Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений это система научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций, базирующихся на изучении закономерностей криминальной и следственной деятельности, которые оптимизируют организацию и осуществление расследования отдельных видов преступлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….….3
1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений………………………………………………………………………...7
1.1. Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений………..7
1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций……………………………………………………..……...14
2. Особенности тактики проведения следственных действий по расследованию дорожно-транспортных преступлений………………………………..………….20
2.1.Специфические особенности и этапы расследования дорожно-транспортных преступлений……………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по криминалистике.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Видами ДТП  являются:

а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных;

б) столкновение транспортных средств;

в) опрокидывание транспортного  средства;

г) наезд транспортного  средства на препятствие;

д) падение пассажиров;

е) прочие ДТП.4

По возникновению  дорожно-транспортные происшествия можно  подразделить на несколько групп:

1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей,  пассажиров, лиц, ответственных за  техническое состояние транспортных  средств и дорог, и другие);

2) происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств. В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств, правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в следующих обстоятельствах:

-   превышение безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги);

- попадание на участок дороги с худшими характеристиками;

- обострение  дорожно-транспортной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков;

- неподачи или  неправильной подачи предупредительного  сигнала; 

- неправильном  расчете минимального остановочного  пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия;

- нарушение требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки;

- не соблюдении  безопасной дистанции;

- неожиданном  выезде из своего ряда движения тс и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения;

- нарушение правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость и другие.

Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно выражаются в:

- неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины);

- внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении;

- непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез);

- выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и другие. Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения.5 Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.

Для ДТП характерно наличие многочисленных следов и  изменений в материальной обстановке.  Это – и следы движения, скольжения по дороге, следы повреждений на самих транспортных средствах, наземных сооружениях, повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п. Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб, связанный с повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений и т.д.  Наиболее тяжкие последствия – гибель людей, получение телесных повреждений, психических травм.  В результате ДТП возможны и вредные воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).6

Криминалистическая  характеристика ДТП включает в себя также совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников. В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это нередко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений.  Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия.  При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.

Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести.  Способ сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем, а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются самостоятельными элементами указанной характеристики.7

Обстановка  преступных нарушений правил безопасности включает в себя место, время и  другие обстоятельства.  Дорожная обстановка, к примеру, представляет собой сложную исключительную динамичную совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться водителем при управлении транспортным средством.  Она включает в себя и планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей автомобилей и т.д.  Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше оснований ожидать возникновения аварийных ситуаций.  Так, чаще всего дорожно-транспортные происшествия имеют место в часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т.п. Наряду с обстановкой, криминалистическое значение имеет также техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию.  Судебно-следственная практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств, использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов.  Выезд водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко приводит к авариям с тяжелыми последствиями. Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил дорожного движения.  Как правило, этой категории правонарушений свойственны: излишняя самоуверенность, эгоизм, нечестность; пренебрежительное отношение к правилам безопасности; недостаточная профессиональная подготовка; отсутствие необходимого опыта, практических навыков; недостаточная требовательность к себе и подчиненным в части соблюдения требований безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило - это результат  многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий.  Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта.  Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

 

1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций

 

Поводами для  возбуждения уголовного дела по факту  ДТП являются, как правило, следующие основания:

- непосредственное  обнаружение сотрудником органов ГИБДД признаков преступления;

- заявления  потерпевших и их близких, очевидцев,  водителей транспортных средств, лиц причастных к происшествию;

- сообщения  сотрудников медицинских учреждений  и транспортных организаций. 

В большинстве  случаев уголовные дела о ДТП  возбуждают следователи органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:

1. Какой характер носило данное дорожно-транспортное преступление, было ли это преступление, либо несчастный случай или же действие непреодолимой силы?

2. Необходимо  также установить, где и когда  произошло дорожно-транспортное преступление, какова его обстановка: тип и состояние данного дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.

3. Кто виноват  в произошедшем дорожно-транспортном  преступлении?

4. Есть ли  причинно-следственная связь между  нарушениями правил безопасности  дорожного движения и эксплуатации  транспортного средства и наступившими  последствиями?

5. Каков механизм дорожно-транспортного преступления?

6. Установить  какие именно последствия, наступили  в результате дорожно-транспортного  преступления (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного  материального ущерба)?

7. Какие нормы  ПДД нарушены действиями виновного лица?

8. Кто конкретно  виноват в совершении данного дорожно-транспортного преступления?

Обязанности следователя  установить и такие специфические  обстоятельства, как квалификация и  стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного (наркотического) опьянения, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушения ПДД. Содержание исходных следственных ситуаций зависит от очевидности или неочевидности дорожно-транспортных преступлений, наступивших вредных последствий, своевременности его обнаружения, характера следов дорожно-транспортного преступления и предпринятых попыток их сокрытия, особенностей личности виновного.

Проанализировав следственную практику за 2002 – 2012 года, я могу назвать такие исходные следственные ситуации как:

1) водитель, автомобиль  и потерпевший находятся на  месте происшествия;

2) виновный в  дорожно-транспортном преступлении водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомобиль и потерпевшего;

3) водитель скрылся,  оставив на месте происшествия потерпевшего;

4) водитель скрылся  с места происшествия и увез  потерпевшего.

В первом случае обстановка на месте происшествия практически  не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой достаточно типичной ситуации следующие:

а) происшествие стало результатом нарушения  правил дорожного движения водителем;

б) причина происшествия грубое нарушение правил дорожного  движения пешеходом (внезапный выход  на проезжую часть дороги и др.);

в) происшествие результат выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом тормозной системы);

г) происшествие возникло в результате непреодолимой  природной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП.8

Во втором и  третьем случаях обстановка на месте  происшествия остается в первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места ДТП (эта  ситуация характерна для серьезных вредных последствий или совершения ДТП в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть решена задача об установлении обстоятельств происшествия, в первую очередь определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам на теле и одежде потерпевшего.9

Если обстановка на месте происшествия сознательно изменена его участниками (четвертый случай), тогда названные версии необходимо дополнить следующей: изменение обстановки, характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе восстановления безопасного движения транспорта, произведено уничтожение материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия. Наиболее типична первая ситуация, когда потерпевшим причиняются легкие или средней тяжести телесные повреждения. Алгоритм действий по ее разрешению включает безотлагательный осмотр места происшествия и автомобиля, допросы всех очевидцев, освидетельствование водителя, назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертных исследований. Вторая следственная ситуация отличается наиболее серьезными вредными последствиями: причинением потерпевшему тяжких телесных повреждений или смерти. Эта ситуация обычно складывается после угона автомобиля либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователю необходимо произвести осмотр места происшествия, установить и допросить очевидцев и других осведомленных лиц, назначить судебно-медицинскую экспертизу пострадавшего и дать поручение органам дознания (ГИБДД, уголовному розыску) о производстве оперативно-розыскных мероприятий. Для третьей следственной ситуации характерно причинение потерпевшему телесных повреждений средней тяжести. Для ее разрешения производится осмотр места происшествия и транспортного средства, устанавливаются и допрашиваются очевидцы, в том числе потерпевший, назначается судебно-медицинская экспертиза, дается поручение органам дознания о розыске скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, здесь возможен угон транспортного средства, а также нетрезвое состояние водителя. При четвертой следственной ситуации алгоритм действий следователя состоит в осмотре места происшествия, допросах осведомленных лиц и даче поручений органам дознания произвести оперативно-розыскные мероприятия. При обнаружении трупа потерпевшего назначается судебно-медицинская экспертиза, а при обнаружении автомобиля криминалистические экспертизы. При третьей и четвертой ситуациях исключительно важное значение имеет розыск водителя и автомобиля, которым он управлял. Прежде всего, о случившемся должны быть немедленно информированы отдел ГИБДД и соседние территориальные органы полиции. В результате будут перекрыты возможные пути движения, произведен опрос свидетелей по направлению предполагаемого уезда скрывшегося транспортного средства, организовано преследование по "горячим следам". Производится обследование автопредприятий и автосервисов, гаражей, автостоянок, дворов и других мест для обнаружения искомого транспортного средства. Розыск автомобиля и водителя обычно отправляется от следов и других исходных данных, выявленных на месте ДТП, марки и типа автомобиля, его цвета, номера и других примет, характера перевозимого груза, повреждений на окружающих предметах или теле потерпевшего, следов протектора и т.д. Очень важны показания очевидцев о внешности водителя. Для розыска следует использовать возможности местной прессы, радио, телевидения, привлекать представителей общественности.

Информация о работе Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений