Этика научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:39, реферат

Краткое описание

Наука не стоит на месте. Исследования и открытия в разных областях привели как к положительным, так и негативным последствиям. Не секрет, что крупнейшие открытия в физике, химии, биологии прошлого века привели к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологическому кризису. Исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. И как следствие существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше это относилось к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований?

Содержание

1. Вступление............................................................................................. 3
2. Нравственность, мораль и этика ........................................................... 5
3 Этические проблемы науки 20-21 вв......................................................... 7
4. Особенности этики научных работников.................................................. 8
5. Кодекс научной этики.......................................................... 9
6. Научная честность..................................................................... 11
7. Биоэтика....................................................................................... 14
8. Евгеника.............................................................................................. 16
9. Генная инженерия и этические аспекты,……………………………….. 18
10. Заключение
Список использованной литературы...................................................................... 24

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

     Требования  этики науки редко формулируются в виде кодексов, как правило, они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки и деятельности. Они охватывают различные виды деятельности ученых, подготовку и проведение исследований, публикацию полученных результатов, проведение научных дискуссий, экспертизу полученных коллегой данных.

     В современной науке особую остроту  приобрели этические проблемы взаимоотношений  науки и ученого с обществом, то есть социальная ответственность  ученого. Для того, чтобы заниматься научной деятельностью, необходима моральная поддержка со стороны общества, поэтому вопросы о моральном оправдании и обосновании таких занятий обсуждаются постоянно. Но в эпоху научно-технической революции науки и масштабов ее социальных эффектов, проблемы ответственности ученого перед обществом особенно заострились и наполнились новым содержанием. Социальная ответственность ученого на современном этапе научного прогресса выражается, в первую очередь, в стремлении предвидеть нежелательные для человека и человечества последствия, потенциально заложенные в результатах его исследований, а также в информировании общественности о возможности такого рода последствий и путях их предупреждения. 

     5. Кодекс научной  этики. 

     Этика в науке – это система моральных  требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения в действиях ученых, поощрения и морального наказания.

     Каждый  ученый, связавший свой жизненный  путь с научной деятельностью, направленной на получение знаний  посредством  научных методов, ради достижения высоких  научных результатов обязан придерживаться известных принципов поведения в научном сообществе. Эти принципы определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности. Обобщенные и систематезированные принципы поведения ученого с точки зрения морально-этических ценностей составляют своеобразный «Кодекс научной этики».

     Научная этика - это совокупность установленных  и признанных научным сообществом  норм поведения, правил морали научных  работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.

     Этические вопросы в науке могут возникать  по разным причинам. Это нереализованные  идей, которые желательно воплотить  в жизнь;  конфликты, в которых  следует выступить посредником; необходимость ограничить и исправить сомнительное или непрофессиональное поведение и т.д. Цель Кодекса этики - не ограничение или наказание, а содействие внимательному и ответственному отношению к ежедневно возникающим ситуациям и проблемам.

     Кодекс  научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение и прогресс знаний посредством научных методов, активизирует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценностей, свойственных научной деятельности, а также своеобразный каталог тех поступков ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения. Кодекс научной этики основывается на правах и обязанностях научных работников, признанных международным сообществом, и основных принципах: стремление к знаниям и поиск истины; свобода творчества; коллегиальность; подотчетность; справедливость и честность.

     Основные  права и обязанности ученых, сформулированы в «Рекомендации относительно статуса работников науки», принятой 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г следующим образом:

     - принимать активное участие в  определении путей развития науки  и техники, а также направлений  их использования в интересах  человечества: анализировать необходимые  социальные условия в каждом  конкретном случае и информировать общественность о возможных социальных последствиях; участвовать как в подготовке, так и в реализации принятых решений, их контроле и анализе их последствий;

     - проводить научные исследования  и передавать свои профессиональные  знания; вмешиваться и проявлять инициативу при выборе предмета и методов исследования, при обеспечении доступа к источникам информации, необходимой для выполнения своих обязанностей; выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований;

     - общаться и обмениваться информацией,  полученной как в ходе собственных  исследований, так и из внешних  источников; сотрудничать и содействовать  здоровой конкуренции между работниками  науки, распространению знаний  в гуманных целях; использовать  современные средства коммуникации для обеспечения доступа к научной информации и стимулирования дискуссий, как в рамках научного сообщества, так и в масштабах общества в целом, содействовать конструктивному диалогу с людьми, ответственность которых распространяется на другие сферы (СМИ, политика, экономика и т.п.), чтобы облегчить общественное признание моральной ценности научно-технических достижений;

     - создавать, использовать и распространять  знания, как индивидуально, так  и сообща, благодаря контактам  и сотрудничеству - прямая обязанность научных работников перед будущими поколениями;

     - обеспечивать свою роль собственной  научной деятельностью. Здесь  имеется в виду: доверие в процессе  работы и признание достижений  в научной и общественной деятельности  ко всем научным работникам и особенно к молодежи и женщинам; возможность для научных работников, мужчин и женщин, строить свою научную карьеру независимо от семейных и родительских обязанностей, создание равных условий и возможностей для их профессионального роста; вознаграждение в соответствии с квалификацией и результатами работы; - изменять социальное окружение людей и природную среду, считая развитие человека и охрану природной среды определяющими критериями при выборе форм использования научного знания.  
 

     6. Научная честность.  

     Научная честность обусловливает этические  ценности, которыми должны руководствоваться  работники науки.

     Благодаря достижениям науки, человечество больше узнает о мире, открывает новые  истины, исправляет ошибочные представления  и концепции. Благодаря процессу обучения и свободным научным дискуссиям работники науки стараются поддерживать стремление к обучению и содействовать ему, распространять знания, преодолевать невежество.

     Поскольку стремление к знанию и поиск истины жизненно важны для научной и научно-педагогической деятельности, то сознательная нечестность - чрезвычайно опасна для развития человечества. Даже тогда, когда нечестность не причиняет серьезного материального ущерба, она подрывает значение проведенных исследований и создает негативный имидж ученых в глазах общества.

     Правила и положения о честности в  научных исследованиях и научном  творчестве действительны для всех работников науки, причастных к научной  и научно-педагогической деятельности.

     Авторское право: Авторами признаются только те работники науки, которые внесли весомый интеллектуальный вклад в определенный научный труд.

     Нарушениями этики в научных исследованиях  считаются: фальсификация, переделка  и плагиат; непризнание авторства  или весомого интеллектуального  вклада в научный труд; использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед; использование архивных материалов с нарушением правил использования архивных документов; несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций; условий безопасности научного труда.

     Не  считаются нарушениями этики  в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также несфальсифицированные (неосознаваемые) исследовательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных результатов и экспериментальных разработок.

     Каждый  работник науки имеет право на продукт - результат собственного интеллектуального  труда, при этом он не должен ограничивать доступ к результатам для тех, кто помогал ему при проведении исследования.

     Работник  науки должен быть открытым для критики, советов и пожеланий.

     Необходимо, чтобы научный коллектив должным  образом относился к информации, которая считается конфиденциальной. Однако нормы конфиденциальности не должны выступать препятствием для распространения информации об объективности оплаты научного труда в коллективе.

     В процессе развития науки этика постоянно  меняется. Вместе с тем для нее характерна преемственность, сохранение ключевых этических ценностей. В нормах этики науки воплощены, в первую очередь. Общечеловеческие моральные требования и запреты, конкретизированы особенности научной деятельности. Так, плагиатора можно квалифицировать как нарушителя заповеди «не кради», а фальсификатора, умышленно искажающего данные эксперимента, - заповеди «не обманывай».

     Кроме того, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических  ценностей ее самой. Первая среди  них – бескорыстный поиск и отстаивание истины. И поскольку не всегда удается оценить истинность полученных данных, нормы этики не требуют, чтобы результат каждого исследования обязательно давал истинные знания. Достаточно, чтобы этот результат был новым, обоснованным.

     Научные достижения были бы невозможными без  взаимного доверия между теми, кто в этой деятельности участвует. Поэтому нарушения норм научной  этики закономерно нуждаются  в моральных санкциях со стороны  научного содружества, которые могут  быть, слишком ощутимыми для нарушителя вплоть до исключения его из научного коллектива.

     Важными пунктами в сфере этики ученых являются:

     - корректное определение авторства;

     - недопустимость плагиата, ориентированность  на новизну;

     - недопустимость фальсификации эксперимента, научного открытия;

     - корректное цитирование, корректные  ссылки;

     - корректность в научной полемики, недопустимо оскорбление оппонента;

     - научная добросовестность при  проведении экспериментов, построение  научных теорий;

     - осознание личной профессиональной  ответственности;

     - осознание моральной ответственности  ученых за негативные последствия. 

     Наиболее  важным в сфере этики ученого  мира является проблема авторства научных  открытий, плагиата, компетентности и  фальсификации научных открытий. Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он, интенсивно занимаясь научной деятельностью, отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые значительно преувеличивают свой личный вклад в науку, сравнивая свою деятельность с деятельностью своих коллег, что также порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет нарушение научной корректности и научной этики. В сферу этики науки попадают и проблемы бытия ученых. Строго говоря, ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

     Создание  атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, заставляет считать приоритетными и первостепенными  задачи гуманитарного контроля над  наукой. Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными уже в 1938 г. в силу открытия расщепления атома урана, сопровождавшегося выделением огромного количества энергии.

     Этические проблемы, проистекающие из области  биологии, указывают на опасность абсолютизирования биологизаторских тенденций, в рамках которых признаются врожденными многие отрицательные черты человека — насилие, угроза, вражда, войны, а также стремление к карьерному росту, лидерству, инстинкт власти и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии различий полов на умственную деятельность. генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. 

     7 . Биоэтика. 

Информация о работе Этика научного исследования