Взаимодействие следователей и оперативно-розыскных органов при раскрытии преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:44, реферат

Краткое описание

Быстрое и полное раскрытие многих преступлений и решение иных задач расследования, как показывает следственный опыт, обычно невозможно без четко согласованных и совместных действий следователей и оперативно-розыскных работников органов дознания. Весьма важно тактически и методически правильно налаженное их сотрудничество при раскрытии убийств, изнасилований, взяточничества, крупных хищений и краж государственного и иного чужого имущества, иных преступлений в сфере экономики и разбойных нападений.

Содержание

Введение 3
1. Общие вопросы взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами 5
2. Основные тактико-методические положения взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов…………………………………………………………………………..9
3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступления 15
Заключение 19
Библиографический список 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Общие вопросы взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами 5

2. Основные тактико-методические положения взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов…………………………………………………………………………..9

3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступления 15

Заключение 19

Библиографический список 21

 

ВВЕДЕНИЕ

Быстрое и полное раскрытие  многих преступлений и решение иных задач расследования, как показывает следственный опыт, обычно невозможно без четко согласованных и  совместных действий следователей и  оперативно-розыскных работников органов  дознания. Весьма важно тактически и методически правильно налаженное их сотрудничество при раскрытии  убийств, изнасилований, взяточничества, крупных хищений и краж государственного и иного чужого имущества, иных преступлений в сфере экономики и разбойных  нападений. Особенно же такое сотрудничество необходимо при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными  группами.

Актуальность данной темы обусловлена тем, масштаб, интенсивность и изощренность преступности усиливаются. Она угрожает безопасности граждан в стране и препятствует ее социально-экономическому развитию.

Цель данного исследования: охарактеризовать взаимодействие следователей и оперативно-розыскных органов  при раскрытии преступления.

Для достижения цели можно  выделить следующие задачи:

    • исследование понятия, сущности, признаков и значения взаимодействия следователя с органами, осуществляющими ОРД
    • изучение целей оперативно-розыскной и следственной деятельности
    • анализ задач и направлений оперативно-розыскной и следственной деятельности

Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, возникающих между следователем и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в процессе выявления, установления, раскрытия и расследования преступлений.

Предметом являются основы взаимодействия следователей и оперативно-розыскных  органов при раскрытии преступления.

Методологической основой  работы являются синтез, анализ, системный  подход, а также формально-юридический, кибернетический методы.

Теоретической основой являются работы таких авторов как Яблокова Н.П., Белкина Р.С.1, Россинская Е.Р2. и другие.

Настоящая работа состоит из   введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ С ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМИ ОРГАНАМИ

Совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных  подразделений органов дознания при расследовании преступлений получила в криминалистике и следственной практике название «взаимодействие». Совокупность же приемов и способов такого взаимодействия составляет один из важных элементов тактического и  методического арсенала расследования  преступлений.

Несмотря на то, что в понятийном аппарате уголовно-процессуального закона и Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – закон об ОРД) отсутствует термин «взаимодействие», необходимость согласованных действий следователей и оперативно-розыскных органов МВД, Федеральной службы безопасности и др., именуемая в криминалистической теории и практике взаимодействием, вытекает из смысла и содержания этих законов (ст. 5, 109, 118, 144, 157, 164 и 165 УПК, ст. 7 закона об ОРД). Взаимодействие следователей с оперативно-розыскными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законом и законом об ОРД в РФ осуществляется главным образом в процессе предварительного следствия. Однако оно возможно и до возбуждения уголовного дела, и после приостановления предварительного следствия.

Необходимость взаимодействия в процессе предварительного расследования возникает, как правило, тогда, когда после  проведения необходимых следственных действий преступление остается нераскрытым  или раскрыто не полностью, когда  не выявлены или не разысканы все  участники преступления, не установлены  существенные обстоятельства дела, не проверены важные версии, имеются  трудности в отыскании доказательств  и проведении отдельных следственных действий.

На стадии возбуждения уголовного дела взаимодействие направлено на получение  недостающих для возбуждения  дела материалов и их проверку. После  приостановления предварительного расследования взаимодействие связано с решением задач по розыску необнаруженного или скрывшегося от следствия преступника.

Оперативно-розыскные меры соответствующих  служб полиции, безопасности в рамках взаимодействия и вне него, носят непроцессуальный, преимущественно поисково-справочный, наблюдательно-обследовательский и разведывательный характер, осуществляются специальными негласными и гласными методами и средствами и имеют своей целью своевременное обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, орудий преступления, похищенного имущества, выявление фактических данных, важных для следственной ориентации в сути происшедшего и его деталях, обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, а также розыск лиц, совершивших преступления и скрывающихся от органов следствия.

Порядок их производства регламентирован  не уголовно-процессуальным законом, а  разработанными на основе закона об ОРД  ведомственными нормативными актами МВД, ФСБ и др. Содержание методов и средств этой специальной деятельности изучается и разрабатывается не криминалистикой, а теорией оперативно-розыскной деятельности. Проведение специальных оперативных мер относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов. Следователи в силу своего процессуального положения не наделены правом их проведения и участия в них. В то же время их участие невозможно и из-за особой специфики этой деятельности, требующей соответствующей подготовки. Но это, естественно, не ограничивает право следователя самостоятельно осуществлять необходимые розыскные действия неспециального характера, направленные на поиск неизвестных и известных следователю лиц и предметов.

Вместе с тем УПК и закон  об ОРД наделили следователя достаточно широкими правомочиями, позволяющим  ему давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий указанным органам, требовать от оперативно-розыскных органов содействия в проведении и отдельных следственных действий. Такие поручения и требования (в письменном виде) являются обязательными для этих органов. Закон «О полиции» обязывает органы полиции исполнять соответствующие поручения и указания следователя (ст. 12). Тем самым следователи имеют возможность активно и широко использовать оперативно-розыскные возможности органов МВД, ФСБ и других органов дознания для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

При этом следственная и оперативно-розыскная  деятельность чаще всего протекают  параллельно (последовательно или  одновременно). В связи с этим именно надлежащее организованное взаимодействие обеспечивает согласованность усилий и единство действий следователя  и оперативно-розыскных органов  в деле раскрытия, расследования  и предупреждения преступлений. Причем это взаимодействие, предполагая  общее планово-организационное руководство  следователя, в то же время не имеет  в виду служебного соподчинения взаимодействующих  органов и слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. В процессе взаимодействия следователь  и оперативно-розыскной орган  действуют в строгом и точном соответствии с общим планом совместных действий, с их служебной компетенцией, выполняют только свои функции.

Под взаимодействием следователей с оперативно-розыскными органами следует  понимать основанную на законе и согласованную  по всем принципиальным условиям деятельность указанных лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение  всех остальных задач их расследования  и предупреждения.3

Взаимодействие может быть разовым, эпизодическим (связанным лишь с выполнением поручений следователя по отдельным эпизодам дела) и постоянным (осуществляемым на протяжении всего расследования по делу). Постоянный вид взаимодействия чаще всего возможен лишь в рамках расследования, осуществляемого следственно-оперативной группой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ  ТАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ  ОРГАНОВ 
    Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов может быть эффективным лишь при соблюдении ряда принципиальных условий, в соответствии с которыми указанное сотрудничество должно: 
    1) осуществляться в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и следственной этики; 
    2) быть согласованным (по целям, месту, времени и компетентности) ; 
    3) обеспечивать руководящую и организующую роль следователя при должной самостоятельности оперативно-розыскных органов в выборе и приеме решений поставленных следователем задач; 
    4) проводиться с учетом особенностей криминалистических ситуаций, в строгом соответствии с соответствующими тактико-методическими рекомендациями и обеспечивать неразглашение сведений, полученных оперативно-розыскным путем. 
    Наиболее распространенными формами указанного взаимодействия являются: 
    а) своевременная передача следователю всех данных о признаках преступления, обнаруженных в ходе оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой самостоятельно или по поручению следователя (ст. 144 УПК) с целью получения первичных данных и наилучшей ориентации в сути происшедшего; 
    б) возбуждение органом дознания уголовного дела по материалам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК). Принятие (если необходимо) мер по пресечению этих преступлений. Закрепление доказательств, могущих быть утраченными в случае промедления и проведения неотложных следственных и розыскных действий; 
    в) принятие оперативно-розыскными работниками мер по охране места происшествия, установлению свидетелей и потерпевших и задержанию подозреваемого, если производство неотложных следственных действий по данному делу берет на себя следователь; 
    г) выполнение оперативно-розыскным органом поручений следователя о производстве следственных и розыскных действий (ст. 144 УПК); 
    д) оперативно-розыскное содействие следователю при производстве следственных действий и проведении криминалистических операций; 
    е) совместная деятельность в рамках постоянно или временно действующих следственно-оперативных групп и следственных бригад. 
    Оперативно-розыскные меры проводятся не только при расследовании преступлений, но и до возбуждения уголовного дела. Именно оперативно-розыскными мерами часто обнаруживаются признаки преступлений, служащие основанием для принятия мер по их пресечению, предупреждению, а также возбуждения уголовного дела. Особенно важна эта деятельность для выявления скрытых (латентных) и тщательно замаскированных преступлений, например крупных хищений социалистического имущества, взяточничества, частнопредпринимательской деятельности и др. В этих ситуациях обычно возникает необходимость возбуждения уголовного дела не оперативно-розыскным органом, а именно следователем, могущим более квалифицированно разобраться в существе полученных оперативных данных, решить вопрос о наличии оснований для возбуждения подследственного ему уголовного дела и на более высоком уровне провести первоначальные следственные действия. Умелое взаимодействие в рамках первой формы наиболее важно для начала быстрого раскрытия преступлений, совершаемых организованной группой преступников. 
    Самостоятельное возбуждение уголовного дела органом дознания, по которому требуется предварительное расследование, оправдано в тех случаях, когда быстрая передача следователю информации о признаках преступления, обнаруженной им в результате предшествующей оперативно-розыскной и иной деятельности, затруднена, трудно рассчитывать на быстрое подключение к делу следователя, а промедление неизбежно приведет к утрате возможности задержания преступников с поличным и уничтожению следов и вещественных доказательств. Целесообразно быстрое возбуждение уголовного дела органом дознания и тогда, когда промедление с реакцией на полученную им оперативную информацию о готовящемся или совершенном преступлении угрожает жизни, здоровью, безопасности граждан, ведет к причинению значительного материального ущерба и иным тяжким последствиям. В этих случаях задача следователей как можно быстрее подключиться к расследованию этих преступлений и объединенными усилиями быстрее решить задачу их раскрытия. 
    При поручении оперативно-розыскному органу проведения следственных действий необходимо исходить из того, что указанный орган не должен выполнять такие акты и действия, которые следователь обязан осуществить лично сам, например предъявление обвинения, допрос обвиняемого, избрание меры пресечения и др. Нецелесообразно поручать оперативно-розыскным органам следственные действия, требующие особо профессионального исполнения, опыта, соответствующей специальной подготовки: сложного осмотра места происшествия и вещественных доказательств, следственного эксперимента, предъявления для опознания и очной ставки. 
    Необходимость поручения оперативно-розыскным органам производства следственных действий чаще всего обусловливается потребностью одновременного проведения ряда следственных действий (обысков, допросов), тактическими соображениями (в целях избежания возникновения таких ситуаций, которые впоследствии могут затруднить налаживание психологического контакта с подозреваемым, свидетелем и др.), неотложностью, экономичностью и т. д. При этом оперативно-розыскной работник, которому поручается следственное действие, должен быть самым тщательным образом проинформирован о целях этого действия и сориентирован на, творческое решение стоящей перед ним задачи с учетом ситуации, могущей возникнуть в ходе порученного следственного действия. 
    В то же время при даче органу дознания задания на проведение розыскных действий следователь не должен определять средства и методы их осуществления. В розыскной деятельности оперативно-розыскные работники в силу своей подготовленности имеют больший, нежели следователи, опыт и могут самостоятельно и достаточно профессионально, сообразуясь с возможными ситуациями и своими возможностями, решать вопросы розыска. 
    Задания органам дознания на проведение отдельных следственных и розыскных действий в соответствии со ст. 164, 165 УПК даются в письменном виде.4

Очень важной формой взаимодействия является содействие при производстве следственных действий, проявляющееся главным образом в организации совместной работы при осмотре места происшествия,, обыске, задержании, следственном эксперименте и некоторых других следственных действиях. 
Не менее важно и взаимодействие при проведении различного рода криминалистических операций, под которыми понимается совокупность четко спланированных, скоординированных и согласованных по всем необходимым условиям действий следователя и оперативно-розыскных органов, осуществляемых под единым следственным руководством для решения таких задач расследования, которые не могут быть решены отдельными или несколькими, но не упорядоченными указанным образом следственными действиями. Указанные операции могут носить тактический (нейтрализация организованного противодействия со стороны подозреваемых, обвиняемых и других заинтересованных лиц, раскол спаянной преступной группы, выявление похищенного и ценностей, нажитых преступным путем и т. д.) и стратегический (выявление лица или круга лиц, среди которых следует искать преступника, изобличение виновных и т. д.) характер. От уровня проводимой операции зависит объем подготовительной информационной, инструктажной и плановой работы, число участников и групп участников и т. д. Например, по делам об организованных хищениях в торговле часто проводится операция, имеющая своей целью внезапное перекрытие входов и выходов из магазина, осмотр всех помещений магазина с одновременным проведением инвентаризации. Эта операция требует большой предварительной подготовки, четкого плана, тщательного подбора участников операций, создания нескольких оперативных групп и четко налаженного обмена информацией в ходе проведения операции. 
В настоящее время распространенной и эффективной формой взаимодействия является совместная работа следователей с оперативно-розыскными работниками в рамках постоянно действующих следственно-оперативных групп, создаваемых для раскрытия различных и особенно наиболее тяжких преступлений. Например, в соответствии с указанием Генерального прокурора и министра внутренних дел во всех республиках, краях, областях и крупных промышленных городах созданы такие группы по раскрытию умышленных убийств, совершенных в условия неочевидности, а также для раскрытия убийств прошлых лет, дела о которых приостановлены производством за неустановлением лиц, совершивших преступления. 
Следственно-оперативные группы формируются из наиболее квалифицированных следователей и оперативно-розыскных работников, имеющих достаточный опыт работы по раскрытию и расследованию преступлений против личности. Они создаются совместным приказом соответствующего прокурора и начальника органа внутренних дел. и делятся на две подгруппы — следственную и оперативную и включают в себя, помимо следователей и оперативных уполномоченных, не менее двух специалистов в области судебной медицины, специалистов-криминалистов, специалиста-кинолога. Общее руководство группой возлагается на одного из следователей по особо важным делам. Порядок взаимодействия регулируется соответствующей инструкцией,, утвержденной прокуратурой и министерством внутренних дел. 
Основные способы взаимодействия в рамках этой группы связаны с разработкой плана совместной работы, организацией целенаправленлений совместной работы. Каждый участник взаимодействия в свою очередь должен иметь свой план по своему конкретному участку совместной работы или план порученного следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия.5

Информация о работе Взаимодействие следователей и оперативно-розыскных органов при раскрытии преступления