Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Главой 23 УК РФ установлена уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Это позволит устранить пробелы в уголовном законодательстве, существовавшие до 1997 года.
Многообразие форм собственности, закрепленное ст.8 Конституции РФ, позволяет создавать предприятия различных организационно-правовых форм, находящихся не только в государственной и муниципальной собственности, но и в частной (юридических лиц и граждан), а также коллективной (общая совместная, общая долевая) собственности, а также собственности общественных объединений. Могут создаваться и предприятия смешанной формы собственности.

Содержание

Введение
1. Общие положения о злоупотреблении должностными полномочиями и их превышении
1.1 Состав злоупотребления должностными полномочиями
1.2 Особенности уголовного преследования по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих организациях
2. Борьба со злоупотребелением и превышением должностных полномочий. Отечественный и зарубежный опыт.
2.1 Верхние эшелоны власти и закон
2.2 Рациональное зерно зарубежного опыта
2.3 Проблема борьбы с коррупцией
3. Практика рассмотрения судами дел о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная криминалистика.docx

— 36.04 Кб (Скачать файл)

Положение п. 2 указанного примечания, будучи по форме нормой материального  уголовного закона (хотя и имеющей  по содержанию процессуальный характер), требовало подробной интерпретации  в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), без чего его применение оставалось весьма затруднительным. Так появилась  ст. 271 УПК РСФСР, включенная в Кодекс Федеральным законом от 15 декабря 1996 г.2, которая на деле не только не прояснила ситуацию, но, пожалуй, лишь сильнее ее запутала. Текст этой довольно лаконичной статьи, призванной, по замыслу законодателя, раскрыть процессуальный механизм уголовного преследования  по делам об интересующих нас преступлениях, имеет смысл привести здесь полностью: "Если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, привлечение к уголовной ответственности осуществляется по заявлению руководителя этой организации или с его согласия".

Нетрудно заметить, что  ст. 271 УПК РСФСР не раскрывает, а  скорее дублирует п. 2 примечания к  ст. 201 УК РФ, существенно не проясняя процессуальный порядок применения соответствующих предписаний уголовного закона. Тем не менее, сравнение этих норм позволяет обратить внимание на некоторые их различия. В чем же они заключаются?

Во первых, ст. 271 УПК в качестве процессуальной предпосылки привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 201 и ст. 204 УК РФ, требует заявления или согласия руководителя заинтересованной организации, а не самой организации (как в п. 2 примечания). Здесь мы видим хоть и не бесспорную de lege ferenda1, но всетаки реальную процессуальную конкретизацию порядка применения материально правовых норм.

Во вторых, если в п. 2 примечания к ст. 201 УК РФ сказано, что особый порядок уголовного преследования  установлен в случаях причинения вреда интересам исключительно "коммерческой организации", то в ст. 271 УПК "исключительно  коммерческой или иной организации". Данное различие уже сложно (может  быть, даже невозможно) вразумительно  истолковать. Если оно чемто и объясняется, то только юридико-техническими погрешностями. Уголовный кодекс решает вопрос так, что совершение преступления против интересов службы в некоммерческой организации подчинено общим правилам уголовного преследования, т. е. в интерпретации материального права случаи уголовного преследования за соответствующие преступления, причинившие вред "исключительно" интересам коммерческой организации, и за те же преступления, причинившие вред исключительно "иной организации", процессуально должны быть отделены друг от друга. Напротив, Уголовно-процессуальный кодекс, противореча УК РФ, объединяет эти случаи, предусматривая особый режим уголовного преследования по данной категории дел, если преступление причинило вред не только "исключительно" коммерческой, но и "иной" (т. е. некоммерческой) организации.

Как такая коллизия должна решаться? Поскольку речь идет о  двух специальных (lex specialis) законах федерального уровня, одновременно вступивших в силу, то при ответе на этот вопрос остается только развести руками. Во всяком случае ясно, что привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления против интересов службы в некоммерческих организациях, способно вызвать серьезные затруднения на практике.

Наконец, втретьих, отличие текстов п. 2 примечания к ст. 201 УК РФ и ст. 271 УПК заключается в том, что в первом из них говорится об особом порядке "уголовного преследования", а во втором "привлечения к уголовной ответственности". Здесьто и кроется тот ребус, решение которого позволяет объяснить процессуальный механизм применения уголовно-правовых норм, содержащихся в ст. 201 и 204 нового УК РФ.

В сущности, если оставить в  стороне нюансы (указание в УПК  РФ на руководителя организации), то все  процессуальное объяснение п. 2 примечания к ст. 201 УК РФ, сделанное законодателем  в Федеральном законе от 15 декабря 1996 г., сводится к одному выражению - "привлечение к уголовной ответственности". Именно из этой формулы необходимо черпать ответы на многочисленные вопросы, возникающие при анализе интересующего  нас примечания. На какой стадии или этапе процесса требуется  получить заявление или согласие руководителя коммерческой организации  для того, чтобы привлечь к уголовной  ответственности лицо, виновное в  совершении преступления против интересов  службы в ней? Можно ли впоследствии отозвать такое заявление или  согласие, если, допустим, вред добровольно  возмещен (или в иных случаях)? Допускается  ли возбуждение уголовного дела по данной категории преступлений при  наличии любого иного повода, перечисленного в ст. 108 УПК РФ (кроме заявления  руководителя), с тем, чтобы впоследствии ставить вопрос о получении соответствующего согласия на привлечение к уголовной  ответственности, или это категорически  исключено? Перечень вопросов можно  было бы продолжить, и лаконизм законодателя, сформулировавшего ст. 271 УПК РФ, способен вызвать лишь удивление1.

Кроме того, интересующая нас  норма УПК РФ является не только краткой, но и крайне неудачной с  процессуальной точки зрения, что  значительно затрудняет решение  и без того непростых проблем, поставленных законодателем в п. 2 примечания к ст. 201 УК РФ. Во первых, термин "привлечение к уголовной ответственности", используемый в ст. 271 УПК РФ, всегда вызывал дискуссии в отечественной теории уголовного процесса и толковался весьма неоднозначно, о чем будет сказано далее. Единства во мнениях здесь нет до сих пор. Во-вторых, не менее сложное понятие "уголовное преследование" никогда не сводилось лишь к "привлечению к уголовной ответственности". Однако законодатель, процессуально интерпретируя в статье 271 УПК РФ пункт 2 примечания к ст. 201 УК РФ, поступил именно таким образом, вступив в полное противоречие с теми подходами к понятию "уголовное преследование", которые существовали до того1. Подобного рода теоретические новации ничего, кроме путаницы, принести не могут.

Как бы то ни было, процессуальный порядок привлечения к уголовной  ответственности за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих организациях ныне установлен ст. 271 УПК РФ, и краткость или неудачная редакция этой статьи не могут служить препятствием для ее применения. В то же время применение данной статьи возможно лишь при решении вопроса о юридической природе данной процессуальной нормы и ее месте в системе действующего уголовно-процессуального права. Только четкий ответ на столь широко поставленный вопрос позволит ответить на более конкретные вопросы, связанные с особенностями уголовного преследования по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих организациях, и найти выход из того тупика, в который нас поставил законодатель, сформулировав ст. 271 УПК в ее нынешнем виде2.

Анализ как самой ст. 271 УПК РФ, так и тех 


Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий