программа криминологического исследования…………....…5

 

  1. Основные методы криминологического исследования…..…...7

 

  1. Иные методы криминологического исследования…………...13

 

  1. Заключение………………………………………………………18

 

Список используемой литературы…………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью.

Содержание криминологии как науки - это исследование и оценка преступности, ее изменений, региональных и социально-групповых различий, их оценка; исследование и оценка процессов детерминации и причинности соответствия преступности, ее изменений и различий; разработка рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований. Методология и методика любой науки имеет важное значение, так как они всегда привязываются к предмету исследования и определяют надежность и достоверность его результатов

Methodos (греч) – это буквально путь к чему-либо, исследование. В русском языке и научном обороте употребляются слова: методология, методы, методика и ряд других.

Метод – это прием, способ исследования;

Методика – совокупность методов исследования;

Методология – учение о путях, методах научного исследования чего-либо.

Целью данной контрольной работы является подробный разбор  методики и, как составляющих, методов криминологических исследований. Так же необходимо решить следующие задачи: дать развернутое понятие криминологического исследования, показать этапы криминологического исследования. Методика в криминологии - это система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью, методов криминологического прогнозирования ее развития и планирования мер борьбы с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения преступлений и возможностей оценки эффективности этой деятельности. А выбор той или иной конкретной методики зависит от содержания самого исследования, его целей, от тех объектов, которые подлежат изучению. Не следует, например, изучать психологию личности убийц по одним материалам уголовных дел путем их анкетирования, для этого необходимо тестирование таких лиц и проведение бесед с ними. Напротив, распространенность какого-либо вида преступности и его основные черты должны исследоваться с помощью социологических методов и статистики. Иными словами, методы должны быть адекватны изучаемому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Программа криминологического исследования.

Качество и объём получаемой в процессе исследования криминологической информации очень во многом обусловлены организацией самого исследования. Структура любого исследования делится на методологический и организационный блок. Поиск нового должен быть строго ориентирован и, несомненно, должен быть целесообразным. Отсюда необходимость разработки программы, которая предполагает разбиение этой структуры на ряд более мелких элементов. В криминологическом исследовании наличествует сбор, анализ, обработка, интерпретация полученных сведений. При интерпретации материалов большое влияние оказывает человеческий фактор субъективности.

Криминологическое исследование носит плановый характер, исследователь заранее определяет характер и объём той информации, получение которой необходимо, определяет её основные источники.

Криминологическому исследованию предшествует подготовительный этап, а начинается оно с составления программы и плана. Программа исследования представляет собой научную основу всех осуществляемых исследовательских процедур на всех этапах исследования – сбора, обработки и анализа полученной информации, с целью получения в итоге теоретических и практически реализуемых выводов. Программа состоит из методологического и процедурного разделов. В методологическом разделе программы формулируются:

  1. цель и задачи исследования;
  2. предмет и объект;
  3. гипотезы;
  4. ключевые понятия; описывается поставленная проблема, указываются источники информации

Процедурный раздел программы включает описание конкретных методов и техники сбора, обработки и анализа информации, возможных выводов и рекомендаций, способов их реализации, а также конкретный поэтапный план с указанием исполнителей и сроков исполнения. К программе прикладываются список литературы и образцы методик, схем, диаграмм, анкет. При проведении криминологического исследования, как правило, выделяются следующие его этапы:

- подготовка  исследования (включает разработку  его программы, плана, комплекса  методических документов, решения  задач организационного и материально-технического  обеспечения);

- сбор  первичной информации (проведение  интервью, анкетирования, экспертных  опросов и т.п.);

- подготовка  собранной информации к обработке;

-анализ  полученной информации, подготовка  итогового документа (отчёта; научного  доклада; справки и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные методы криминологического исследования.

Систему методов криминологических исследований образуют теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относятся философские, логические, исторические, сравнительные способы познания, системный и комплексный подходы. Большинство отечественных криминологов работает в рамках диалектико-материалистической парадигмы, изучающей явления в развитии, движущим источником которого являются противоречия.

Логические методы – это анализ и синтез, индукция, дедукция и др.

Системный подход требует рассмотрения изучаемых объектов в их целостности и единстве многообразных связей с другими явлениями или процессами.

Комплексный подход как метод исследования заключается в использовании достижений различных наук, привлечении специалистов различных областей знаний.

В криминологических исследованиях обязательно использование эмпирических методов: опросы населения (преступников, их жертв, иных лиц), тестирование, анализ уголовных дел, публикаций средств массовой информации, уголовной статистики и других документов. Эмпирические методы, используемые в криминологии, подразделяются на социологические, психологические, статистические и математические.

Рассмотрим основные методы криминологических исследований, начав с методов социологических, без применения которых не обходится практически ни одно исследование.

Метод опросов - это самый распространенный и часто используемый метод, он подразделяется на анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос.

Наиболее часто встречающимся является анкетирование, анкетирование это заочный опрос. Значит, для проведения опроса надо составить соответствующую программу, с которой мы должны ознакомить респондента (опрашиваемого). Отсюда необходимость информации о том, как анкета составляется. Вопросы анкеты подразделяются на закрытые, открытые и полузакрытые в зависимости от наличия или отсутствия подсказок. Подсказка это возможный вариант ответа. Вопрос по общему правилу должен быть закрытым, нельзя называть варианты, ведь могут быть взаимоисключающие подсказки. Вообще подсказки должны формулироваться от менее вероятного, к более вероятному, это еще одно правило при формулировании подсказки. Подсказки также должны быть равной степени длины (респондент склонен выбирать самые короткие) и разной степени конкретности (респондент склонен выбирать самые абстрактные).

Открытые вопросы формулируются в двух случаях: а) когда невозможно закрыть вопрос; б) не желаю навязать мнение, напр., если проснулись завтра президентом, здесь ведь беспредельное количество реализаций мечты.

Вопросы делятся на прямые и косвенные; вопросы-фильтры, они отделяют одну часть респондентов от других, например, вы судимы? Да/нет, и на следующий вопрос например, могут отвечать только судимые; контрольные вопросы позволяют оценить степень искренности, достоверности, компетентности; вопросы-ситуации, они моделируют ситуацию и предлагают ее решить.

Анкета должна начинаться с обращения, как преамбула к анкете она содержит три идеи: а) актуальность проблемы, например, наркомания большая беда...; б) как заполнять анкету, например, подчеркивание избранного пункта или формулирование анкета; в) гарантии конфиденциальности.

Вопросы должны идти от простого к сложному и от более деликатного к менее деликатному. Первый вопрос должен заинтересовать респондента, и вообще хорошая анкета должна заполняться с интересом, и респонденту должно быть лестно, что к нему обратились для опроса. В данном случае рекомендуется задавать вопрос с точки зрения оценки ситуации, напр., как характеризуется ситуация с наркоманией (в лучшую, худшую сторону, остается стабильной).

Интервьюирование - это очный опрос. Интервью как способ получения информации более надежен, чем анкетирование, т.к. можно контролировать ситуацию. Процесс подготовки интервьюеров, это сложный процесс, важную роль играют внешние данные - его респектабельность, умение вызывать эмоциональное доверие со стороны потенциального респондента, также необходимо обладать соответствующими знаниями.

Первая задача интервьюера - установить эмоциональный контакт.

Вторая задача - известная формализация интервью, определенный скелет. Могут быть заданы уточняющие вопросы, расширяющие те сведения, которые чел получил.

Третья задача - побуждение к искренности респондента. Вызывается это не только располагающим видом, но и психологическими приемами, напр., подчеркнутая безликость психологическая интервьюера, он не должен высказывать свое мнение, он должен провоцировать опрашиваемого на ответы по заданным вопросам. Ни в коем случае интервьюер не должен высказывать негативного отношения к высказываемому опрошенным, наоборот, всегда надо поощрять. Можно выражать только то, что непонятен ответ, нужны пояснения для разъяснения ответа.

В хороших исследованиях метод интервью должен дополнять анкетирование, но надо помнить, что без интервью хорошее исследование невозможно.

Выделяются три вида интервью: формализованное, фокусированное, неформализованное (свободное). Формализованное интервью – самая распространённая разновидность интервьюирования. В его основе лежит детально разработанный вопросник (программа интервью), а все действия интервьюера жёстко регламентированы соответствующей инструкцией. Фокусированное интервью – менее стандартизированная процедура, целью которого является сбор оценок, мнений по поводу конкретного социального явления (например, преступности), его причин, последствий и пр. Свободное интервью отличается минимально возможной стандартизацией беседы интервьюера и респондента.

                     Преимущества и недостатки форм опроса

Признаки

Анкетирование

Интервьюирование

Большая анонимность

+

-

Возможность внешних подсказок

-

+

Возможность разъяснения вопроса

-

+


       В криминологии используют и метод изучения документов путем контент-анализа (т. е. выделения ключевых признаков, их значений и последующего подсчета), публикаций СМИ, уголовных дел и других документов.

  Метод контрольной группы. Главное в этом методе заключается в том, что отбираются две или более группы, одна из которых является основной (экспериментальной), а другая — контрольной. Причем группы должны быть тщательно уравнены по всем признакам, кроме изучаемого. Сравнение результатов исследования основной и контрольной группы показывает, типичны ли установленные закономерности для основной группы. 
 
Важную роль в методе контрольной группы играет соблюдение строгости в выравнивании групп по определенным признакам. 
 
      Эксперимент, т. е. научно поставленный опыт, — один из важнейших методических приемов познания социальной действительности, позволяющий установить новые или уточнить ранее известные факты, подготовить их для получения выводов, формулировки гипотезы, а затем закона. Социальный эксперимент можно определить как специфическую, ограниченную во времени и пространстве форму общественной деятельности, предпринимаемую с целью проверки гипотез, поиска средств для обеспечения оптимального функционирования и развития той или иной социальной системы, разрешения противоречий, поиска путей и форм будущей массовой практической деятельности, эффективного управления общественными процессами.  
Применение экспериментального метода возможно лишь тогда, когда выполняются следующие требования: 1) строгое соблюдение законности; 2) наличие научно обоснованной гипотезы; 3) выбран типичный объект эксперимента; 4) представлен определенный период времени, обеспечивающий возможность глубокой проверки выдвинутых гипотез и предложений; 5) наличие разрешения соответствующих органов.

Метод экспертных оценок1. . Это получение мнений, излагаемых по определенным вопросам группой специально отобранных 
экспертов из числа научных и практических работников, хорошо 
знающих проблемы борьбы с преступностью. Он достаточно широко используется для оценки уровня латентной преступности, 
прогнозирования преступности, изучения эффективности норм уголовного права, причин изменений в динамике преступности и др. 
Существуют две основные формы опроса экспертов: индивидуальные и групповые. Опросы могут быть очные и заочные, письменные и устные, по общим и частным вопросам. Опросы позволяют получить серию отдельных и коллективных мнений по конкретным вопросам изучаемой криминологической проблемы. Ответы экспертов обобщаются, анализируются; подсчитываются количественные оценки факторов (если они были указаны); определяются средние значения.

Информация о работе Методика криминологических исследований