Нетрадиционные тактические приемы допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:17, дипломная работа

Краткое описание

Цели и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является всестороннее изучение тактики допроса, анализ законодательных норм и практики их применения, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию теоретических концепций и практических мер, осуществляемых в ходе допроса свидетелей и потерпевших с учетом следственных ситуаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…3-7
Глава 1: Уголовно правовые аспекты допроса………………………8-40
1.1. Понятие, сущность допроса……………………………………..8-22
1.2.Правовое положение свидетелей и потерпевших……………….22-40
Глава 2: Особенности допроса свидетелей и потерпевших на предварительном следствии…………………………………………...40-
2.1 Тактические приемы допроса свидетелей и потерпевших……..40-
2.2. Тактические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и
потерпевших…………………………………………………………….
Глава 3: Нетрадиционные тактические приемы допроса……………
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!!!ДИПЛОМ11221!!!!!!.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

В ряде государств открыто  не рекламируется применение наркотических веществ при допросе, даже декларативно заявляется, что «мораль, которой руководствуется право, отрицает всякую ценность тех заявлений, которые были сделаны не по доброй воле. Вот почему методы допроса, которые влекут за собой насилие, физическое или нравственное, или же являются незаконными, должны быть решительно отклонены». А в УПК ФРГ в 1950 г. был  введён дополнительный § 136-а «Недопустимые методы допроса», запрещающий такие методы, как дурное обращение, физическое воздействие, обман, гипноз и пр.

Сложность поэтому лежит  в подборе оптимальной рабочей  дозы препарата, которая должна исключить  способность к сознательному  сопротивлению (возможного при скудной  дозе), и не допустить, чтобы объект «нес околесицу» (при слишком большой дозе).

В тактике наркодопроса используют следующие приемы:

- подмешивание в питье  настоя белладонны (бешеной вишни  или красавки) с целью уловить  скрываемое в сонном бреду;

- замедленное внутривенное  введение небольшой (0,5-1 мл 0,05 % раствора) дозы скополомина. Субъект не контролирует себя, становится избыточно общительным, предельно благодушным и очень откровенным, рассказывая то, что он в обычном состоянии скрывает;

- введение в вену 2-8 мл 10 % раствора тиопентал-натрия (пентотала)  с небольшой (1 мл за 1 минуту) скоростью. При этом через 10-15 минут «свет явственно тускнеет, предметы уменьшаются в размерах, скрываемые мысли выскакивают на поверхность, сметая помыслы о всякой осторожности и необходимости владеть собой, хотя потребности в общении обычно нет».;

- замедленное введение  в вену 0,5-8 мл 10 % раствора амитал-натрия (барбамила), воздействие которого  проявляется в снижении общей  активности и замедлении речи,возникает  эйфория (хоть изредка возможна  и депрессия) с повышенной общительностью  и дружелюбием в сопровождении многословия с исчезновением сдержанности, что длится от 10 минут до 1 часа, сменяясь оглушением и сном на время от нескольких минут до нескольких часов;

  • замедленное (за 3-5 минут) внутривенное введение 2-8 мл 10% раствора амитал-натрия (барбамила), а после погружения в наркотический сон, введение мощной дозы психостимулятора (амфетамина). Форсированное пробуждение спящего дает ему прилив энергии и страстное желание говорить; звуки и все образы вокруг становятся яркими и очень рельефными, пульс и дыхание учащаются, все мысли проясняются, хочется кричать от осознания своей силы. Осозновая антигуманность и недопустимость нормативного закрепления применения методов наркодопроса, все же нельзя было не упомянуть о них в данной работе, так как они характеризуются высокой эффективностью, что влечет за собой их широкое использование криминальными кругами и рядом спецслужб, в том числе, в Российской Федерации.

2.3. Тактические  особенности допроса несовершеннолетних  свидетелей и потерпевших

Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в значительной степени обусловлена особенностями  их психики (повышенной внушаемостью и  самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и т. п.), незначительным или совсем отсутствующим жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов119.

В зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе несовершеннолетние по характеру и  степени выраженности психических  процессов значительно отличаются друг от друга. Несовершеннолетие охватывает достаточно большой временной промежуток, внутри которого можно выделить различные периоды развития детей и подростков, характеризующиеся «неодинаковой степенью доступности явлений внешнего мира для их восприятия, различной степенью сознательности и различными особенностями протекающих у них психических процессов»120.

От этого, в свою очередь, зависит способность воспроизводить в процессе допроса воспринятое  ранее. Не вызывает сомнений, что эта  способность будет различной  у пятилетнего ребёнка и у  пятнадцатилетнего подростка. Однако чёткого, детально разработанного и принятого всеми криминалистами деления рассматриваемой категории лиц на возрастные группы до сих пор нет. Соответственно, не только в теории, но и на практике зачастую не проводится какого-либо разграничения тактических приёмов, применяемых к несовершеннолетним свидетелям и потерпевшим разного возраста (об этом заявили 12,7 % опрошенных в ходе проведённого автором анкетирования; ещё 42 % затруднились ответить на поставленный вопрос). Получается, что из-за недостаточного освещения означенной проблемы в специальной литературе практическим работникам подчас не остаётся ничего иного, как использовать рекомендации, справедливые в отношении одной возрастной группы, при допросе представителей других возрастных групп, для которых они во многом непригодны.

Закон не ограничивает возраста свидетелей. В ряде случаев ими  могут быть дети дошкольного возраста (от трех до шести лет) и младшего школьного возраста (от шести до 11 лет). Их допрос должен осуществляться с учетом возрастных особенностей, присущих каждому из указанных возрастных периодов121.

Прежде всего нравственной обязанностью следователя является установление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что  несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) известны какие-либо относящиеся к  расследуемому делу обстоятельства, то есть вызов на допрос должен быть обоснованным. Так, по одному уголовному делу были проведены допросы несовершеннолетних свидетелей П., Б. и Е. Спустя некоторое время состоялись повторные допросы этих же лиц, хотя изучение автором материалов уголовного дела не выявило необходимости в их проведении, поскольку несовершеннолетние не показали ничего, способного каким-либо образом повлиять на ход расследования. Разумеется, протоколы повторных допросов практически слово в слово повторили первоначальные показания несовершеннолетних П., Б. и Е122. Помимо бесполезных затрат времени необоснованный вызов на допрос в рассматриваемом случае причинил несовершеннолетним свидетелям излишнее беспокойство, что не может быть признано нравственным.

В соответствии с положениями  УПК РСФСР свидетель (потерпевший), не достигший шестнадцатилетнего возраста, вызывался на допрос через его  родителей или иных законных представителей, что уменьшало волнение и беспокойство несовершеннолетнего, обеспечивало для родителей и иных законных представителей реальную возможность осуществить защиту прав и интересов допрашиваемого. Сегодня согласно ч. 4 ст. 188 УПК РФ лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. На наш взгляд, следователю необходимо осторожно подходить к реализации на практике положения, выступающего альтернативой вызову несовершеннолетнего через законных представителей, и прибегать к нему лишь в крайнем случае. Подростку может быть неприятно разглашение факта вызова в следственные органы (например, ввиду боязни неправильной реакции, осуждения со стороны уважаемых людей)123.

В соответствии с ч. 1 ст. 187 УПК РФ допрос проводится по месту  производства предварительного следствия, однако следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого. Указанное обстоятельство важно учитывать при вызове на допрос несовершеннолетних (особенно малолетних), поскольку на получении их показаний обстановка в кабинете следователя может сказаться неблагоприятно.

При решении вопроса  о времени допроса несовершеннолетнего  свидетеля или потерпевшего следователю  нужно помнить, что производство допросов в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164). Перечень таких случаев в законе не приводится, тем не менее ясно, что ночной допрос возможен, когда речь идет, например, о немедленном задержании опасного преступника, в связи с чем необходимо выяснить его личность или приметы. Изучение материалов уголовных дел выявило факт неоднократных нарушений указанного требования закона. Так, несовершеннолетних свидетелей Д. и С. допрашивали после полуночи (соответственно с 1 ч. 00 мин. до 1 ч. 25 мин. и с 1 ч. 30 мин. до 1 ч. 50 мин.), хотя никакой необходимости в этом автором обнаружено не было124.

Также не следует вызывать несовершеннолетних свидетелей и потерпевших  на допросы в утренние часы, когда  они находятся на занятиях (если только допрашиваемый не учится во вторую смену — здесь следователю необходимо исходить из данных о его личности). В случаях, когда это не вызывается тактическими соображениями, подобный допрос нельзя признать нравственно оправданным.

Общая продолжительность  допроса детей дошкольного возраста не должна превышать 20 минут, а детей младшего школьного возраста - 30 минут. В случае сильного душевного волнения допрос должен быть временно прекращен, а внимание ребенка переключено на эмоционально - положительные объекты125.

Одним из условий допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, обеспечивающих получение полных и достоверных показаний, служит установление психологического контакта между следователем и допрашиваемым. Предпосылки для установления такого контакта создаются при помощи разнообразных сочетающихся между собой тактических приемов. Однако недостаточно рассматривать действия следователя лишь в плане психологического контакта, оставляя без внимания их этическую  сторону. По мнению Л.Л. Каневского, установление психологического контакта с несовершеннолетним «во многом зависит от такого качества следователя, как справедливость, которое несовершеннолетние ставят на одно из первых мест среди других положительных качеств человека»6. «Никакая Фемида, — пишет А.С. Макаренко, — не     умеет так точно разбираться в вопросах справедливости, как пацаны»126.

Не секрет, что подросток  всегда пытается найти какой-то образец  для подражания, пример, которому он мог бы следовать. Поэтому крайне важно, чтобы несовершеннолетний свидетель или потерпевший в лице следователя увидел не только специалиста высокой квалификации, но и человека широкой эрудиции, разбирающегося в таких областях человеческой деятельности, которые близки допрашиваемому (например, спорт, музыка). Однако установление общности возможно лишь в там случае, если следователь действительно питает интерес к той или иной проблеме, разбирается в ней, знает ту или иную сторону жизни и т.д.

  В противном случае желание следователя установить контакт подобным образом может привести его к прямой лжи и лицемерию, что, несомненно, обнаружит допрашиваемый. Целесообразнее в подобных случаях проявить интерес к той области, о которой говорит несовершеннолетний свидетель (потерпевший), и если следователь незнаком с ней (недостаточно глубоко ее знает), сказать об этом допрашиваемому. Такое поведение следователя, свидетельствуя о вдумчивом отношении его к жизни и занятиям несовершеннолетнего, скорее позволит установить с ним контакт127.

Следователю важно помнить, что человек ищет в другом то, чего ему самому не хватает. Особенно это касается подростков. Поэтому желательно, чтобы следователь обладал способностью положительного эмоционально-волевого влияния на несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) и стал на этой основе своего рода авторитетом для него. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что отмеченное эмоционально-волевое влияние не должно переходить в незаконное психологическое воздействие и внушение, поскольку может привести к получению искаженной информации.

По меткому замечанию  Б.М. Шавера, «некоторые следственные работники именно и исходят из того, что если только на малолетнего при допросе «нажать», то он все расскажет... Стремление «нажать» на малолетнего, «припугнуть» его, чтобы добиться истины, очень развито у некоторых следственных работников, и будучи в той или иной форме проводимо, на практике становится преступлением, благодаря которому допускается целый ряд ошибок по делам несовершеннолетних»128.

При допросе малолетних свидетелей и потерпевших необходимо учитывать их индивидуально-психологические особенности. Соответствующие сведения следователь получает из бесед с родителями, воспитателями и учителями, из знакомства с условиями жизни ребенка, с общим уровнем его психического развития. При этом выясняется, какими знаниями и умениями владеет ребенок, склонен ли к чрезмерному фантазированию, чем увлекается, как ведет себя со взрослыми и со сверстниками, каковы черты его характера, особенности темперамента (общительность, уравновешенность, возбудимость или инертность), имеются ли какие-либо психические аномалии, дефекты речи, что может вызвать повышенную психическую напряженность и т д. Необходимо знать и позицию малолетнего по отношению к расследуемому событию, его психическое состояние в момент совершения преступления, а также обсуждались ли эти события в присутствии ребенка, мог ли он слышать о них от других лиц и т. п. Кроме того, следует исключить все попытки взрослых подготовить ребенка к допросу129 .

При подготовке к допросу  следователь может использовать консультации педагога, психолога. Допрос может происходить в домашней обстановке, в дошкольном или медицинском учреждении, в школе, детской комнате милиции и т. п., в зависимости от того, где можно добиться максимальной коммуникативной активности. При этом формулировки вопросов должны быть заранее продуманы совместно со знающим ребенка педагогом130.

Вызов на допрос педагога, произведенный следователем без  учета сведений о личности допрашиваемого, материалов дела, взаимоотношений, сложившихся  между допрашиваемым и членами  педагогического коллектива школы, где он обучается, может не только затруднить процесс получения от несовершеннолетнего показаний, но и привести к тягостным переживаниям. Представляется целесообразным выяснить у самого несовершеннолетнего до начала допроса, в присутствии какого педагога — знакомого или незнакомого — он предпочитает давать показания.

При допросе несовершеннолетнего  свидетеля и особенно потерпевшего по делам, связанным с половыми преступлениями, следователь должен принять меры к тому, чтобы педагог был того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить моральную травму допрашиваемым131.

Вообще, что касается расследования половых преступлений, то соблюдение следователем норм нравственности, особенно по отношению к несовершеннолетним, имеет здесь, пожалуй, первостепенное значение. Неумелым и нетактичным допросом можно подчас причинить больше вреда, чем причинило расследуемое преступление. «Отец криминалистики» по этому поводу писал: «Сплошь и рядом бывает, что ребенок совершенно не отдает себе отчета в истинных намерениях преступника. Если при допросе спрашивать, говорил ли преступник какие-нибудь непристойные слова, не обнажил ли он свои половые органы и т.д., то мы этим, с одной стороны, дадим ребенку такие разъяснения, которых ему еще не следует знать, в особенности при таких обстоятельствах, и оскорбим его чувство стыдливости, с другой же стороны, дело вперед не подвинем, так как ребенок может бессознательно превратить заданный ему вопрос в факт, якобы имевший место в действительности. Нельзя также забывать, что дети, особенно девочки, реже мальчики, в возрасте, когда у них пробуждается половое чувство, отличаются склонностью к преувеличениям в половых вопросах; эта склонность только укрепляется в них слишком подробным или повторным допросом»132.

Информация о работе Нетрадиционные тактические приемы допроса