Сущность и психологические основы тактики допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научных достижений, изучения следственной и судебной практики разработать теоретические положения и подготовить на их основе научно обоснованные рекомендации по повышению эффективности тактики…….???.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
-анализ и обобщение имеющихся литературных источников и нормативных правовых актов, связанных тактикой…. .

Содержание

Введение..............................................................................................................5
Глава 1. Сущность и психологические основы тактики допроса……………9
1.1. Понятие, виды и задачи тактики допроса......................................................9
1.2. Психологические основы тактики допроса.................................................19
1.3. Тактические приемы допроса......................................................................27
Глава 2. Особенности ведения тактики допроса...........................................37
2.1. Особенности ведения тактики допроса свидетеля и потерпевшего..........37
2.2. Особенности ведения тактики допроса подозреваемого и обвиняемого..46
2.3. Особенности ведения тактики допроса отдельных категорий лиц...........57
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования ведения тактик допроса.............................................................................................................64
3.1. Проблемы ведения тактик допроса...............................................................64
3.2. Пути совершенствования ведения тактик допроса.....................................66
Заключение.....................................................................................................71
Список использованных источников...........................................................75
Приложение 1. Справка о внедрении…

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Криминалистика.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Если обвиняемый, признав себя виновным, дает показания  по существу предъявленного обвинения, следователь должен применять тактические приемы, направленные на получение макси- мально полных и подробных сведений.

Нужно учитывать, что признание обвиняемым своей вины в совершении уголовно наказуемого  деяния небольшой или средней тяжести  может быть самооговором с целью  избежать уголовной ответственности за тяжкое или особо тяжкое преступление. Следовательно, эти показания необходимо тщательно проанализировать и сопоставить с ранее полученными данными. Нужно проверить, нет ли в них схематичности и стереотипности, которые характерны для случаев, когда обвиняемый, не совершив инкриминируемое преступление, но имея о нем некоторое представление, создает подходящую легенду и придерживается ее на протяжении всего предварительного следствия.

Признаками  самооговора также являются: обилие противоречий между отдельными частями показаний, между сведениями, которые обвиняемый сообщал в разное время; наличие в показаниях неправдоподобных деталей; совпадение показаний обвиняемого со слухами, которые циркулировали в данном населенном пункте в связи с обнаруженным преступлением, и т.п.

При наличии  признаков самооговора следователю  необходимо: детально изучить материалы  уголовного дела, содержащие данные о  личности обвиняемого, особенно о его  волевых качествах (темперамент, внушаемость, упрямство, трусость и т.п.) и возможных расстройствах психики; проверить, не было ли на него оказано физическое или психическое давление для склонения к самооговору; принять меры к установлению возможных соучастников преступления и лиц, которые могли оказать на обвиняемого воздействие; произвести его повторный допрос, применив тактические приемы, направленные на проверку достоверности получаемых показаний (изменить последовательность выяснения обстоятельств, о которых обвиняемый уже был допрошен, что вынудит его отступить от стереотипов); акцентировать внимание на выяснении фактов, которые в показаниях не затрагивались (хотя по логике вещей он должен был знать о них) либо излагались схематично, противоречиво и т.п.

Тактика допроса  обвиняемого в условиях конфликтной ситуации сходна с тактикой допроса подозреваемого в аналогичных случаях. Отличие состоит в применении тактических приемов, основанных на предъявлении собранных по делу доказательств, и психологическом воздействии на обвиняемого.

Если в процессе расследования добыты доказательства, дающие основание предъявить обвинение, то при допросе ими следует воспользоваться. Предъявление этих доказательств облегчит получение полных и правдивых показаний или, по крайней мере, прояснит позицию обвиняемого по отношению к собранным доказательствам. В ходе допроса, особенно при активном участии защитника, имеющиеся в деле доказательства проходят своеобразную проверку в аспекте их надежности для изобличения виновного.

Если совокупность доказательств содержит пробелы, не влияющие на вывод следователя относительно виновности обвиняемого, то при допросе их рекомендуется предъявить так, чтобы последний не только не догадался об этом, но и сообщил сведения о недостающих уликах. Для этого целесообразен, например, тактический прием, основанный на создании преувеличенного представления об объеме добытых доказательств.

Спецификой тактики  допроса обвиняемого является также  более широкое применение приемов  психологического воздействия. К началу допроса следователь, как правило, имеет достаточно полное представление о личностных свойствах обвиняемого. В зависимости от них и формирующейся в ходе допроса ситуации рекомендуется использовать такие приемы психологического воздействия, как активизация положительных качеств допрашиваемого и разъяснение правовых последствий деятельного раскаяния и активной помощи в раскрытии преступления. Активное применение таких приемов может убедить обвиняемого в нецелесообразности дальнейшего запирательства.

Если обвиняемый  наотрез отказывается от дачи показаний, то допрос лучше прекратить, чтобы дать ему возможность взвесить все «за» и «против» и убедиться в необходимости рассказать правду. В то же время после перерыва в допросе обвиняемый может не изменить своей позиции, а передышку использовать для корректировки линии поведения с учетом сведений, почерпнутых в ходе допроса, в частности, оценив предъявленные доказательства. Поэтому колебания в позиции обвиняемого нужно стимулировать применением тактических приемов, направленных на дачу полных и достоверных показаний.

Тактика допроса  обвиняемого по уголовному делу о  преступлении, совершенном группой лиц, имеет особенности, обусловленные  характером иерархии в группе. С  одним из соучастников обвиняемый  может быть связан родством, с другим его отношения цементирует страх, подчиненность, зависимость и т.п.

Если соучастники  преступления изолированы друг от друга, то отношения между ними постепенно меняются, поэтому следователю необходимо определить, у кого из обвиняемых появилась  неприязнь к соучастникам и по какой причине. Целесообразно выбрать  того, кто считает себя обиженным или обделенным со стороны соучастников, раскрыть в ходе допроса его истинное место в сложившейся иерархии преступной группы. Однако в данном случае необходимо очень осторожно выбирать методы психологического воздействия, чтобы не толкнуть его на оговор соучастников.

 

 

2.3 Особенности  ведения тактики допроса отдельных  категорий лиц

 

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (ст. 425 УПК  РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191 УПК РФ) имеет специфику, обусловленную  их возрастом и социально-демографическими характеристиками.

Специфика допроса  несовершеннолетних обусловливается:

1. меньшим, чем  у взрослых, объемом знаний и  жизненного опыта;

2. слабой способностью  к сосредоточенному вниманию;

3. повышенной  внушаемостью;

4. меньшим развитием  аналитических навыков при восприятии  и оценке воспринятого;

5. тенденцией  к смешению реально воспринятого  и воображаемого; 

6. эмоциональностью  суждений и действий.

Несовершеннолетние  уступают взрослым в способности  осознать событие в целом, не всегда могут выделить главное. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интервалов времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, однако весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали. Они обладают повышенной возбудимостью, неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций, что заметно отражается на их показаниях.

Поскольку названные  и некоторые другие особенности психофизического развития несовершеннолетних проявляются в процессе формирования показаний и в поведении на допросе одинаково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения допрашиваемого.

В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетних на допрос производится, как правило, через их родителей или иных законных представителей. При необходимости участия в допросе законного представителя или близкого родственника несовершеннолетнего в повестку включается предложение о его явке вместе с вызываемым.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего  следователь должен выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение  оптимальных условий производства допроса:

1) решить вопрос  о месте допроса. По общему  правилу несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя — в месте нахождения несовершеннолетнего (чаще всего малолетнего). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал преступное событие, по поводу которого ему предстоит давать показания. Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) допрашивается в рабочем кабинете следователя либо в изоляторе временного содержания, если он задержан или заключен под стражу;

2) определить  день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) должен быть произведен как можно быстрее после события преступления, чтобы исключить запамятование обстоятельств произошедшего. Кроме того, актуальность безотлагательного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они разговаривали до начала допроса;

3) получить информацию  о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения так- тики допроса необходимо выяснить:

а) отношение  несовершеннолетнего к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т.п.);

б) черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.);

в) круг интересов  и увлечений, а также иные данные, относящиеся к его социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам. Для этого необходимо тщательно  изучить материалы уголовного дела, допросить родителей или законных представителей, педагогов и других лиц;

4) определить  круг участников допроса (педагог,  родители, законные представители  несовершеннолетнего, защитник). Приглашать  для участия в допросе несовершеннолетнего  обвиняемого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда следователь, несмотря на предпринимаемые усилия, не может установить с допрашиваемым психологический контакт.

Подход к  приглашению педагога для участия  в допросе несовершеннолетнего  должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов- с участием соответствующих педагогов.  В каждом случае решается вопрос о том, какого педагога - знакомого или не знакомого допрашиваемому - следует пригласить.

По делам  о половых преступлениях рекомендуется  принять меры к тому, чтобы в  допросе участвовал педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может отрицательно отразиться на полноте даваемых показаний.

Педагогу, законному  представителю и защитнику, которые  участвуют в допросе, следует разъяснить их права (задавать вопросы с разрешения следователя; знакомиться с протоколом допроса и ходатайствовать о внесении в него дополнений и поправок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей подписью правильность записи показаний;

5) побеседовать  с участниками предстоящего допроса  для разъяснения их роли в  следственном действии, определения  особенностей психологии допрашиваемого, характера взаимоотношений несовершеннолетнего  с другими лицами, проходящими  по делу;

6) составить план допроса несовершеннолетнего, тщательно продумав формулировки вопросов, которые предстоит задать. Вопросы должны быть понятными и точными.

Порядок допроса  несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели (потерпевшие), не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Перед началом допроса следователь разъясняет допрашиваемому необходимость правдиво рассказать все известное ему по делу.

На подготовительной  стадии следователь должен установить с допрашиваемым психологический контакт. Некоторые особенности  имеют последующие стадии допроса: свободный рассказ и ответы на вопросы.

Обычно свободный рассказ  несовершеннолетнего бывает отрывочен, сбивчив и непоследователен, поэтому  рекомендуется применять тактические  приемы, помогающие допрашиваемому выдерживать  нить изложения. Для этого следователь  с максимальной осторожностью  должен направлять его рассказ в нужное русло.

Важную роль в получении от несовершеннолетнего  полных и правдивых показаний имеет  стадия ответов на вопросы. Содержание и направленность вопросов здесь  зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого. Задавая вопросы, важно убедиться в том, что допрашиваемый правильно понял их содержание, а при необходимости разделить вопрос на несколько более конкретных и простых.

Несовершеннолетнему, который дал правдивые, хотя и неполные показания, следователь задает уточняющие вопросы. При этом они должны быть четкими и доступными для понимания подростка. При постановке детализирующих вопросов нужно учитывать, что несовершеннолетние запоминают информацию выборочно, поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях удается не всегда. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата могут привести к тому, что недостающие детали окажутся вымышленными.

В ходе допроса  несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) нужно обращать внимание на соответствие сообщаемых сведений уровню его психического развития. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, данными в ходе свободного рассказа и при ответах на вопросы, а также некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что он находится под чьим-то влиянием. Тогда необходимо выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он обсуждал обстоятельства, о которых был допрошен, не подсказывал ли ему кто-либо ответы на вопросы следователя.

Информация о работе Сущность и психологические основы тактики допроса