Значение государственной дактилоскопической регистрации как важного элемента национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы «Значение государственной дактилоскопической регистрации как важного элемента национальной безопасности» не вызывает сомнений. Изученные и проанализированные многие статистические данные (на которых мы остановимся ниже), криминалистические и иные личностные источники, которые необходимы, чтобы раскрыть преступление, найти человека среди живых и мертвых, свидетельствуют о том, что принятие ФЗ №128 от 25.07.1998 г. было весьма и весьма позитивным шагом в политическом, уголовно-правовом, гражданско-правовом, административном, социальном и нравственно-этическом отношении, а также в повышении качества расследования уголовных, гражданских и иных дел и в том числе применительно мер упреждающего профилактического характера.

Содержание

Введение
3
Глава I. некоторые аспекты Методологии идентификационно-удостоверительной безопасности граждан В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСОКПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В рф»
§ 1.
Роль государственной дактилоскопической регистрации для повышения качества розыска, удостоверительного экспертного отождествления законопослушных граждан в различных криминальных и иных негативных социальных ситуациях
7
§ 2.
Актуальные криминалистические и иные проблемы реализации ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ»
16
Глава II. Правовое, криминалистическое и иное обеспечение теории и практики идентификационно-удостоверительной безопасности в свете положений «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года»
§ 1.
Идентификационно-удостоверительная безопасность человека, гражданина и личности как важная криминалистическая, а также гражданско-правовая и социальная проблема современного российского общества
27
§ 2.
Некоторые актуальные аспекты правового обеспечения дактилоскопической и иной безопасности в сопоставлении с национальной безопасностью
42
Заключение
49
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

д.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

6. Очередным вопросом, который мы  ставим на обсуждение это положение, что содержательное наполнение розыскных дел не отвечает самым элементарным правилам защиты прав и свобод, а также других интересов человека в России. Поэтому оно должно быть в законодательном порядке регламентировано процессуальной формой расследования (например, по инициативе ГУУР МВД РФ или  ГУ по борьбе с экономической преступностью или общественности или иного государственного образования или авторитетного лица. В ближайшей перспективе, расследование розыскных дел как исключение из правил должны осуществлять только оперуполномоченные принадлежащие к (автономной - самостоятельной) службе розыска и идентификации человека в системе МВД РФ73 или ФСБ, а возможно МЮ РФ, как это имело место в историческом прошлом.

Таким образом, следует отметить, что  условно шесть обозначенных выше вопросов корреляционно связанных  между собой и направленных в своей содержательной части на формирование и воспитание устойчивого правосознания и правоверия необходимого для понимания и использования гражданами сути и назначения тех или иных идентификационно-удостоверительных средств в зависимости от прогнозируемой или реальной ситуации, в которой может оказаться тот или иной человек. Где среди наипервейших мер по претворению в жизнь принципов ФЗ № 128 «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ», должно осуществиться скорейшее инициативное и правовое закрепление - помещения в основные документы, удостоверяющие личность пальцевых отпечатков, указания группы крови, резус фактора и медикаментозных противопоказаний. Для эффективности розыска и установления искомых лиц, как в обычных условиях расследования, так и при ликвидации последствий различных ЧС, повлекших гибель людей, многие из которых остаются неопознанными, в стратегическом, государственном плане и масштабе должно быть безотлагательное правительственное решение (постановление, указ Президента) о создании в России федерального центра по розыску и идентификации человека, а также принятие соответствующего ФЗ «О розыске и идентификации человека». Параллельно и безотлагательно для упреждения возможного неоказания медицинской неотложной помощи безымянным пострадавшим, которые не могут сообщить о себе сведений, то есть из-за отсутствия данных о группе крови, резус факторе и медикаментозных противопоказания, а также для избежания хронического обнаружения неопознанных тел погибших военнослужащих, направляемых для выполнения конституционного долга в горячие точки, (а также для гражданского населения, оказавшегося на территории, где проводятся военные действия или ликвидация их последствий) целесообразно обязательное действенное практическое решение о введении во всех силовых министерствах и ведомствах, где граждане РФ, проходят срочную военную службы, а также постоянную или по контракту, в том числе специальную службу в МВД74, в железнодорожных войсках, и т. п., специальных жетонов75, которые в свою очередь выдерживали бы температуру плавления 1700 и были бы усилены дополнительными средствами идентификационно-удостоверительной личностной информацией, в виде медальонов, браслетов, татуировок и нашивок76, содержащих индивидуализирующие идентификационные медицинские и антропологические сведения, которые в свою очередь должны содержаться в документах удостоверяющих личность. И здесь уместно привести слова авторитетного ученого и практика В.Л. Шмакова: «чем раньше мы откажемся от некоторых привычных норм и понятий и будем в целях идентификации личности использовать то, что дано нам самой природой, как бы заранее предусмотревшей для нас такую необходимость, тем меньше жертв среди наших родных и  близких допустим»77.

Нельзя в заключение параграфа не остановиться на упоминании и такого негативного факта, как не введение до сих пор в правоохранительных органах штатных единиц художников-криминалистов, предусмотренных ведомственным законодательством в системы МВД (приказом МВД № 213 от 5 мая 1993 года). Особенно это важно по причине перспективности рисованных экспертных портретов в нашем случае с тел неизвестных погибших, обезображенных военнослужащих78, а также версионно-возрастных и мимических портретов79, направленных не только на повышение правоохранительной деятельности, связанной с сущностью воспитания и закрепления в сознании законопослушных граждан на обеспечение поступательного движения прогресса и культуры в области государственно-ведомственной политики. В связи с этим важно изменить и расширить спектр информационно - пропагандистской работы в ОВД определенной приказом МВД РФ № 977 от 6 декабря 1999 г.80 в отношении решения вопросов идентификационно-удостоверительной безопасности личности человека и создания по данному вопросу устойчивого позитивного общественного мнения. Кроме того, информационно - пропагандистская деятельность МВД должна быть общегосударственной программой в области обеспечения единой системы безопасности от дактилоскопической и идентификационно-удостоверительной, а также правоохранительной, социальной и национальной безопасности.

 

§ 2. Некоторые актуальные аспекты правового обеспечения дактилоскопической и иной безопасности в сопоставлении с национальной безопасностью

 

При рассмотрении вопросов правового обеспечения дактилоскопической безопасности, как системного средства  правоохранительной безопасности в сопоставлении с национальной безопасностью, прежде всего, выделим главные, приоритетные направления сходства и различия в общих, определениях и понятиях, связанных с правовым обеспечением национальной безопасности. Заметить, что подводя определенный итого рассматриваемой теме, а точнее изложенному выше вопросу , государственная дактилоскопическая регистрация и ее роль в упреждении и профилактике безвестного исчезновения  граждан по уголовным, гражданским и административно-полицейским делам (получившим название – розыскных дел), где мы подошли и к такому обстоятельству и условию, а также вопросу, как необходимость рассмотрения государственной дактилоскопической регистрации как с позиций содержания стратегии национальной безопасности. Ограниченные объемом дипломной работы мы в данном параграфе на основании правового подхода к обеспечению национальной безопасности подтвердим гипотезу, наличия закономерности в устойчивых связях государственной дактилоскопической безопасности с другими видами безопасности на основе реализации норм ФЗ № 128 и положениях стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. Такой подход определил и тему нашей работы «значение государственной дактилоскопической регистрации, как важного элемента национальной безопасности», но и важность дальнейшего изучения и исследования данных законодательных актов. Поэтому в данном заключительном параграфе мы только отметим общие основы и сущность, этой и взаимосвязи между различными видами безопасности, в т.ч. в правоохранительной безопасности и место в ней методам и средствам криминалистической безопасность в своей купе для полнокровного функционирующего государства, общества, направленных в первую очередь на обеспечение конституционных прав и свобод личности без которой нет перспективного государства как культурно-цивилизованного общества, могущего противостоять внутренним невзгодам и внешней агрессии. Применительно общим задачам дактилоскопической, идентификациионно-удостоверительной, криминалистической, правоохранительной и иной безопасности можно сказать, что в главном их меры необходимы для защиты от криминального посягательства и насилия, для обеспечения гражданского особого судопроизводства – признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим, для розыска гражданского ответчика, для дознания в таможенном, административном и ином расследовании. При этом важно правильно исследовать как они (проблемы различных видов безопасности) могут быть освещены и использованы с позиции системного межнаучного и междисциплинарного подходов, в частности с позиции философии, социологии права и объектов научного знания, том числе с учетом других имеющихся предметов на юридическом и даже других факультетах, где имеют место соответствующие направления. Например, на одном из факультетов МГОУ функционирует кафедра экономической безопасности, где в том числе рассматриваются вопросы безопасности от криминала учащейся молодежи.

Применительно поставленной цели и задачи рассмотрим отдельные ключевые термины, понятия и категории предназначенные в определенной степени раскрыть тему.

Как пишет профессор Э.О. Цатурян, с позиции толкования современного русского языка термин «безопасность - состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. В безопасности кто-нибудь. Техника безопасности. Безопасность движения. Международная безопасность, где «безопасность» не угрожающий опасностью, защищающей от опасности. Безопасное место»81. При этом следует помнить и аксиоматическое положение, что неразумные по своей силе и мощи средства защиты (атомное, биологическое, химическое оружие) создает и дополнительные условия угрожающие безопасности выживания человека на планете Земля.

Далее следует заметить, что в юридической и специальной литературе имеет место множество определений термина, понятия и категории «права», в котором те или иные авторы стараются выделить доминирующие его признаки и элементы как правило это в дальнейшем является предметом их исследований. Например, «право на свободу» - «возможность, признаваемая обществом для каждого человека и закрепленная законодательно, делать, осуществлять что-либо»82.

В свою очредь важно отметить, что в русском литературном языке термин «право» имеет многоаспектное толкование, это и «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы»83. Право - «охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. Права и обязанности граждан, где предусмотрены «права человека» пpaво личности, политические, гражданские и социально-экономические права и свободы: право на жизнь, на свободу и неприкосновенность личности, на равенство всех перед законом, право на труд, на социальное обеспечение, на отдых, на образование и др.)84. «Право - это «возможность действовать, поступать каким-нибудь образом. Право контроля. Иметь право на что-нибудь. Право требовать что-нибудь. Право – это и «основание, причина. Он не имеет права говорить со мной таким тоном. С полным правам могу так сказать. По какому праву? (на каком основании?). «Право - это и «документ, удостоверяющей официальное разрешение на вождения автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства. Водительские права...»85 и т.д. Интересно, понимание в толковом словаре русского языка международного права, где «международное право - совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами»86, в свою очередь «телефонное право- действия в обход правовых норм, закона, по телефонному звонку вышестоящего лица. По праву сильного без всякого права»87. При этом, как писал В.С. Соловьев, отражая свой политико-правовые взгляды – право в его историческом измерении представляется «исторически подвижным определением необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов личной свободы и общего блага»88. В ряде случаев, чтобы подчеркнуть тесную связь права с исследуемым предметом (объектом) в научный литературный и гражданский обиход вводятся либо раздельные словосочетания, например «правовое пространство», «правовое поле», в частности, термин «право народов», в понимании римских юристов «включало в себя как правила международных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами (пилигримами)»89. Или «мусульманское право», которое не следует смешивать с системой национального права той или иной мусульманской страны. Так «согласно конституции исламской республики Иран 1979 г., все законодательство должно соответствовать требованиям традиционного шариата»90. Либо слитные понятия «правоверие», «правосознание», «правопонимание», «правопорядок», «правосудие», правоспособность». Например, «личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность» 91 и т.д. Или выдающийся русский просветитель Радищев «организацию правосудия представлял в виде системы земских судов, избираемых гражданами республики. Он полагал, что в России должны быть… суды присяжных»92. В своем учении о государстве и праве И. Кант рассматривал проблему правоприменения. «Вопрос о том, - пишет он, - что такое право, представляет для юристов такие же трудности, какие для логики представляет вопрос, что такое истина»93. При этом насколько понятие «правоприменеие» может быть различным свидетельствует история нацизма, где гитлеровские правоведы утверждали «право есть то, что арийцы определяют как «право»94.

Выше мы уже отметил, что в определении того или иного права выделяется его конкретные особые признаки свойства. Так, например, отдельные права участников уголовного процесса регулируются специально выделенными нормами - статьями: «статья 22. Право потерпевшего на участии в уголовном преследование», «статья 124. Право обжалования», «статья 198 Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы», «статья 267». Разъяснение подсудимому его прав», «статья 268». Разъяснение, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику их прав»95 и т.д. При этом с мы считаем оправданным наряду с термином «безопасность» вводить и такой ценностный термин как «культура», что крайне целесообразно. Об этом пишут отдельные авторы - Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Цатурян Э.О. в своих исследованиях, где они рассматривают достаточно тесную связь категории «общественной безопасности» с «общественной культурой», «правоохранительной безопасности» с «правоохранительной культурой», «криминалистической безопасности» с  «криминалистической культурой»; «идентификпационно-удостоверительной безопасности» с «идентификационно-удостоверительной культурой» с «национальной безопасностью», «национальная безопасность» далее они пишут о необходимости сопоставления таких понятий – блоков как общественная безопасность и национальной безопасности с другими видами безопасности, с учетом анализа отдельных социальных теорий и потребностей граждан и государство, где «экономическая безопасность напрямую связана с национальной и конституционной безопасностью в широком ее категориальном понимании и назначении»96.

 Нет сомнений, что в главном платформа национальной безопасности должны строиться строго на правовой основе она (национальная безопасность) должна реагировать на «вызовы и угрозы» разного рода террористов и экстремистов97. Такой подход не противоречит категорийному терминологическому аппарату представленного в содержательной части «стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, где для реализации определенных целей и задач национальной безопасности употребляются и близкие понятия и их органические связи. Например, «государственная и общественная безопасность», «новые угрозы и риски для развития личности, обществе и государства», «Обеспечение безопасности личности, общества и государства», «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», «оборона и безопасность государства», «Угроза национальной безопасности»98 и т.п.

Где, право это и механизм законодательного и исполнительного регулирования и закрепления соответствующих мер, средств, структурных институтов и подразделений направленных на функционирование узаконенных   форм,   видов   и   направлений   деятельности   по   вопросам национальной безопасности и ее связей в совокупности предусматривающих защиту гражданского общества и его процветание, вместе с равным признанием российского государства как правового, демократического и культурно цивилизованного образования на мировом пространстве, что  пока мы наблюдаем имеет явное нежелание и отрицание со стороны многих европейских государств и США.                           

Рассматривая правовые основы обеспечения национальной безопасности, общественной безопасности, личной безопасности и др. нельзя не отметить, что во многом они в разной степени и мере зависят, в частности, от деятельности ОВД от ее сотрудников. Как отметил президент России словами писателя Бориса Васильева «милиционер - это профессия нравственная» и далее «безупречное поведение самтх сотрудников милиции  - один из действенных   способов, и  профилактики самтх правонарушений  и повышения правовой культуры наших граждан», а следовательно и безопасность от правонарушений и преступлений99.

 Таким образом можно заключить,  что правовое обеспечение дактилоскопической безопасности в виде государственной дактилоскопической регистрации, так же как и национальной безопасности имеют общую методологическую базу, которая строится на общих и специальных нормах права и на конституционном и конкретном законодательстве с учетом действующего международного права и его правоприменительной практики. Поэтому в дальнейшем будет оправданным и рассмотрение более углубленных вопросов правового организационно-управленческого обеспечения национальной безопасности и ее связи с дактилоскопической и иной безопасностью, направленных на защиту гражданина и личности у РФ от безымянности и неузнаваемости, что будет рассмотрена нами.

 

Заключение

 

Как свидетельствует данное дипломное исследование дактилоскопическая регистрация и дактилоскопическая безопасность являются составной частью удостоверительно-идентификационная безопасность человека, гражданина и личности. В свою очередь идентификационно-удостоверительная безопасность входить и в такое предметное понятие, как криминалистическая диагностико-идентификационная безопасности человека от безымянности и обезличивания, которая также является составной частью теории и практической деятельности государства в лице правоохранительных и иных органов. В этом случае речь идет о стратегии и тактико-правоохранительной безопасности, которая признана обеспечивать «обществунную безопасноть», нашедшую приоритетный характер в ст. 1  (общие положения)100».

В системе внешних признаков  человека для его индивидуализации (диагностики) и идентификации, в том числе удостоверения, она дактилоскопия имеет свои плюсы и минусы в сопоставлении с другими, например, средствами запечатления и отображения внешности человека: рисованных, измерительных, фотографических, скульптурных и иных моделей и натуральных копий в виде масок и слепков, а также запаховых, трасологических и иных следов, стоматологической, рентгенологической, биологической и иной информации, в том числе в виде особых примет, в частности татуировок. Где особое место в социально коммуникационных отношениях, не говоря уже о связанных с криминальным событием для удостоверения, опознания человека и личности, играют приобретенные профессиональные приметы. В тоже время можно констатировать факт, что дактилоскопия как средство удостоверения и идентификации человека, не смотря на свою актуальность, как надежное, гуманное, демократическое средство и исторически культурное достояние человеческого разума современной российской властью, определяющей жизнь социума по большому счету не признается и игнорируется. Хотя разного рода жизненно важных отношения, а так же жизненно важные условия, обстоятельства и явления, связанные с жизнедеятельностью человека и граждаина свидетельствуют о том, что именно биометрические особенности человека и, прежде всего, отпечатки пальцев могли бы спасти его от многих бед, неприятностей и несчастий, тем не менее до сих пор они еще не стали обязательным атрибутом даже в основных документах удостоверяющих личность РФ. Как предполагает руководитель миграционного ведомства - директор ФМС «Паспорта с отпечатками пальцев появятся в России уже совсем скоро… Пока по сообщениям newsru. com, ими планируется снабдить только заграничные паспорта»101. Однако в недалекой истории (в 2003 г.) «министр внутренних дел Борис Грызлов заявил, что до конца 2004 года в России будет проведена реформа загранпаспортов. Теперь документы выезжающих за рубеж пополнятся биометрическими показателями: отпечатками пальцев, рисунком радужной оболочки глаз и температурной картой лица»102

Информация о работе Значение государственной дактилоскопической регистрации как важного элемента национальной безопасности