Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений это система научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций, базирующихся на изучении закономерностей криминальной и следственной деятельности, которые оптимизируют организацию и осуществление расследования отдельных видов преступлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….….3
1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений………………………………………………………………………...7
1.1. Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений………..7
1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций……………………………………………………..……...14
2. Особенности тактики проведения следственных действий по расследованию дорожно-транспортных преступлений………………………………..………….20
2.1.Специфические особенности и этапы расследования дорожно-транспортных преступлений……………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по криминалистике.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Итак, подводя  итоги написания данной работы, я  могу сделать следующие выводы, что  все причины возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:

1) возникшие  по вине водителей, управляющих  транспортом в состоянии алкогольного  или наркотического опьянения,  при сильном утомлении, несоблюдении  правил при маневрировании, перевозке  пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;

2) возникшие  по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;

3) происшедшие  в результате нарушений, допускаемых  лицами, ответственными за техническое  состояние и эксплуатацию транспортных  средств (нарушение правил технического  обслуживания и выпуск на линию  неисправного транспорта), а также  вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.

Как я уже  отмечал выше, практика показывает, что в подавляющем большинстве  случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.

Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что зачастую они результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин. Выяснить криминалистические значимые обстоятельства дорожно-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы "водитель автомобиль дорога окружающая среда". Механизм это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистические значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.

В ДТП выделяется три основные фазы: начальная, кульминационная и финальная. Теперь по подробнее.

1) Начальная  фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП.

2) Кульминационная  фаза состоит из событий, вызывающих  наиболее тяжелые последствия  (повреждения транспортных средств,  увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной. Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим состоянием транспортных средств, личностными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов.

3) Финальная  фаза ДТП обычно совпадает  с прекращением движения транспортного  средства. В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен.

На характер и качество восприятия обстановки и  обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса.

Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные  за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности.

ДТП нередко  возникают по вине потерпевших, которые  на следствии пытаются переложить виновность о произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельства происшествия.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 августа 2012 года № 7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. №25. Ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 года. № 52 (часть I). Ст. 4921.

4. Закон «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» от 09.12.2008 № 25 [Текст] // Постановление Пленума Верховного Суда РФ. (редакция от 30 мая 2012 года)

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации постатейный, под ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М., ИНФРА-М-НОРМА, 2010 (издание третье, измененное и дополненное) С. 576.

6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации./ Ответственный редактор Рарог А.И. - М.: Юрист, 2011, С. 134.

7. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 7-е изд., перераб. и доп. // Отв. ред. Лебедева В.М. - Юрайт-Издат, - 2007. – 304 с.

8. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / Отв. ред. Кругликов Л.Л. М.: ВолтерсКлувер, 2010. – 273 с.

9. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ под ред. проф. Скуратова Ю.И., Козлова В.М. - М.: Инфра-М, 2011, 759 с.

 

Научная и учебная литература:

1. Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: Вопросы  и ответы. М. 2010 с. 94.

2. Бастрыкин А.И., «Криминалистика: техника, тактика и методика расследования дорожно-транспортных преступлений: научно-практическое пособие», юридический центр Пресс - 2010, 495 стр.

3. Белкин Р.С.  Криминалистика: проблемы сегодняшнего  дня. Злободневные вопросы российской  криминалистки. М., 2011, 353 с.

4. Белкин Р.С.  Криминалистика: проблемы сегодняшнего  дня. М., 2010, С. 598.

5. Белкин Р.С.  Криминалистическая энциклопедия. М., 2009, С. 633.

6. Белкин Р.С.  Курс Криминалистики. М. 2010, С. 723.

7. Волчецкая  Т.С. Криминалистика: курс лекций. М., 2007, С 168.

8. Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений. М., 2011, 85 с.

9. Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, 102 с.

10. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н., «Криминалистика для следователей и дознавателей. Научно-практическое пособие в расследовании дорожно-транспортных преступлений». Контракт - 2010, 683 стр.

11. Карлов В.Я., «Использование криминалистической техники в расследовании дорожно-транспортных преступлений», издательство "ЭКЗАМЕН" - 2006, 192 стр.

12. Колдин В.Я. Судебная идентификация. М., ЛексЭст, 2012, 238 с.

13. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. М., 2008, 265 с.

14. Криминалистика. Учебник / под ред. Ищенко Е.П. М. 2011, С.109.

15. Малков В.П., комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М., ИНФРА-М - НОРМА, 2012. С. 694.

16. Маркет Д.С., Тюнис И.О., «Криминалистика», - 2010, 223 стр.

17. Образцов В.А. Криминалистика: модели, средства и технологии раскрытия преступлений: Курс лекций. М., 2010, 206 с.

18. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск, 2010, 66 с.

19. Питерцев С. К., Степанов А. А. Общие положения тактики расследования дорожно-транспортных преступлений// журнал «Закон», объединенной ассоциации юристов. 2011, С. 86.

20. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие. М.,2009, 149 с.

21. Селиванов Н.А., Эйсман А.А., Грабовский В.Д. и др. Идентификация и дифференциация в структуре деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений: Учебное пособие. Горький, 2010, 221 с.

22. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий. Саратов, 2010. Под общей редакцией Сапрунова А.Г.- М., 98 с.

23. Справочник следователя/ Под общей редакцией Сапрунова А.Г.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2011, 183 с.

24. Топорков А.А., Ищенко Е.П., «Криминалистика», ИНФРА-М - 2010, 784 стр.

25. Трухачев В.В. Криминалистический анализ сокрытия преступной деятельности. Воронеж 2010, 177 с.

26. Уголовно-процессуальное право. Практический курс: Учебное пособие. / Под общей редакцией Сапрунова А.Г. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2008, 120 с.

27. Уголовно-процессуальное право. Учебник. / Под редакцией Гаухмана Л.Д., Максимова С.В. - М.: Юриспруденция, 2009, 166 с.

28. Уголовно-процессуальное право России: учебник для вузов. В 2-х т./ Под ред. проф. Игнатова А.Н. и проф. Красикова Ю.А. - М.: НОРМА, 2010, 93с.

 

Иные  источники:

1. http://www.rg.ru/

2. http://www.akademout.ru/catalog/sources.php?n=494

3. http://www.garant.ru/

 

1Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений. М., 2011, с. 63.

2Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. №25. Ст. 1386.

3Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. №25. Ст. 2132.

4Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, с. 68.

5Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений. М., 2011, с. 66.

6Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, с. 72.

7Образцов В.А. Криминалистика: модели, средства и технологии раскрытия преступлений: Курс лекций. М., 2010, с. 136.

8Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, с. 76.

9Образцов В.А. Криминалистика: модели, средства и технологии раскрытия преступлений: Курс лекций. М., 2010, с. 142.

10Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск, 2010, с. 34.

11Селиванов Н.А., Эйсман А.А., Грабовский В.Д. и др. Идентификация и дифференциация в структуре деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений: Учебное пособие. Горький, 2010, с. 100.

12Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, с. 77.

13Селиванов Н.А., Эйсман А.А., Грабовский В.Д. и др. Идентификация и дифференциация в структуре деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений: Учебное пособие. Горький, 2010, с. 106.

14Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск, 2010, с. 40.

Информация о работе Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений