Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений это система научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций, базирующихся на изучении закономерностей криминальной и следственной деятельности, которые оптимизируют организацию и осуществление расследования отдельных видов преступлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….….3
1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений………………………………………………………………………...7
1.1. Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений………..7
1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций……………………………………………………..……...14
2. Особенности тактики проведения следственных действий по расследованию дорожно-транспортных преступлений………………………………..………….20
2.1.Специфические особенности и этапы расследования дорожно-транспортных преступлений……………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по криминалистике.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Освидетельствование водителя и потерпевшего производится для установления алкогольного или наркотического опьянения. Констатируются факт и давность употребления спиртного или наркотиков, степень опьянения, наличие остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном опьянении. Обычно производится также биохимическое исследование проб крови и мочи испытуемого для качественного и количественного определения в его организме алкоголя и наркотиков.17

Судебно-медицинская  экспертиза назначается во всех случаях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине наступления смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед происшествием, судебный медик решает вопрос о наличии на теле и одежде потерпевшего специфических следов автотранспортной травмы. Они возникают вследствие удара конкретных частей тела об автомобиль и дорожное покрытие; сдавливания тела между колесами и дорогой или двумя автомобилями; трения при волочении тела по дорожному покрытию и т.д.

Судебно-медицинская  экспертиза вещественных доказательств  исследует объекты биологического происхождения, чаще всего кровь, волосы, частицы костей, тканей и органов  человеческого тела, обнаруженные при  осмотре места ДТП. Перед экспертом ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаруженная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли волосы, обнаруженные при осмотре автомобиля, человеку и сходны ли они с волосами потерпевшего и др. Характер дальнейших следственных действий зависит от ситуации, складывающейся после проведения первоначального этапа расследования. Все зависит от объема собранных доказательств вины нарушителя и его отношения к ним. На этом этапе следователь допрашивает новых свидетелей, назначает различные экспертизы, а при необходимости проводит следственные эксперименты и предъявления для опознания.18

По завершнении  первоначального этапа следователь  обычно конкретизирует версии о причинах произошедшего. Типичны такие версии:

1) вина водителя  в нарушении правил дорожного  движения: нахождение за рулем  в нетрезвом состоянии, неправильный  обгон, превышение допустимой  скорости и т.д.;

2) неисправность  дороги, отсутствие разметки, дорожной  сигнализации;

3) техническая неисправность ТС (к примеру, отказ тормозов, рулевого управления, других важных агрегатов);

4) неосторожность  потерпевшего;

5) непредвиденное  стечение обстоятельств;

6) инсценировка  дорожно-транспортного преступления  для сокрытия другого преступления.

Поскольку важно  установить фактические обстоятельства ДТП, иногда возникает необходимость  в проведении следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия. При этом недопустимо опытным путем проверять обстоятельства, связанные с экстренным торможением, маневрированием, чтобы определить техническую возможность предотвращения наезда. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента является проверка: угла обзора видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному участку дороги; скорости движения автомобиля, возможности его самопроизвольного движения под уклон при включенных тормозах; наличия у водителя профессиональных навыков вождения и др.

При необходимости  на данном этапе могут быть проведены  предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные ставки, иные следственные действия. Составив мотивированное постановление о  привлечении водителя в качестве обвиняемого, следователь производит его допрос. Затем может возникнуть необходимость повторных или дополнительных экспертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его защитником.19

Следственный  эксперимент по рассматриваемой  категории дел обычно проводится трех видов:

1) выясняется  возможность совершения определенных  действий;

2) устанавливается  возможность восприятия какого-либо  явления;

3) определяется  механизм ДТП. В первом случае  посредством экспериментов определяют  скорость движения автомобиля, состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безопасность движения, наличие или отсутствие у водителя профессиональных навыков. Во втором случае следственный эксперимент позволяет выяснить возможность увидеть появившееся препятствие (человека, автомашину и т.д.) в конкретной дорожной обстановке, услышать звуки сигнала, шум двигателя транспортного средства и т.д. В третьем случае следственный эксперимент предполагает воспроизведение обстановки расследуемого ДТП и выяснение по следам на автомобиле, дорожном покрытии и других объектах механизма столкновения, опрокидывания или наезда.

Условия проведения следственного эксперимента должны быть максимально приближены к действительным обстоятельствам случившегося ДТП. Конечно, нельзя проводить такие эксперименты, которые могут привести к травмам его участников, причинению материального ущерба (повреждение автомобиля, шлагбаума, светофора, дорожного покрытия и др.). На последующем этапе расследования допрашивают всех свидетелей, могущих охарактеризовать участников ДТП: медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему, его и водителя коллег по работе, сотрудников полиции и др. В ходе допросов выясняются подробности и обстоятельства расследуемого происшествия, личности его участников. Допрашивая лиц, знающих участников ДТП, например их родственников и близких, важно выяснить, не страдал ли потерпевший (подозреваемый) какими-либо психическими или физическими недостатками, каким было его состояние здоровья перед происшествием, не злоупотреблял ли он алкоголем, куда направлялся, как был одет, что имел при себе и т.д.

Медицинских работников обычно допрашивают, если потерпевший  умер при его транспортировке  или в лечебном учреждении. Они  могут рассказать, не говорил ли потерпевший чего-либо о ДТП. У сослуживцев водителя-профессионала обычно выясняют его деловые и личные качества, уровень профессиональной подготовки, отношение к работе, качество последнего ремонта автомобиля, порядок выпуска машин на линию и др. Работники полиции, первыми прибывшие на место ДТП, могут быть допрошены о первоначальной обстановке на этом месте. С их помощью реконструируют обстановку на месте для выяснения всех обстоятельств произошедшего. При необходимости на данном этапе могут быть проведены предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные ставки, иные следственные действия. После того, как следователь мотивированным постановлением привлекает водителя, в качестве обвиняемого, производится его допрос. Затем может понадобиться проведение повторных или дополнительных экспертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его защитником. На последующем этапе расследования, как правило, проводятся автотехническая, трасологическая, судебно-химическая экспертизы. Автотехническая экспертиза назначается, чтобы определить техническое состояние машины, исправность ее отдельных агрегатов, механизмов и узлов, установить механизм ДТП, определить техническую возможность предотвращения происшествия, дать техническую оценку действий водителя во время аварии, установить причинную связь между техническими неисправностями машины и происшествием, решить другие вопросы.  Специфические черты автотехнической экспертизы состоит в том, что в ней в качестве исходных данных выступают как материальные объекты, так и фактические обстоятельства, зафиксированные в протоколах осмотра места происшествия и автомобиля, на фотоснимках, видеозаписи, схемах (планах), в протоколах допросов очевидцев, потерпевших и др. Поэтому любая небрежность и неточность, допущенные следователем, могут негативно повлиять на выводы эксперта. Кроме автотехнической по делам данной категории назначаются различные виды криминалистической экспертизы. Возможны и комплексные исследования объектов ДТП.

На разрешение эксперта обычно выносят следующие  требующие уточнения вопросы:

1) какие повреждения  имеются на автомашине;

2) когда они  образовались до или после  происшествия;

3) с какой  скоростью ехал автомобиль перед  аварией;

4) мог ли водитель  при данной скорости движения, наличном состоянии проезжей  части и при заданном расстоянии до препятствия остановить автомобиль путем торможения;

5) какое значение  в данных условиях имела для  развития ДТП неисправность тормозов  или рулевого управления и  др.20

Вместе с  постановлением о назначении экспертизы эксперту-автотехнику должны быть направлены: протокол осмотра места ДТП и его схема, протокол осмотра транспортного средства, протокол следственного эксперимента (если он проводился), другие материалы: справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП, справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжительности работы фаз светофоров и т.д. При производстве экспертизы нередко используются автоматизированные системы "Автоэкс-2" и "Автоэкс-3". Системы включают компьютер, оснащенный программой для выполнения исследований и печатания заключений, а также графопостроитель, вычерчивающий подробную схему развития ДТП. Они позволяют получать результаты автотехнической экспертизы очень быстро и независимо от числа вопросов, а также количества вариантов численных значений исходных данных.

 Криминалистическая  экспертиза материалов, веществ  и изделий назначается в тех  случаях, когда необходимо определить, не однородны ли частицы лакокрасочного  покрытия, смазочных материалов, жидких  и сыпучих грузов, изъятые с места происшествия, тела и одежды потерпевшего и транспортного средства.

Трасологическая экспертиза чаще всего назначается, чтобы идентифицировать транспортное средство по следам протектора шин, частям и деталям, отделившимся при происшествии; определить последовательность возникновения следов, направленность приложения силы при их образовании; уточнить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения; определить направление их движения; идентифицировать человека по следам рук, оставленным на рычагах управления и других поверхностях транспортного средства; отождествить целое по частям (по осколкам фарного или лобового стекла, частицам лакокрасочного покрытия).

В данной главе  я пришел к выводу, что в целях  розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствия ДТП об этом случае необходимо проинформировать все посты ДПС, сообщить выявленные приметы транспортного средства и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средство должно быть немедленно осмотрено. Данные действия, на мой взгляд, помогут наиболее скорому и эффективному раскрытию данного вида преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги  своего исследования, я хочу отметить, что уровень общественно опасных деяний в сфере управления автотранспортом вот уже на протяжении десятилетия с каждым годом возрастает. Это обусловлено в первую очередь тем, что лица, садящиеся за руль транспортных средств, не осознают тот высокий уровень общественной опасности, который они представляю для общества в момент управления транспортным средством. Это обуславливается тем, что в последнее время резко возросло количество информации (под термином информация, я подразумеваю фильмы, аудио треки и другое), в которых идет пропаганда развязной жизни «жизни в кайф» которая действует в свою очередь на не сформировавшеюся психологию молодежи и заставляет садиться молодых людей в состоянии наркотического, психотропного или алкогольного опьянения за управления транспортным средством,  лишний раз «давить педаль акселератора в пол» неважно пусть это будет на моргающий зеленый или желтый сигнал светофора, либо где-нибудь на трассе «выжимать» максимум скорости из своего автомобиля, чтобы почувствовать, как адреналин разойдется по их венам, подвергая в первую очередь свою жизнь, а во вторую очередь жизни окружающих их людей великой опасности потерять то самое ценное, что у нас есть жизнь! Парламент Российской Федерации (Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ) постоянно ужесточает требования предъявляемым к лицам управляющими транспортными средствами, а так же лицам планирующим сесть за руль, но как мы видим на практике уровень дорожно-транспортных преступлений не уменьшается, а лишь идет вверх. Это обуславливается в первую очередь недостаточной жесткостью применяемых санкций к правонарушителям. К примеру, во избежание большого количества ДТП лицами, севшими за управление транспортного средства в состоянии алкогольного, наркотического, либо психотропного опьянения, должны, на мой взгляд, нести более суровое наказание, чем это предусматривает наше действующее законодательство. К примеру, я бы предложил ужесточить санкции, применяемые к данным лицам и заменить им 15 суточный арест на более жесткое наказание, такое как лишение свободы, от 2 до 5 лет с лишением пожизненного права управлять транспортным средством. А тех лиц, которые находясь в одурманенном состоянии, совершили дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали ни в чем не повинные граждане, которым был причинен тяжкий вред здоровью, либо смерть, должны нести самое суровое наказание. И тут у меня возникает вопрос, возможно уже пора, возможно уже пришло то время, когда надо действовать и наконец-то снять мораторий на применение смертной казни в нашем государстве? Ведь многие авторитетные ученые юристы в своих работах обсуждают столь актуальную тему на мой взгляд. Хороший пример мы можем увидеть в самой законопослушной стране мира, речь идет о Китайской Народной Республики. Где за употребление, сбыт, изготовление, хранение наркотических средств и психотропных веществ, взяточничество, убийства, изнасилования, в том числе и несовершеннолетних и многих других составах преступлений суд применяет высшую меру наказания - расстрел. Эту казнь, важно отметить, проводят публично, чтобы народ увидел, задумался и решил для себя: «А стоит ли овчинка выделки, ведь на кону может оказаться жизнь!?»

Информация о работе Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений