Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Главой 23 УК РФ установлена уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Это позволит устранить пробелы в уголовном законодательстве, существовавшие до 1997 года.
Многообразие форм собственности, закрепленное ст.8 Конституции РФ, позволяет создавать предприятия различных организационно-правовых форм, находящихся не только в государственной и муниципальной собственности, но и в частной (юридических лиц и граждан), а также коллективной (общая совместная, общая долевая) собственности, а также собственности общественных объединений. Могут создаваться и предприятия смешанной формы собственности.

Содержание

Введение
1. Общие положения о злоупотреблении должностными полномочиями и их превышении
1.1 Состав злоупотребления должностными полномочиями
1.2 Особенности уголовного преследования по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих организациях
2. Борьба со злоупотребелением и превышением должностных полномочий. Отечественный и зарубежный опыт.
2.1 Верхние эшелоны власти и закон
2.2 Рациональное зерно зарубежного опыта
2.3 Проблема борьбы с коррупцией
3. Практика рассмотрения судами дел о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная криминалистика.docx

— 36.04 Кб (Скачать файл)

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий

Оглавление

 

Введение 

1. Общие положения о  злоупотреблении должностными полномочиями  и их превышении 

1.1 Состав злоупотребления  должностными полномочиями 

1.2 Особенности уголовного  преследования по делам о преступлениях  против интересов службы в  коммерческих организациях 

2. Борьба со злоупотребелением и превышением должностных полномочий. Отечественный и зарубежный опыт.

2.1 Верхние эшелоны власти  и закон 

2.2 Рациональное зерно  зарубежного опыта 

2.3 Проблема борьбы с  коррупцией 

3. Практика рассмотрения  судами дел о злоупотреблении  должностными полномочиями и  превышении должностных полномочий.

Заключение 

Библиография 

 

Введение

 

Главой 23 УК РФ установлена  уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Это позволит устранить пробелы в уголовном  законодательстве, существовавшие до 1997 года.

Многообразие форм собственности, закрепленное ст.8 Конституции РФ, позволяет  создавать предприятия различных  организационно-правовых форм, находящихся  не только в государственной и  муниципальной собственности, но и  в частной (юридических лиц и  граждан), а также коллективной (общая  совместная, общая долевая) собственности, а также собственности общественных объединений. Могут создаваться и предприятия смешанной формы собственности.

В соответствии со ст.50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие  такой цели (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут  создаваться в форме хозяйственных  товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и  муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут  создаваться в форме потребительских  кооперативов, общественных или религиозных  организаций (объединений).

Целью некоммерческой организации, как правило, является решение социальных задач. И если некоммерческая организация  ведет предпринимательскую деятельность, то прибыль от нее не распределяется между участниками (членами), а используется для выполнения социальных и иных общественно полезных целей.

Работники аппарата негосударственных  предпринимательских структур (как  руководители, так и специалисты) могут совершать действия, по объективным  характеристикам совпадающие с  признаками "должностных преступлений". Однако по своей социальной сущности эти действия отличаются от аналогичных, совершенных работниками государственного аппарата при исполнении возложенных  на них обязанностей.

УК РФ рассматривает должностные  преступления в качестве особого  вида преступных посягательств как с точки зрения объекта, так и субъекта. Должностные преступления, а по новому Уголовному кодексу преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), - деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность государственного аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием служебного положения. Это деяния лиц, которые вследствие предоставленных им государством полномочий в области управления находятся в особом положении по отношению как к государству, так и к гражданам.

Такими полномочиями руководители и служащие негосударственных коммерческих организаций не обладают и поэтому  не могут нести ответственность  за должностные преступления. Такой  вывод следует из примечания к  ст.285 УК РФ.

Уголовная ответственность  руководителей и служащих коммерческих и некоммерческих организаций может наступить лишь в том случае, если соответствующее деяние прямо предусмотрено в уголовном законе в качестве преступления, как это сделано в главе 23 УК РФ: ст.ст.201 и 204 установлена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп.

Согласно ст.201 УК РФ злоупотребление  полномочиями - умышленное преступление, совершаемое лицом, выполняющим  управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своих полномочий вопреки законным интересам этой организации в  целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Объективная сторона преступления характеризуется причинением существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Преступление посягает на отношения, складывающиеся в сфере деятельности коммерческих организаций. Виновное лицо нарушает ее интересы, наносит ей материальный ущерб либо ущерб авторитету этой организации.

В соответствии с примечанием  к ст.201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, выполняющее управленческие функции в указанных организациях.

Статья 204 УК РФ предусматривает  ответственность за коммерческий подкуп. Это преступление является умышленным и выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции  в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему  услуг имущественного характера  за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи  с занимаемым этим лицом служебным  положением. Преступление посягает на отношения, складывающиеся в сфере  коммерческой деятельности. Виновный совершает незаконные действия, направленные на извлечение материальной либо иной выгоды для себя или других лиц  путем дачи взятки либо передачи ценного  имущества и т.п.

Часть 3 ст.204 УК устанавливает  ответственность за незаконное получение  лицом, выполняющим управленческие функции в указанных организациях, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно за незаконное пользование  услугами имущественного характера  за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи  с занимаемым этим лицом служебным  положением.

Представляется, что это  будет способствовать эффективности  правоприменительной практики по борьбе с преступлениями против интересов  службы в коммерческих и иных организациях. Определенную практическую помощь при применении новых статей УК РФ должны оказать рекомендации, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге"1 и "О судебной практике по делам о взяточничестве"2.

Содержание управленческих функций расшифровывается в законе как выполнение лицом организационно-распорядительных или административно-хозяйственных  обязанностей в коммерческой организации.

Для того чтобы глубже уяснить  сущность должностных преступлений и преступлений против интересов  службы в негосударственных коммерческих организациях, целесообразно проанализировать особенности объектов посягательства.

Так, должностные преступления считаются совершенными против интересов  службы, если они объективно противоречат как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату в целом, так и задачам, выполняемым отдельными управленческими  системами и звеньями, нарушают установленные  принципы и методы работы аппарата, и в первую очередь принцип  законности.

Аналогичный подход можно  применить и при определении  объекта преступлений против интересов  службы в коммерческих и т.п. организациях.

Родовым объектом этих преступлений является нормальное (регламентированное законом) функционирование коммерческих и некоммерческих организаций в  соответствии с целями и предметом  их деятельности, предусмотренными в  учредительных документах.

Руководители и служащие коммерческих и т.п. организаций, выполняя управленческие функции, могут совершать  действия, которые по объективным  характеристикам будут совпадать  с признаками чисто должностных  преступлений. Однако по своей социальной сущности действия эти будут отличаться от аналогичных, совершенных служащими  государственного аппарата при исполнении своих должностных обязанностей. Очевидно при этом, что необходим  и особый порядок возбуждения  уголовного преследования за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Следует особо отметить, что в примечании к ст.201 УК РФ (пп.2, 3) такой (частно-публичный) порядок уголовного преследования указанных деяний и предусмотрен: если преступление причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению самой коммерческой организации или с ее согласия. Если же деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

С субъективной стороны рассматриваемая  категория преступлений характеризуется  наличием умышленной вины, корыстными мотивами и целью незаконного  обогащения; при этом лицо предвидит  наступление общественно опасных  последствий от преступления в форме  причинения вреда интересам организации  или ее клиентов.

Анализ правоприменительной  практики свидетельствует, что, скажем, в Нижегородской области правоохранительные органы стали активнее выявлять должностные  преступления. Так, в 1999 году зарегистрировано 33 преступления, за 8 месяцев 2001 года - 38 преступлений. В 1999 году зарегистрировано 62 факта получения взятки, а за 8 месяцев 2001 года - 56 фактов. В 1999 году зарегистрировано 45 должностных подлогов, а за 8 месяцев 2001 года - 42 таких преступления.

Введение в действие УК РФ позволило правоохранительным органам  привлекать к уголовной ответственности  руководителей и служащих негосударственного сектора экономики за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, что, как очевидно, способствовует укреплению правопорядка и становлению эффективных рыночных отношений.

 

1. Общие положения  о злоупотреблении должностными  полномочиями и их превышении

 

1.1 Состав злоупотребления  должностными полномочиями 

 

Исторически коррупция и  коррупционные преступления существовали еще в древности. Однако резкий всплеск  этой преступности многие государства  ощутили при строительстве цивилизованного  капитализма и рынка: слишком  высоки стали ставки в корыстном  использовании служебного положения  у различного ранга государственных  служащих. Страны “классического”  капитализма столкнулись с этим еще в ХIХ веке, соответственно ими приобретен и значительный опыт в борьбе с коррупционными преступлениями. Например, в Великобритании Закон о предотвращении коррупции (Тhe Рrеvention Of Corruption Act) был принят еще в 1889 г. (в дальнейшем он несколько раз изменялся и дополнялся). Так что понятие об этих преступлениях возникло не на пустом месте, ныне оно хорошо известно международному праву.

Исходя из этимологического содержания термина “коррупция” (от латинского corruptio), означающего “подкуп”, в “Кодексе поведения должностных лиц”, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., говорится: “Хотя понятие коррупции должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие”1. То есть указанный международно-правовой (рекомендательный) акт понимает под коррупцией подкуп, продажность должностных лиц и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Этому вполне соответствует  понимание коррупции в современной  российской криминологии. Так, А. И. Долгова справедливо определяет коррупцию как “социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей”2.

Следует отметить и то, что  с 1999 г. понятие коррупционного преступления легализовано международным уголовным  правом. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию  сформулировала составы целого ряда преступлений, проявляющихся в различных  вариантах активного и пассивного подкупа должностных лиц и  иных разновидностях корыстного злоупотребления  служебным положением, рассматриваемых  согласно Конвенции, как преступления коррупционные.

Исходя из этого, в УК РФ можно выделить нормы об ответственности  за следующие преступления, вполне заслуживающие именования их, как  коррупционных:

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий