Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Главой 23 УК РФ установлена уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Это позволит устранить пробелы в уголовном законодательстве, существовавшие до 1997 года.
Многообразие форм собственности, закрепленное ст.8 Конституции РФ, позволяет создавать предприятия различных организационно-правовых форм, находящихся не только в государственной и муниципальной собственности, но и в частной (юридических лиц и граждан), а также коллективной (общая совместная, общая долевая) собственности, а также собственности общественных объединений. Могут создаваться и предприятия смешанной формы собственности.

Содержание

Введение
1. Общие положения о злоупотреблении должностными полномочиями и их превышении
1.1 Состав злоупотребления должностными полномочиями
1.2 Особенности уголовного преследования по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих организациях
2. Борьба со злоупотребелением и превышением должностных полномочий. Отечественный и зарубежный опыт.
2.1 Верхние эшелоны власти и закон
2.2 Рациональное зерно зарубежного опыта
2.3 Проблема борьбы с коррупцией
3. Практика рассмотрения судами дел о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная криминалистика.docx

— 36.04 Кб (Скачать файл)

1) Ст.285 (злоупотребление  должностными полномочиями);

2) ст.290 (получение взятки);

3) ст.291 (дача взятки);

4) ст.292 (служебный подлог);

5) ст.201 (злоупотребление  полномочиями);

6) ст.202 (злоупотребление  полномочиями частными нотариусами  и аудиторами);

7) ст.204 (коммерческий подкуп);

8) ст.170 (регистрация незаконных  сделок с землей);

9) ст.184 (подкуп участников  и организаторов профессиональных  спортивных соревнований и зрелищных  коммерческих конкурсов).

Нормы о первых четырех  преступлениях помещены в главу 30 УК РФ о преступлениях против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления.

Состав злоупотребления  служебными полномочиями заключается  в использовании должностным  лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это  деяние совершено из корыстной или  иной личной заинтересованности и повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций  либо охраняемых законом интересов  общества или государства (ч.1 ст.285). В части 2 этой же статьи повышенное наказание устанавливается за то же деяние, если оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (под ним понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, или государственную должность субъекта Российской Федерации (т. е. лицо, занимающее должность, устанавливаемую конституциями или уставами субъектов Российской Федерации также для непосредственного исполнения полномочий соответствующих государственных органов), а равно главой органа местного самоуправления. Наконец, часть 3 предусматривает еще более строгое наказание, если деяния, предусмотренное частями 1 и 2 статьи, повлекут наступление тяжких последствий.

В примечании 1 к этой статье дается расшифровка понятия должностного лица, которое относится не только к составу злоупотребления должностными полномочиями, но и к другим составам преступлений, нормы об ответственности за совершение которых помещены в главе 30 УК РФ. В соответствии с этим примечанием должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и военных формированиях Российской Федерации. Понятие представителя власти раскрывается в примечании к ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти): им признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Состав получения взятки (ст. 290 УК РФ) – это специальный  состав злоупотребления должностными полномочиями. Он предполагает получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290). Наказание усиливается, если взятка получается должностным лицом за незаконные действия или бездействие (ч. 2). Повышенное по сравнению с предыдущим наказание устанавливается, если указанные деяния (предусмотренные частями 1 и 2) совершаются лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч.3). Наконец, наиболее строгое наказание полагается за получение взятки, если это деяние совершено: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) с вымогательством взятки и г) в крупном размере (ч. 4).

Ст.291 УК РФ конструирует состав дачи взятки. Он заключается в передаче взятки должностному лицу лично или  через посредника (ч.1). Наказание  повышается, если взятка должностному лицу дается за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или  неоднократно (ч.2). В соответствии с  примечанием к ст.291 лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной  ответственности, если имело место  вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить  уголовное дело, о даче взятки.

Состав служебного подлога (ст.292 УК РФ) так же, как и получение  взятки, является специальным составом злоупотребления должностными полномочиями. Он заключается во внесении должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

В главе 23 УК РФ о преступлениях  против интересов службы в коммерческих и иных организациях (не являющихся государственными) помещены нормы о  трех также вполне коррупционных  преступлениях. Ст.201 формулирует условия  ответственности за злоупотребление  полномочиями. Данный состав заключается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ч. 1). Наказание увеличивается, если такое деяние повлекло тяжкие последствия.

Под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, в ст.201 и других статьях  главы 23 признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее  организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные обязанности  в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также  в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом  местного самоуправления, государственным  или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201). Различие между составом злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и составом злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ) заключается в субъекте этих преступлений и сфере их совершения.

Такое же различие существует и между другими коррупционными преступлениями, помещенными в главу 23 УК РФ и уже рассмотренными преступлениями, ответственность за которые предусмотрена  нормами главы 30 УК РФ. Цель разведения этих составов по различным главам УК РФ – дифференцировать ответственность  за преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы, службы в органах местного самоуправления (нормы главы 30 УК РФ) и за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (нормы главы 23 УК РФ). Специфика ответственности за последние преступления заключается, во-первых, в том, что наказания за них несколько снижены по сравнению с наказаниями за первые преступления. И, во-вторых, если деяние, предусмотренное статьями главы 23 УК РФ, причинило вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия (примечание 2 к ст. 201).

Состав злоупотребления  полномочиями частными нотариусами  и аудиторами (ст. 202 УК РФ) является специальным по отношению к составу  злоупотребления полномочиями (ст. 201). Он заключается в использовании частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ч.1). Наказание усиливается, если указанное злоупотребление совершается в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица либо неоднократно (ч.2).

Состав коммерческого  подкупа (ст. 204) также является специальным  составом злоупотребления полномочиями. Он может быть двух разновидностей. Во-первых, подкуп как дача определенного  вознаграждения и, во-вторых, как его  получение. Первый состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного  имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи  с занимаемым этим лицом служебным  положением (ч. 1). Наказание усиливается, если указанное деяние совершается  неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2). Таким образом, этот вид  коммерческого подкупа является ни чем иным, как разновидностью дачи взятки (ст. 291), отличающейся от последней лишь специальным субъектом. В соответствии с примечанием к ст.204 лицо, совершившее деяние, предусмотренное частями первой или второй этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Последнее также сближает данный вид коммерческого подкупа с дачей взятки.

Другая разновидность  коммерческого подкупа заключается  в незаконном получении лицом, выполняющим  управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно  незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи  с занимаемым этим лицом служебным  положением (ч. З). Наказание увеличивается, если данное деяние: а) совершено группой  лиц по предварительному сговору  или организованной группой; б) совершено  неоднократно; в) сопряжено с вымогательством. Сравнение этого состава преступления с составом получения взятки (ст. 290) позволяет утверждать, что этот вид коммерческого подкупа является разновидностью состава получения  взятки, также отличающегося от последнего лишь специальным субъектом.

Нормы о коррупционных  преступлениях содержатся и в  главе 22 УК РФ о преступлениях в  сфере экономической деятельности. Во-первых, это ст. 170, предусматривающая  ответственность за регистрацию  незаконных сделок с землей. Состав этого преступления образует регистрация  заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежа за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения. Сравнение ст.170 и ст.285 УК РФ позволяет придти к выводу, что регистрация незаконных сделок с землей есть специальный состав злоупотребления должностными полномочиями. От своего общего “прообраза” последний отличается особой сферой служебной деятельности виновного лица – сферой государственной регистрации земельных отношений и сужением круга субъектов этого преступления – до уровня должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями по регистрации различного рода земельных сделок.

Ответственность за вполне коррупционные преступления в сфере  экономической деятельности предусмотрена  ст.184 УК РФ (подкуп участников и организаторов  профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов). Данная статья конструирует три разновидности  своеобразного коммерческого подкупа. Во-первых, это подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей  команд и других участников или организаторов  профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или  членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния  на результаты этих соревнований или  конкурсов (ч.1). Наказание усиливается, если такое деяние совершается неоднократно или организованной группой (ч.2). Таким  образом, эта разновидность подкупа  представляет собой специальный  состав коммерческого подкупа (ч.1), отличающийся от последнего специальным  субъектом.

Во-вторых, состав подкупа  образует незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного  имущества, переданных им в целях  оказания влияния на результаты указанных  соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера, предоставленными им в тех же целях (ч.З ст.184)

В-третьих, состав подкупа  образует незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и  другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами  жюри зрелищных коммерческих конкурсов  в целях оказания влияния на результаты этих соревнований или конкурсов (ч.4 ст.184). Не трудно заметить, что вторая и третья разновидности рассматриваемого подкупа также есть специальные разновидности коммерческого подкупа, предусмотренного частями 3 и 4 ст.204, отличающиеся от него специальным субъектом.

 

1.2 Особенности  уголовного преследования по  делам о преступлениях против  интересов службы в коммерческих  организациях

 

Введение уголовной ответственности  за совершение преступлений против интересов  службы в коммерческих и иных1 организациях, предусмотренной гл. 23 Уголовного кодекса (УК) РФ, новшество в российском уголовном праве. Данное явление вызывает интерес не только с материально правовой, но и с процессуальной точек зрения, т.к. законодатель создал особый механизм уголовного преследования по делам об указанных преступлениях, значительно отличающийся от того механизма, который применяется по большинству остальных категорий уголовных дел. В настоящей статье мы попытаемся проанализировать с процессуальных позиций особенности уголовного преследования лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений, перечисленных в гл. 23 УК РФ2.

Прежде всего, говоря о  процессуальных особенностях уголовной  ответственности за совершение этих преступлений, необходимо обратить внимание на п. 2 примечания к ст. 201 УК РФ, действие которого формально распространено на все статьи гл. 23 УК РФ. В примечании сказано, что если соответствующее  деяние "причинило вред интересам  исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или  муниципальным предприятием, уголовное  преследование осуществляется по заявлению  этой организации или с ее согласия". Во всех же остальных случаях, т. е. когда  деяние причинило вред интересам  граждан, общества, государства и  других организаций, "уголовное преследование  осуществляется на общих основаниях" (п. 3 примечания к ст. 201 УК РФ)1.

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий