Взаимодействие следователей и оперативно-розыскных органов при раскрытии преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:44, реферат

Краткое описание

Быстрое и полное раскрытие многих преступлений и решение иных задач расследования, как показывает следственный опыт, обычно невозможно без четко согласованных и совместных действий следователей и оперативно-розыскных работников органов дознания. Весьма важно тактически и методически правильно налаженное их сотрудничество при раскрытии убийств, изнасилований, взяточничества, крупных хищений и краж государственного и иного чужого имущества, иных преступлений в сфере экономики и разбойных нападений.

Содержание

Введение 3
1. Общие вопросы взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами 5
2. Основные тактико-методические положения взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов…………………………………………………………………………..9
3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступления 15
Заключение 19
Библиографический список 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ  ОРГАНОВ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ПРИ  РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Под общественностью в  широком смысле принято понимать всех граждан страны, не имеющих  служебной обязанности участвовать  в правоохранительных мероприятиях и способных по своим личным качествам  решать поставленные задачи. В узком  смысле это представители общественных объединений и трудовых коллективов  предприятий, учреждений организаций. Помощь общественности в раскрытии  преступлений возможна в процессуальной и непроцессуальной формах. Последняя, в свою очередь, может быть нелегальной (оперативной) или гласной.

Следовательно, участие общественности в раскрытии преступлений это  добровольная гласная или негласная, основанная на гражданском сознании деятельность общественных организаций  или отдельных граждан по оказанию помощи правоохранительным органам  в раскрытии преступлений, розыске  виновных лиц, в выявлении и устранении причин и условий, способствовавших их совершению.

Участие общественности может  носить единовременный характер или  продолжаться в ходе всего расследования. В одних случаях следователь  или оперативный работник сам  привлекает общественность к содействию в расследовании, в других используют инициативу добровольных помощников, сигнализирующих о совершенных  или готовящихся преступных посягательствах.

Помощь общественности в  раскрытии преступлений может состоять в: непосредственном обнаружении и  пресечении гражданами преступлений; оказании содействия в розыске и  задержании преступников; сообщении  правоохранительным органам данных, помогающих раскрытию преступлений; участии в подготовке и проведении следственных действий; выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

1) Содействие в непосредственном  обнаружении и пресечении преступлений  реализуется путем участия в  рейдах и проверках, проводимых  по собственной инициативе или  по заданию правоохранительных  органов. Так, на стоянках автомашин,  в гаражах и во дворах, как  правило, находятся представители  общественности, участвующие в проверке  наличия угнанного или бывшего  в дорожно-транспортном происшествии  автомобиля, который скрылся с  места происшествия.

2) Взаимодействие следователя  и оперативного работника с  общественностью в розыске и  задержании преступника, как правило,  заключается в: преследовании  по горячим следам; его задержании  и передаче правоохранительным  органам. Эти действия граждан  или представителей общественности  должны быть затем процессуально  оформлены соответствующими должностными  лицами органа дознания или  следствия.

3) Сообщение правоохранительным  органам данных, способствующих  раскрытию преступлений. Некоторые  граждане по своей инициативе  приходят или звонят в правоохранительные  органы и рассказывают о подозрительных  или преступных действиях. Устные  заявления лиц, содержащие информацию  о преступлениях, должны быть  занесены в протокол, а письменные  зарегистрированы. По таким сообщениям  проводятся проверочные мероприятия,  а в случае подтверждения возбуждаются  уголовные дела.

Закон прямо предусматривает  в качестве поводов к возбуждению  уголовного дела заявления и письма граждан, внештатных сотрудников полиции, народных дружинников по охране общественного порядка, членов других общественных организаций, а также статьи, заметки и письма, опубликованные в печати. Если в материалах содержатся признаки состава преступления, то орган дознания, следователь или прокурор (судья) должны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело и принять меры к его расследованию.

К числу сведений, способствующих расследованию преступлений, относятся  сообщения граждан о личности подозреваемых (обвиняемых). Лица, знакомые с подозреваемым (обвиняемым) продолжительное  время, дают о нем информацию, помогающую более правильно и объективно оценить его личность и степень  общественной опасности, полнее выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

4) Взаимодействие следователя  и общественности в подготовке  и проведении следственных действий  реализуется при осмотре места  происшествия (здесь представители  общественности могут оказать  содействие в преследовании преступника  "по горячим следам", в охране  обстановки места происшествия, в сообщении криминалистически  значимых сведений, в поиске следов  и предметов, которые, возможно, обретут статус вещественных  доказательств, в прочесывании  местности); обыске и выемке (охрана  места обыска, выполнение вспомогательных  мероприятий и работ); следственном  эксперименте (подготовка обстановки, участие в опытных действиях  и др.); опознании (установление  личности потерпевшего в случае  обнаружения неопознанного трупа,  опознание автотранспортных средств,  орудий, домашних животных по  внешним признакам) и т.д.

5) Действенную помощь общественность  может оказать как в выяснении  причин и условий, побудивших  к совершению преступлений, так  и в реализации намеченных  следователем мероприятий по  их устранению. Положительную роль  здесь играют различные общественные  комиссии, которые вскрывают и  недостатки в организации работы  и допущенные злоупотребления,  и породившие их причины.

Результативность взаимодействия следователя и оперативного работника  с общественностью достигается  при соблюдении следующих условий:

1) строгое выполнение требований  закона;

2) недопустимость делегирования  представителям общественности  процессуальных функций;

3) использование помощи  общественности в качестве вспомогательного  средства и на строго добровольных  началах;

4) привлечение общественности  с учетом обстановки, складывающейся  при расследовании конкретного  дела;

5) недопустимость использования  заинтересованных в деле лиц;

6) тщательный инструктаж  и контроль действий представителей  общественности;

7) возмещение материальных  затрат или ущерба, понесенного  конкретными представителями общественности;

8) своевременное моральное,  а также материальное поощрение  общественников, выполнивших данное  им поручение.

Своевременное и тактически правильное привлечение общественности к расследованию и предупреждению преступлений - эффективное средство повышения качества следственной деятельности, изобличения виновных лиц, устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преступность существенно изменяет свое качество в сторону организованности и коррумпированности, вооруженности, обострения межнациональных конфликтов, транснациональности и приобретения иных модификаций, используя достижения научных и технических средств.

Подобное положение дел требует  от государства адекватных мер в  сфере борьбы с преступностью, активного и эффективного использования инструментария оперативно-разыскной деятельности. Сегодня уже никто не сомневается, что без средств и методов оперативно-разыскной деятельности современному уголовному судопроизводству не под силу подобраться к большинству серьезных преступлений.

Под взаимодействием понимается согласованная  деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического  подразделения, предполагающая рациональное сочетание при расследовании  преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств.

На каждом этапе расследования  криминалистически значимая информация, поступающая в ходе ОРД, вызывает необходимость производства конкретных следственных действий. В свою очередь, собранные следователем по уголовному делу доказательства могут обусловить принятие тех или иных оперативно-розыскных  мер.

Взаимодействие должно носить целеустремленный характер. Оно – обязательное и необходимое условие наиболее эффективной деятельности следователя, специалиста-криминалиста и органа дознания по раскрытию и расследованию конкретных преступлений.

Единство целей и общность задач  ОРД и уголовного процесса в раскрытии, расследовании преступлений и розыске  скрывшихся преступников объективно обусловливает их сближение. Однако эффективность этих правоохранительных инструментов заключается не только в единстве, но и в специфике: следователь и органы, осуществляющие ОРД, обладают специфическими, только им присущими средствами раскрытия и расследования преступлений. Вместе с тем, эти полномочия дают наибольшую отдачу только в ходе совместной и согласованной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

    1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК  РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
    2. Федеральный закон  "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ
    3. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.01.2011) Опубликовано: в "РГ" - Федеральный выпуск №5401 8 февраля 2011 г.
    4. Ищенко Е. П., Топорков А. А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. Е. П. Ищенко. М., «Инфра-М», 2005.
    5. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. – М.: Изд-во НОРМА, 2000.
    6. Криминалистика: Учебник / Под ред. А. Г. Филиппова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Спарк, 2005.
    7. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 718 с.
    8. Россинская Е. Р. Криминалистика : Курс лекций. — М.: Норма, 2006.
    9. URL:  http://evcppk.ru/kriminalistika/1651-pervonachalnye-sledstvennye-dejstviya-i-operativno-rozysknye-meropriyatiya-po-poluchenii-soobshheniya-o-prestuplenii.html
    10. URL:   http://2kriminalistika.ru/?p=399

 

 

1 Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. – М.: Изд-во НОРМА, 2000

2 Россинская Е. Р. Криминалистика : Курс лекций. — М.: Норма, 2006.

3 Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 718 с.

4 Криминалистика: Учебник / Под ред. А. Г. Филиппова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Спарк, 2005.

5 URL:   http://2kriminalistika.ru/?p=399

6URL:  http://evcppk.ru/kriminalistika/1651-pervonachalnye-sledstvennye-dejstviya-i-operativno-rozysknye-meropriyatiya-po-poluchenii-soobshheniya-o-prestuplenii.html


Информация о работе Взаимодействие следователей и оперативно-розыскных органов при раскрытии преступления